Мастер-класс для педагогов на тему: «Обучение дошкольников работе с серией картинок»
консультация по развитию речи

Метельская Елена Станиславовна

мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_dlya_pedagogov.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 10 «Чебурашка»

Мастер-класс для педагогов

на тему: «Обучение дошкольников работе с серией картинок»

Подготовила: Метельская Е. С. воспитатель

1 квал. категории

Г. Краснокаменск 2018

Тема: Обучение дошкольников работе с серией картинок»

Педагог-мастер: Метельская Елена Станиславовна

Участники мастер – класса: педагоги ДОУ

Дата проведения:

Время проведения:

Место проведения: ДОУ №10

Продолжительность мастер-класса:

Цель: научить педагогов составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

Задачи: Учить выделять при рассматривании картинок время события, место события, общих героев, их действия и обозначать их символами. Продолжать учить использовать схему при составлении рассказ. Продолжать учить составлять логически правильный рассказ по схеме.

Планируемые результаты: педагоги научаться составлять рассказ с наглядной опорой на серию сюжетных картинок, отображающих последовательность событий и являющихся зрительным планом изложения.

Раздаточный материал: серия сюжетных картинок, схема алгоритма, схема составления рассказа.

Ход мастер-класса:

1. Теоретическая часть мастер- класса. 

Под содержанием образования сегодня следует рассматривать овладение детьми технологиями работы с новыми знаниями, формирование у них навыков исследовательской деятельности, способности увидеть каждый отдельный элемент окружающего мира в единой структуре явлений и объектов. В связи с этим встает вопрос, каким образом сегодня строить образовательный процесс? Некоторые решения на эти вопросы  раскрываются в таком педагогическом направлении как ТРИЗ-педагогика, применение которой гарантирует формирование исследовательских умений воспитанников.

В своей работе мы используем технологии развития связной речи дошкольников, разработанные на основе технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ в описании Т.А.Сидорчук. Наиболее доступной является технология обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии сюжетных картинок. Данная технология ориентирована на развитие у детей логического компонента: умения восстановить причинно-следственные связи, реально существующие в жизни. Итогом работы является описательный рассказ о событиях, изображенных на картинках.

В отличие от случайного перемещения картинок и свободного манипулирования ими, в данной технологии обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется строго по определенному алгоритму, состоящему из 7этапов. Причем каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие и  его схематизированное изображение.

2. Практическая часть. 

1.Цель первого этапа научить ребенка раскладывать картинки слева направо без учета последовательности сюжета. Он занимает несколько секунд. Картинки после раскладывания не перемещаются. Этот этап обозначается схемой с  последовательным изображением четырех квадратов. (возьмите картинки и разложите их в ряд паровозиком) (или сама показываю как это делается на доске)

2.Цель второго этапа, научить ребенка определять время событий, происходящих на картинках (время года, часть суток), (напр. Какое время года изображено? Какое время суток? Найди схему, обозначающую время события). Выставляется схема - часы.

3.Цель третьего этапа научить ребенка определяется место, где происходят события, и делать обобщение (в одном месте или в разных). В каком месте происходит событие?  Найди схему, обозначающую  место события. Выставляется схема – компас.

4.Цель четвертого этапа научить находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии. Здесь важно сформировать понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой, которому можно придумать имя, обозначить возраст, описать внешний вид. Посмотри на каждую картинку и найди главного героя. Давайте придумаем ему имя.

Что еще нарисовано на всех картинках?

Найди схему, обозначающую  героев на всех картинках. Выставляется схема героев.

5.Цель пятого этапа - научить называть действия героев  и догадаться, зачем они это делают. Поочередно каждая картинка описывается по логической цепочке «объект-действие-цель действия». Возьмите первую картинку, назовите героя, его действия и скажите,  зачем он это делает. Найдите схему, обозначающую нашу игру. Выставляется схема данного этапа – рука.  

6.Цель шестого этапа научить устанавливать логическую последовательность действий на картинках  до и после от любой выбранной картинки. Возьмите любую понравившуюся картинку, поставьте ее вниз. Назовите, кто изображен на картинке и что он делает. Поиграем в игру «Что было раньше – что будет потом». Найдите картинку, на которой нарисовано, что было раньше? Что был после этого?

Наши картинки выстроились по порядку (в логический ряд) . Найди схему игры. «Что было раньше – что будет потом».  Этот этап обозначается схемой, похожей на схему первого этапа, только квадраты соединены.

7. Цель седьмого этапа научить составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок и с помощью выложенной схемы рассказа.

«Составьте рассказ по картинкам. Чтобы рассказ был правильным, используйте эту схему. Давайте повторим ее: время, место, героев, действия, что за чем происходило».

