Конспект мастер-класса «Технология обучения образной речи: технология составления загадок по методике Нестеренко А. А.»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_sostavleniyu_zagadok.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса «Технология обучения образной речи: технология составления загадок (Нестеренко А. А.) в группе компенсирующей направленности 6-8 лет

Цель – развитие умения детей сочинять собственные загадки.

Программное содержание:

- учить детей составлять короткие описательные рассказы о предметах из ближайшего окружения путем сочинения описательных загадок, загадок с отрицанием;

- упражнять детей в правильном использовании простых (распространенных, с однородными членами), сложноподчиненных предложений с союзами и без;

- воспитывать у детей интерес к составлению загадок.

Материал: поднос, платок, «Книга загадок», картинки, модели составления загадок («Какой?», «Что (кто) бывает таким же?»; «Что делает?», «Что (кто) делает также?»), маркер черного цвета, цветные фломастеры, 4 листа на доску, наушники (2), указка, листы бумаги, цветные карандаши.

Ход мастер-класса

Организационный момент

Ребята, улыбнитесь всем вокруг

И скорей вставайте в круг.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Дети, давайте подарим улыбку друг другу, гостям и с хорошим настроением начнем занятие.

Ребята, у меня для вас сюрприз (на подносе, под платком «Книга загадок»). Хотите узнать, что под платком? Тогда вам нужно будет отгадать загадку. Слушайте внимательно!

  • Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Что это? (книга)

Снимаю платок, на подносе «Книга загадок».

Это книга! Дети, вы помните эту книгу? Как она называется? («Веселая книга загадок») Эта книга загадок непростая. А чем она необычна? (Мы в эту книгу сами придумываем и записываем загадки, рисуем к ним отгадки)

Ребята, у нас в группе гости. Давайте научим наших гостей, как можно самим придумывать загадки.

Кристина, выбери картинку – объект. Итак, мы будем сочинять загадку про слона (дети садятся на стульчики полукругом перед доской). Что поможет нам сочинить загадку? (табличка-модель составления загадки).

Таблица-модель составления описательной загадки

Какой?

Что (кто) бывает таким же?

Заполняем левую часть таблицы:

- Какой слон по размеру? (большой)

- Какой слон по рельефу? (гладкий)

- Какой слон по цвету? (серый)

Заполняем правую часть таблицы:

- Большим бывает дом

- Гладким – стол

- Серым – мышонок.

Ребята, табличка заполнена, прочитайте загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов слово «как» и «но не».

Дети составляют загадку: «Большой, как дом, гладкий, как стол,  серый, но не мышонок» (во время чтения загадки картинку переворачиваю обратной стороной к детям, загадку проговаривают 2-3 ребенка).

Ребята, какие вы смекалистые и сообразительные!

А сейчас я предлагаю вам, дети, поиграть. Мы будем снова придумывать загадку по картинке, а в это время Ксюша и Денис наденут наушники. Так они ничего не будут слышать! Как только мы придумаем загадку, дети наушники снимут. Кто-то из ребят загадает загадку, а Ксюша и Денис попробуют ее отгадать. Договорились?! (дети надевают наушники)

Я знаю, что многие из вас знают буквы. При составлении загадки я буду писать буквы.

Предлагаю ребенку взять карточку (змея). Вновь заполняем таблицу. Дети уже самостоятельно называют признаки животного (длинная – по признаку размера, зеленая – по признаку цвета, может ужалить). Загадка: «Длинная, как шарф, зеленая, как трава, может ужалить, но не оса».

Дети снимают наушники и отгадывают загадку.

Физкультминутка

Подвижная игра « Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

А ведь игра, в которую мы поиграли, тоже загадка, и мне она очень понравилась.

Обращаю внимание на картинку в книге (ежик). Предлагаю составить про него загадку.

Ребята, мы всегда отгадывали загадки, а сегодня, наоборот, учимся их придумывать.

Вывешиваю на доске таблицу-модель составления загадки с отрицанием.

Таблица-модель составления загадки с отрицанием

Что делает?

Что (кто) делает так же?

- Что делает ежик? (пыхтит, бегает, сворачивается в клубок)

- Что (кто) делает так же? (паровоз, ребенок, кошка)

Прочитайте загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов слова «но не».

Загадка: «Пыхтит, но не паровоз, бегает, но не ребенок, сворачивается в клубок, но не кошка».

Ребята, вы молодцы! Придумали свои интересные загадки. Я думаю, что вы и наших гостей научили придумывать загадки. Дети, оказывается, придумывать и отгадывать загадки это очень интересное занятие. Попробуйте сочинить загадки дома вместе с родителями, нарисуйте к ним отгадки, принесите в группу, и мы поместим их в «Книгу загадок». А сейчас я запишу загадки, которые мы придумали, в «Книгу загадок». А вы в это время нарисуйте отгадки к ним. Пусть наша «Веселая книга загадок» станет еще ярче и красочней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям.

Конспект мастер-класс для родителей по здоровьесберегающим технологиям....

Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Цель: накомство родителей обучающихся с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.Задачи:...

Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Цель: знакомство родителей обучающихся с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.Задачи:форм...

Консультация для педагогов "Технология обучения образной речи".

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способн...

Конспект мастер класса "Технология бусоград в интелектуально- творческом развитии детей."

Предлагаю конспект к масстер классу "Технология бусоград в интелектуально- творческом развитии детей."...

Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Конспект мастер-класса для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»...

Технологии обучения образной речи

Обучение образной речи - это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, ...