Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вошегунокова Светлана Асфаровна

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речевое развитие

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Подготовительная группа

Цель: совершенствовать звукопроизношение, слуховое внимание и восприятие детей.

Задачи:

Обучающие:

1. Обучать навыкам четкого произношения звуков (у), (ц) и (р), делить звуки на гласные и согласные

2. Учить определять количество и порядок слов в предложении, знакомить с понятием - слог.

3. Учить замечать ритм и рифму стихотворной речи.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух.

2. Развивать познавательный интерес и речь.

3. Развивать внимание.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к художественным произведениям.

2. Вызвать эмоциональный отклик детей.

3. Воспитывать умение слушать.

Методы и приёмы:

1. Наглядные – полоски длинные и короткие, рассматривание картинок, портрета поэта А. Плещеева.

2. Словесные – художественное слово, рассказ воспитателя, объяснение, беседа, хоровые и индивидуальные ответы, физминутка, словесные игры: «Доскажи словечко», «Посчитай слова и составь правильно предложение», «Послушай и узнай звук» упражнения «Определи место звука в слове», «Сосчитай звуки», «Определи, гласный или согласный звук», привлечение к самоанализу, оценка, итог.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Осень», «Прогулка», дидактические словесные игры.

Оборудование: портрет русского поэта Алексея Плещеева, магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треугольников, полоски из картона длинные и короткие, просты карандаши и альбомные листы, фишки.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи? (картинки, карточки с геометрическими фигурами, кружки разного цвета из математических наборов, полоски картона, листы бумаги, карандаши).

Дети высказывают свои предположения. Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Воспитатель: Хорошо. Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но

чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

        И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук ц, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, корова, слон.

        Хорошо, а теперь слушаем звук –у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

        И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: Хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение.

Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал.

        Упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения

Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - треугольников.

Дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том,

что работать нужно самостоятельно.

        Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

        Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться.

Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р».

Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально) .

Воспитатель: Что мы с вами сейчас делали?

Дети: Рычали.

Воспитатель: Правильно, этот звук так и называется – рычащий. Послушайте загадку:

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас.

(часы)

        Сколько в тексте загадки слов со звуком «ч»?  Посчитайте и покажите карточки с фигурами.

Дети аналогично считают с помощью карточек этот звук.

Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «ч».

Воспитатель: А теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.

        Игра «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

3. Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

4. Все ребята со двора малярам кричат (ура)

Воспитатель: Какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Дети: Звук – у.

Воспитатель: Молодцы, внимательно слушали. Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте.

Произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».

Дети: одни тянутся, другие произносятся быстро.

Воспитатель: правильно, одни поются, вот например: «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.

- Давайте попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки : утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).

        Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий. (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).

-Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

        Упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «ч», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку.

Дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «ч», «у», «р».

Воспитатель: Час, рак, сук, луч, мяч, ручей, рот, мир.

Дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку.

        Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.

Воспитатель: Ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: Он состоит из букв.

Воспитатель: Правильно, вот, например: слово чашка начинается на «ча». Сколько звуков вы слышите?

Дети: Два.

Воспитатель: Назовите эти два звука. (ответы детей).

Воспитатель: Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ча».

Дети: Чай, чайник, часы, чашки.

Воспитатель: А слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: Рама, ракушка, ракетка.

Воспитатель: А слова со слогом «му»?

Дети: Муха, мурка.

Воспитатель: Правильно, таких слов довольно много.

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ча», например: чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол. Аналогично со слогами «ра», «му».

Воспитатель: А сейчас давайте представим, что мы самолёты и полетаем.

Физминутка «Самолёты полетели».

Вот мотор включился, Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился, перед собой

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

К облакам поднялись, Поочередное поднимание колен.

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут. Покачивание руками, разведенными

Приготовим парашют. Руки в стороны

Толчок, прыжок, Прыжок вверх, руки в стороны.

Летим, дружок.

Парашюты все раскрылись, Приседание, руки в стороны.

Дети мягко приземлились.

Воспитатель: Хорошо, садитесь, ребята. - Скажите, а что такое предложение?

Дети: Это много слов.

Воспитатель: Правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.

        Посмотрите, на доске портрет русского поэта А. Плещееева. (показывает детям портрет). У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - В нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель: Теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом.

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Тимур: Бабушка.

Дети: Один

Тимур: Ты.

Дети: Два.

И так далее. Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

        Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель: Я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

- Иди, Дамир.

Воспитатель: - Пришла золотая осень. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

- Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Катя, слово – пришла, у Вики - золотая, у Толи – осень. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

- Ребята, вы молодцы!

Воспитатель: А кто - нибудь из вас, рассматривая книжки, замечал, что в конце предложения всегда ставится точка?

Дети: Да.

Воспитатель: Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. И в конце каждого обязательно стоит точка. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями, хорошо?

Дети: Да.

Итог НОД

Воспитатель: Итак, ребята, чему вы сегодня научились, что узнали нового?

Дети: Учились слышать слова и звуки, познакомились со слогом, узнали, что звуки бывают гласные и согласны, познакомились с рычащим звуком «р».

Воспитатель: Как вы думаете, все правильно выполняли задание, внимательно слушали? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, у кого не всё получалось, не расстраивайтесь. Мы будем ещё с вами упражняться в играх. Я видела, что каждый из вас старался и теперь уверена, что в школу вы пойдёте умными и грамотными детьми.

        Хотите послушать полностью стихотворение А. Плещеева «Внучка»?

Дети: Да.

Педагог читает детям стихотворение.

Стихотворение «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Значит, буду также

Бабушкой и я, —

Разве оставаться

Маленькой нельзя?

Очень бабушку мою —

Маму мамину – люблю.

У нее морщинок много,

А на лбу седая прядь,

Так и хочется потрогать,

А потом поцеловать.

Может быть, и я такою

Буду старенькой, седою,

Будут у меня внучатки,

И тогда, надев очки,

Одному свяжу перчатки,

А другому – башмачки.

А. Плещеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...

Конспект занятия "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"

Конспект занятия "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте"...

Конспект ООД по развитию речи "Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте".

Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Цель: закрепить уровень знаний, умений и навыков по разделу «Подготовка к обучению грамоте». Задачи: Обучающие: - Выявить уровень усвоения детьми полученных знаний, умений и...

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»...