Главные вкладки

    Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО
    консультация по развитию речи (старшая группа)

    Голубева Елена Владимировна

    Консультация для родителей, которая раскрывает причины недоразвития речи дошкольника и знакомит с одним из эффективных методов развития речи "Песочной терапией".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста в ДОО»

    "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"

    Сухомлинский В.А.

    На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка.

    Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми.

    Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе?

    В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный и проблема развития речи день ото дня становится всё более актуальной. Почему? К сожалению, сейчас, когда детям  всё меньше времени отводят на  чтение  художественной литературы и дошкольники больше  проводят время  за экранами телевизоров и компьютерами, они лишаются возможности услышать правильную, красивую  речь.                                                                            Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

    Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.

    Если учесть, что сегодняшние дошкольники  обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.           Следовательно, ведущей задачей является развитие связной речи.

    Критическая ситуация в развитии речевой активности детей  обусловлена рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

    - ухудшение состояния здоровья детей;

    - существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

    - глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

    - недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;

    - дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.

    Для успешного развития речи необходимо:

    1. Интересно организовать жизнь ребёнка.

    2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.

    3. Создавать соответствующую обстановку.

    4. Не забывать про одарённых детей. Речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.

    Исходя из вышесказанного, в  дошкольном учреждении максимально создаются  условия для развития речи детей.

                   Метод песочной терапии завоёвывает популярность у практикующих психологов, воспитателей, логопедов.                                                                            Песочная терапия или игра с песком - прекрасная среда для развития способностей ребенка, речи, мышления, снятия эмоционального напряжения, для работы с "трудными" детьми.  Одним из действенных средств развития речи является именно метод песочной терапии.

                    Развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

    Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга".

                   Песочная терапия представляет собой систему игр, направленных на развитие мелкой моторики, которая полностью соответствует возрастным особенностям и потребностям малыша. Игры включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.

    Каждое занятие разделено на три этапа: вводный, развивающий – основной, заключительный (подведение итогов, обсуждение).

    Процесс обучения поделен на два этапа:                                                                                

    - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком. Обучение, непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур;

    - сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.

    Поделки из цветного песка выполняются на каждом занятии, тема поделки повторяет тему рисования песком на световом столе.

               Техники рисования на световом столе: cоздание изображений с помощью отпечатков пальчиков, пальцами поочередно (например, поочередное рисование линий разными пальцами /бревнышки), кулачком, ребром ладони, ребром большого пальца (прорисовка деталей рисунка), щепотью (например: отсыпать глаза, детали рисунка, для украшения), одновременное использование нескольких пальцев (например: трава, волны, лучики у солнышка и др.), симметрично двумя руками (в рисовании разных картин: например нос у ежика, елка и др.), отсекая лишнее.

    Игровые методы:

    1. «Чувствительные ладошки». Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

    2. «Отпечатки наших рук». Воспитанникам очень нравится на песке делать отпечатки ножек, ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки и ножки.

    3. Игра «Секретик» «Что спрятано в песке? В песке прячутся любые игрушки, при этом тайник помечается, задача ребенка - откапать «секретик», а потом сделать похожий.

    4. Рисунки на песке.                                                                                                      На песке можно рисовать   буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, с развитием мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, это способствует развитию речи, произвольного внимания, памяти. Но главное ребенок получает первый опыт рефлексии - учится понимать себя и других.

    Таким образом, подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, которая с каждым годом становится все актуальнее. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Метод моделирования сказок, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...

    Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

    Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

    «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

    «Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

    Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

    Мастер – класс По теме: «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

    Метод "Синквейн" является одним из современных образовательных технологий. Синквейны часто используются современными педагогами ДОУ в непосредственной образовательной деятельносмти  и на уроках в...

    "Нетрадиционные методы развития речи детей старшего дошкольного возраста"

    Использование мнемотаблиц,мнемодорожек,пиктограмм для обучения рассказыванию,пересказу,составлению описательных рассказов.Особенности методики....

    Авторские наработки .Игровые упражнения с элементами Су - Джок терапии по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

    Данные упражнения способствуют развитию не только речевых аспектов, но и развитию мелкой моторики посредством выполнения самомассажа....