Далее заслушиваются рассказы детей (3-4), или образец рассказа воспитателя

Главное в рассказах детей – это повествование, поэтому внимание на образных характеристиках не заостряется.

Дети по одному составляют рассказы, или педагоги принимают рассказы как коллективное творчество.

На данном этапе эффективно  использовать другую технологию – технологию работы в парах, для того, чтобы все дети группы смогли поупражняться в составлении рассказа. В качестве контента у каждой пары есть раздаточная серия картинок и раздаточная схема рассказа. Дается алгоритм работы в парах. Используя эти пособия, дети рассказывают историю друг другу и оценивают совместную работу.

3. Заключительная часть.  

В результате использования данной технологии дети осознанно справляются с составлением связного рассказа по сюжету. У детей формируется понятие, что любое событие в жизни имеет целый ряд признаков:  места, времени, действующих лиц, предметов или дополнительных объектов, действий с определенной целью, наличия положительного или отрицательного результата. Собирая логическую последовательность сюжета, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что важно для  социального развития детей.

        

Вводная часть

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать.

Март – и день прибавился,

Март – и снег убавился.

Уходи, мороз, поскорей

К нам грачи летят, и ручьи звенят.

О каком времени года эта загадка? (о весне)

А вы знаете признаки весны? (да)

Проверить ваши знания поможет игра «Хлопни-топни»

Игра «Хлопни – топни»

Если я назову правильный признак весны, хлопните 1 раз в ладоши, а если неправильный, топните 1 раз.

«Наступила весна. Снег тает. Затрещали сильные морозы. Прилетели перелётные птицы. На реке начался ледоход. Дети надели теплые шубы, валенки. Побежали ручьи. Началась метель, вьюга. С сосулек капает. Начался листопад. Созрели ягоды». Молодцы, вы знаете все признаки весны и смогли исправить мои ошибки.

Ребята, я получила письмо от Незнайки. Хотите узнать, о чем он пишет? (да)

«Здравствуйте ребята! Мой друг прислал мне картинки, он хочет рассказать мне какую-то историю, но у меня не получается понять эту историю.  Помогите мне! Расскажите эту историю и отправьте мне письмо.»

Поможем Незнайке понять какую историю хотел рассказать ему друг? (да)

2 часть (основная)

1 этап Паровозик из картинок

- Ребята, расставьте эти картинки в одну линию слева направо.

(воспитатель вызывает ребенка, который расставляет картинки)

- Давайте посмотрим, что изображено на первой картинке?

- на второй?

- на третьей?

- на четвертой?

- Чтобы вам было легче составить рассказ, мы будем выкладывать схему рассказа.  

2 этап. Определи время событий

-Определите, в какое время года происходит это событие?

(Весной)

- Почему вы думает, что это весна?

(потому что светит ярко солнце, снеговик тает, видна зеленая травка).

- Какая погода изображена на этих картинках? (пасмурная, солнечная)

-Как изменилась погода на этой картинке?

-Выглянуло солнце.

-Как оно светит? (ярко)

-Какое время суток на картинках? (день)

-Почему вы думаете, что это день?(потому что светит солнце).

-Найдите символ, обозначающий время события.

(ребенок выбирает и выставляет символ)

3 этап. Назови место, где происходят события

-Как вы думаете, в каком месте происходят события?

-На полянке возле леса.

-Покажите символ, обозначающий место, где происходит событие.
(ребенок  выбирает и выставляет символ)

4этап. Найди общих героев на всех картинках

Посмотрим на каждую картинку и найдём главного героя, который изображен на всех картинках.

-Главный герой-заяц, потому что он нарисован на всех картинках

-Давайте придумаем ему имя.

-Его зовут Коська.

- Откуда прискакал заяц? (из леса)

- Кто еще есть на все картинках? (снеговик)

- Кто из них больше?

-Найди символ, обозначающий героев на этих картинках.

(ребенок выбирает и выставляет символ)

5 этап. Назови действия героя и догадайся,

зачем он это делает.

Что делает Коська на первой картинке? (подпрыгивает)

- Зачем он это делает?

- Хочет достать морковку.

- Получается у него достать морковку? (нет)

-Почему? (потому, что снеговик высокий, а зайка маленький)

- Что делает Коська на второй картинке? (принес лестницу)

-Откуда он ее принес? (со двора)

- Для чего? (чтобы достать морковку)

-Помогла ли лестница Коське? (нет. Т.к. она была короткая)

- Что делает Коська на третьей картинке? (заяц сел на лесенку)

- Зачем Коська сел на лестницу? (он расстроился, что не смог достать морковку)

- Что происходит со Снеговиком? (начал таять)

- Почему? (солнышко выглянуло из-за туч)

- Что делает Коська на четвертой картинке? (ест морковку)

-Почему он смог ее взять? (потому, что снеговик растаял)

-Почему снеговик растаял? (Солнышко стало греть сильно)

-Расскажите, какой стал снеговик? (снеговик стал меньше ростом и нос – морковка у него опустился)

-Найди символ, обозначающую действия героев.

