Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО
консультация по развитию речи (старшая группа)

Голубева Елена Владимировна

Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

"Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"

Сухомлинский В.А.

На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую  речь.                                                                            Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.

Если учесть, что сегодняшние дошкольники  обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.           Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей  обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

- ухудшение состояния здоровья детей;

- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

Для успешного развития речи необходимо:

1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

3. Создавать соответствующую обстановку.

4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

Исходя из вышесказанного, в  дошкольном учреждении максимально создаются  условия для развития речи детей.

               Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов, воспитателей, логопедов.                                                                            Песочная терапия или игра с песком - прекрасная среда для развития способностей ребенка, речи, мышления, снятия эмоционального напряжения, для работы с "трудными" детьми.  Одним из действенных средств развития речи является именно метод песочной терапии.

                Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

               Песочная терапия представляет собой систему игр, направленных на развитие мелкой моторики, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша. Игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

Каждое занятие разделено на три этапа: вводный, развивающий – основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).

Процесс обучения поделен на два этапа:                                                                                

- знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком. Обучение, непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур;

- сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.

Поделки из цветного песка выполняются на каждом занятии, тема поделки повторяет тему рисования песком на световом столе.

           Техники рисования на световом столе: cоздание изображений с помощью отпечатков пальчиков, пальцами поочередно (например, поочередное рисование линий разными пальцами /бревнышки), кулачком, ребром ладони, ребром большого пальца (прорисовка деталей рисунка), щепотью (например: отсыпать глаза, детали рисунка, для украшения), одновременное использование нескольких пальцев (например: трава, волны, лучики у солнышка и др.), симметрично двумя руками (в рисовании разных картин: например нос у ежика, елка и др.), отсекая лишнее.

Игровые методы:

1. «Чувствительные ладошки». Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. «Отпечатки наших рук». Воспитанникам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

3. Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

4. Рисунки на песке.                                                                                                      На песке можно рисовать   буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

Таким образом, подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...

Песочная анимация как эффективное средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964017","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22964025","attributes":{"alt":"","class"...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.Д...

Использование песочной терапии в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Наилучшая для ребенка та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для детей наилучшая игрушка – это куча песка».К. Д. Ушинский...

«Песочная терапия, как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Песочная терапия – игра с песком как способ развития речи ребёнка....

«Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

quot;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"      ...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО

В статье раскрывается система работы игр для формирования связной речи через песочную терапию...