Картотека игр по развитию речи.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Бобкова Татьяна Сергеевна

Картотека игр развития диалогической речи  у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста

Название

Материал

Содержание

Что за предмет?

Мешочек, различные

игрушки, предметы

Игра проводится по типу игры «Чудесный мешочек». Ребенок вынимает из мешочка предмет или игрушку и называет его, например: «Это мяч, — дает описание: — Он круглый, синий, с желтой полосой».

Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему: «Это мяч. Он какой?»

Кто больше увидит и назовет?

Красиво и ярко одетая кукла, флажки разных цветов

В о с п и т а т е л ь. Сегодня у вас в гостях кукла Оля. Она любит, когда ее хвалят, говорят о ней.

Сейчас вы должны будут сказать, какое у Оли платье, какие носочки, туфельки, волосы, глаза. За каждый ответ Оля будет давать вам флажок. Флажки разноцветные. Кто первый соберет флажки всех цветов, тот и победит.

При затруднении воспитатель напоминает, о чем еще можно сказать, например: «Скажи про Олины глаза, про носочки» и т.п.

Что напутал Буратино?

Кукла Буратино, игрушка утенок

В гости к детям приходит Буратино со своим другом Утенком. Буратино хочет показать, как он научился рассказывать. Рассказывает об Утенке, допуская ошибки и неточности в описании, например: «У Утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит: "Мяу!"» Дети должны заметить все неточности и

ошибки и исправить их.

Разложи картинки

Предметные картинки

Воспитатель раздает детям по две картинки, изображающие два последовательных действия (девочка спит и делает зарядку; девочка обедает и моет посуду; девочка стирает и вешает белье сушиться).

Ребенок должен сначала назвать первое действие и показать первую картинку, затем назвать второе действие и показать вторую картинку.

Кто что умеет делать

Заяц, белка, кошка, собачка и т.д.

Воспитатель называет или показывает детям животное, а они называют действия, характерные для этого животного. Например: белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, царапается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собачка — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

Где что можно делать

-

Воспитатель задает детям вопросы. Они отвечают, подбирая глагольный семантический ряд.

В о с п и т а т е л ь . Что можно делать в лесу?

 Д е т и. Гулять, собирать грибы, ягоды, охотиться, слушать

птиц, отдыхать.

В о с п и т а т е л ь . Что можно делать на реке?

Д е т и. Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, ловить рыбу.

В о с п и т а т е л ь . Что делают в больнице?

Д е т и. Лечат, дают таблетки, ставят горчичники, делают уколы.

В о с п и т а т е л ь . Что делают в магазине?

Д е т и . Покупают, продают, взвешивают, упаковывают.

Закончи предложение

-

Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает.

В о с п и т а т е л ь . Оля проснулась и ... (стала умываться). Коля оделся и ... (побежал гулять). Он замерз и ... (пошел домой). Зайчик испугался и ...(убежал, спрятался). Ира обиделась и ... (заплакала). Воспитатель интонацией показывает незавершенность предложения.

Что делает Наташа?

На столе кукольная комната: игрушечный стол, на нем книга, кукла Наташа сидит на диване

В о с п и т а т е л ь . Сегодня Наташа осталась дома одна. Сначала она почитала книгу: вот так. А что сделала Наташа потом?

Дети называют действия куклы, воспитатель показывает: Наташа рисует, оделась, взяла кусочек хлеба, пошла на улицу, стала кормить воробьев.

В заключение вместе воспитатель с детьми вспоминает и называет по порядку все действия куклы.

Как медвежонок катался на машине

-

Воспитатель выбирает нескольких детей и просит их показывать остальным все, что сделал медвежонок.

В о с п и т а т е л ь . Решил медвежонок покататься на машине. Сел он и поехал. Ехал-ехал и вдруг слышит: с-с-с — колесо спустилось. Медвежонок остановился, вышел и стал накачивать колесо: с-с-с. Накачал и поехал дальше.

После инсценировки воспитатель просит детей назвать все, что делал медвежонок. (Решил покататься, сел, поехал, слышит, остановился, вышел, стал накачивать колесо, накачал, поехал.)

Назови, что это, и скажи какой

Коробка с различными игрушками

Из коробки с игрушками дети вынимают по одной игрушке, называют и говорят, какая она, например: «Это мяч. Он круглый».

Объясни Буратино

Кукла Буратино, предметные картинки

Буратино, называя предметы на картинках, ошибается.