(ребенок выбирает и выставляет символ)

6этап.  «Что за чем»

- Предлагаю вам выбрать понравившуюся картинку. (одного ребенка вызвать)

- Расскажи, пожалуйста, что делает Коська и зачем он это делает?

-Что происходит со снеговиком на вашей картинке?

(ребенок рассказывает и ставит картинку отдельно).

- А что Коська делал раньше? Зачем он это делал?

(Воспитатель вызывает следующего ребенка)

- Что Коська делал, позже и зачем?

(Воспитатель вызывает следующего ребенка)

-А какой был снеговик в начала, а какой позже?

- Ребята, у вас получилось разложить картинки по порядку: что было вначале, а что потом.

 -Найди символ, обозначающий что сначала, что потом.

(ребенок выбирает и выставляет символ)

7 этап. «Составь рассказ»

- Ребята, мы рассмотрели картинки и теперь нам надо составить по ним рассказ для Незнайки.  При составлении рассказа мы будем использовать схему рассказа. Давайте ее повторим: я буду показывать, а вы хором называть.

- Теперь я расскажу вам свой рассказ.

Образец рассказа.

На полянке возле леса стоял снеговик. Он был веселым, красивым, высоким. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодный. Заяц увидел морковку и подумал: «Какая длинная и вкусная морковка». Заяц подпрыгнул, но достать не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.

Тогда заяц принес лестницу и подставил к снеговику. Заяц залез на лестницу и стал лапкой тянуться за морковкой, но не смог достать морковку, т. к. лестница была короткой. Заяц Коська очень расстроился. Он сел на лестницу и загрустил. А это время солнце вышло из-за тучи, пригрело снеговика, и он стал таять.

Солнце светило все ярче, и снеговик растаял. Лестница, на которой сидел зайка, упала. Коська присел на задние лапки, взял морковку и стал ее грызть.

- У меня получился рассказ?

- Но мы должны написать Незнайке ответ. Кто из вас составит рассказ о том, как Коська доставал морковку, а я запишу и пошлю Незнайке?

- Молодцы, хорошее письмо получилось!

Рассказы в парах

- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах и рассказать друг другу свой рассказ о том, как Коська доставал морковку. У вас на столе лежат схемы и правильно расположенные картинки.

Рассказывать друг другу вы будете по алгоритму.

Алгоритм:

-Сначала вы договариваетесь, кто будет первым рассказывать.

- Затем первый рассказывает, а второй слушает.

-Потом вы поменяетесь: второй рассказывает, а первый слушает.

-После того как вы оба расскажете свой рассказ, поднимаете руки вверх.

Дети в парах рассказывают рассказы по схемам.

Анализ работы в парах:

- Кому чей рассказ понравился и почему?

-Почему вы смогли справиться с заданием?

-Вам было интересно работать в парах?

Рефлексия

-Что мы сегодня с вами делали на нашем занятии? (помогли Незнайке понять, какая история нарисована на этих картинках)

-как мы это делали? (рассматривали картинки, составляли рассказ, выставляли схемы, расставляли картинки по порядку, написали письмо Незнайке)

- Мы с вами отправим это письмо Незнайке.

Если у вас получилось составить рассказ - поднимите весёлого Незнайку, а если нет - то грустного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников работе с серией картинок

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом у ребенка развивается не только логическое мышление, но и связная...

Отчет по самообразованию Шрамковой Г.Д. за 2015– 2016 учебный год. Тема: «Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин»

Развитие связной речи является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно...

Консультация для педагогов Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок.

Формирование математических представлений в процессе обучении дошкольников работе с серией картинок....

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»

Главными задачами педагогов ДОУ являются развитие у детей индивидуальных способностей, умение видеть перспективу применения полученных знаний для качественной подготовки воспитанников к школе.Научить ...

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»

Мастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении дошкольников грамоте»Петрик Мария НиколаевнаМастер класс для воспитателей «Игровые элементы в обучении грамоте дошкольников...

Мастер-класс по созданию игрового пособия по обучению дошкольников чтению

Как известно, любые занятия с детьми наиболее эффективны, если их проводить в игровой форме. Также и с занятиями по обучению грамоте. Очень важно заинтересовать ребёнка, тогда он будет учиться с удово...

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему: «Эйдетика для дошкольников»

Мастер-класс (презентация) для педагогов на тему:«Эйдетика для дошкольников»...