Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»
проект по развитию речи (младшая группа)

Носова Марина Александровна

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
посредством развития мелкой моторики рук»

Воспитатель:

Носова М.А.

г.Ачинск 2019 г.

Известно, что в последние годы уровень речевого развития детей заметно снизился.

Главная причина этой проблемы — общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. 

Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически!

Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики — два взаимосвязанных неразрывных процесса.

В младшую группу приходят «домашние» дети, у многих из них не сформированы навыки самообслуживания. Наблюдая за детьми, мной было замечено, что, у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие — собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи — застегивать-расстегивать застежки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно, и развить речь. Отечественные ученые пришли к выводу, что рассматривать кисть руки, как орган речи, есть все основания. Поэтому кисть руки выступает таким же органом речи, как и артикуляционный аппарат.

Цель работы по самообразованию: формировать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.

Задачи:

Обучающие:

- активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;

- накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики.

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;

-  развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные:

-  воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

Задачи для педагога:

- определить оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.

- способствовать появлению и повышению интереса детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики.

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.

- организовать соответствующую предметно-развивающую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.

- привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Система работы по формированию речевой деятельности детей младшего возраста посредством развития мелкой моторики определяется целью и задачами программы и реализуется в различных видах деятельности:

- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами;

-  общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

-  двигательная активность.

Наиболее эффективными формами организации образовательного процесса являются:

1. Совместная деятельность педагога с детьми: использую дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, сюжетно-игровые ситуации, работа с пластилином.

2. Самостоятельная деятельность детей. Для самостоятельной деятельности детей работаю над пополнением предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в которые сконцентрировала разнообразный материал по развитию мелкой моторике рук.

3. Взаимодействие с семьей:

- папки – передвижки;

- памятки с упражнениями;

- мастер-классы;

- родительские собрания, консультации, анкетирование;

- привлечение родителей к изготовлению поделок и игрушек.

При организации совместной деятельности взрослого с детьми использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая и подгрупповая.

В группе создала условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположила таким образом, что бы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в непосредственной образовательной деятельности, но и проявить свое творчество, а так же закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.

Кроме того, на основе изученной литературы мной был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики;

- были систематизированы игры, развивающие мелкую моторику рук;

-  дополнена предметно – развивающая среда дидактическим материалом;

- оформлена картотека пальчиковых игр со стихами;

- создана картотека физминуток со стихами.

С целью системного подхода к развитию мелкой моторики рук мной были классифицированы основные виды игр, заданий, упражнений:

1. Игры с использованием развивающих игрушек.
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том, чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитии ребенка.

Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, доски Сегена (рамки, вкладыши), фигурки на магнитах, кубы-сортёры, пазлы, мозаики, игры тренажёры – молоточки.

2. Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

3. Также использую в своей работе игры со счётами, с прищепками, макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками — липучками.

Применяю экспериментирование с материалами и веществами, игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком, игры с водой.

Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:

1. Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов и т.д. Применяю на занятиях способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками.

2. Лепка из пластилина, глины, слоеного теста. Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт.

Ожидаемые результаты:

1. Дети в процессе самостоятельной деятельности смогут употреблять стишки и потешки, заученные во время пальчиковых игр.

2. Словарь детей расширится за счет систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.

3. Умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов;

4. Умение составлять фразы из трех и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.

5. Умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.

6. Движения рук и пальцев детей станут более четкими. В процессе игр дети более четко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.

7. Стремление к общению со взрослым и сверстниками, активно подражая им в движениях.

Заключение

Возраст от двух до четырёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей пользовался внеречевыми средствами, он переходит к речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится речь.

В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется формированию потребности высказываться самостоятельно. Малыши говорят с целью что-то сообщить, объяснить, попросить, а также сопровождают речью игровые действия. Их сообщения и объяснения состоят из сложных предложений, что позволяет совершенствовать синтаксическую сторону речи детей.

Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то есть речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит навыком письма

Список использованной литературы:

1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003.

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие  Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.

3. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам

народных песен и сказок  Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)

4. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. –

Ярославль, 2007.

5. Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с.

6. Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений  – М.: ООО «Гном-пресс», 2000.

7. Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1 до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011.

8. Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. –( С. 56-58.)

9. Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008.

10. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по теме самообразования: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Развитие речи ребенка посредством развития мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением....

"Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики "

Развитие мелкой моторики – одно из наиболее эффективных средств речевого развития детей, способствует формированию интеллектуальных способностей детей, а также оказывает влияние на общее пс...

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Доклад к районному методическому объединению учителей-логопедов и педагогов-психологов на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук&r...

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».

Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством  развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук....

Опыт работы «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Цель:- Развивать речевую деятельность детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики.Задачи:Обучающие:— активизировать словарь детей посредствам мелкой моторики рук;&md...