Дети его исправляют, например: «Это не помидор, это репа. Она желтая».

Кто позвал?

Игрушки по числу детей

У детей в руках игрушки. Один ребенок водящий. Каждый игрок по очереди должен окликнуть

водящего. Водящий называет окликнувшего и говорит, что у того в руках, например: «Это Дима. У Димы коричневый мишка».

Игру можно проводить и без игрушек. При этом водящий ребенок должен назвать какую-либо деталь или детали внешнего вида позвавшего его ребенка. Например: «Это Света. У Светы розовое платье и красный бант».

У кого кто?

Различные игрушки с характерными внешними признаками

Воспитатель и ребенок составляют описания разных животных. Начинает воспитатель.

В о с п и т а т е л ь . У меня утенок.

Р е б е н о к (называет свою игрушку). А у меня цыпленок.

В о с п и т а т е л ь . Утенок желтый.

Р е б е н о к . И цьпленок желтый.

В о с п и т а т е л ь . У утенка большие красные лапы.

Р е б е н о к . А у цыпленка лапки маленькие...

Сначала берутся игрушки, похожие друг на друга внешне, отлича ющиеся незначительным количеством признаков. Затем можно исползовать совсем разные игрушки. Например: лягушонка и гусенка, медведя и зайца, курочку и козлика.

Встань в круг

Игрушки с характерными внешними признаками

Воспитатель вносит в комнату новую игрушку.

Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого

игрушка. Первый играющий (вначале это воспитатель) называет игрушку, например: «Это лошадка».

Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет

закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

Кто знает, пусть продолжает

-

Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают каждый по-разному.

В о с п и т а т е л ь . Мама купила Алеше... Она была... Алеше захотелось... Тут пришел... Они стали...

На клумбе росли... Они были... Таня взяла... и стала...

У Светы заболел... Пришел... Он... Света...

Решил щенок... Тут пришел... и спрашивает... Щенок отвечает... Тогда котенок сказал... И стали они...

Козлята и зайчик

Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», игрушечный зайчик с барабаном

Воспитатель спрашивает детей, помнят ли они сказку про козу с козлятами. Кратко напоминает начало сказки, демонстрируя на фланелерафе фигурки персонажей. Предлагает послушать, что было дальше.

В о с п и т а т е л ь . Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали.

Козлята испугались, попрятались. А это был маленький... (Воспитатель показывает зайчика.)

Д е т и . Зайчик.

В о с п и т а т е л ь . Зайчик говорит...

Д е т и . Не бойтесь меня, это я — маленький зайчик.

В о с п и т а т е л ь . Козлята...

Д е т и . Впустили зайчика.

В о с п и т а т е л ь . Они угостили его...

Д е т и . Капусткой, морковкой.

В о с п и т а т е л ь . Потом они стали...

Д е т и: Играть, веселиться. Зайчик играл на барабане, а козлята танцевали, прыгали.

Каждый ребенок выбирает, каким животным он будет. Все животные по очереди приходят к теремку и просят впустить их. Воспитатель берет на себя роль животного, первым поселившегося в теремке. Он просит детей описать животных. Описание является условием для того, чтобы попасть в теремок.

Р е б е н о к . Кто-кто в теремочке живет?

В о с п и т а т е л ь . Я — мышка-норушка. А ты кто?

Р е б е н о к . Я — лягушка-квакушка.

В о с п и т а т е л ь . А ты какая? Расскажи про себя.

Р е б е н о к . Я зеленая. Сама маленькая, а глаза большие. Люблю плавать, хорошо прыгаю.

В начале инсценировки воспитатель может дать образец описания внешнего вида от имени своего героя: «Я — серенькая, маленькая, с длинным хвостом, люблю грызть корки. Кто я? Угадай!»

В теремок могут приходить разные животные и звери, а не только те, что в сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотеки игр для развития речи детей 5-7 лет

Первая часть: Игры предназначены для детей пятого года жини.Вторая часть: Игры предназначены для детей 6-7 лет...

Картотека игр по развитию речи

Картотека игр по развитию речи, цель и описание игры....

Картотека игр по Развитию речи

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста...

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и картотека с/р игр

Картотека игр по развитию речи для дошкольников и здесь же картотека с/р игр....

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"

Картотека игр для развития речи детей раннего возраста "Играем и развиваем речь малыша"...