Синквейн, как средство развития речи дошкольника.
консультация по развитию речи (старшая группа)

Консультация для воспитателей по использованию синквейнов в детском саду. В ней представлены этапы работы над синквейном, дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_doshkolnika.docx201.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

на тему:  Синквейн, как средство развития речи дошкольника.

                                                                                               Выполнила:

                                                                                            Учитель – логопед

                                                                                             Шумайлова Е.В.

     Развитие речи – длительный процесс. Даже в начальной школе у детей могут сохраняться речевые проблемы: скудный словарный запас, нарушения звукопроизношения, неразвито логическое мышление. Культура речи, правильность языка,  богатый словарный запас является показателем ума и интеллектуального развития ребёнка.  Поэтому задача родителей и воспитателей ещё до школы сформировать навык грамматически правильно излагать мысли, пересказывать  и рассказывать об увиденном и прочитанном на основе доступного дошкольникам материала.https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2018/02/images-4-4.jpg

Самой актуальной в настоящее время является модель личностно ориентированного взаимодействия  педагога и ребёнка дошкольника. Данная модель предполагает  не передачу знаний, умений и навыков педагогом ребёнку, а в создание условий для самостоятельной деятельности и развития.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн как метод развития речи. Он учит высказывать своё отношение к заданному объекту. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте главные элементы, делать выводы и заключения, выказывать мнение и кратко излагать. Можно сказать, что  это – полёт мысли, свободное мини – творчество.

 

    Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворениеиз пяти строк. Родиной синквейна можно считать США в начале XX века. Американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму.

  Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим.  В дидактическом  синквейне самое главное -это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Правила написания синквейна.

1-я строка (вершина «елочки») – заголовок, тема, состоящая из одного слова, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Части речи - это существительное или местоимение, и отвечает на вопросы: кто? что?

2-я строка – два слова, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления, раскрывающие тему синквейна. Часть речи - чаще прилагательное, реже причастие, отвечающее на вопрос: какой? какая? какое? какие?

3-я строка – состоит из трёх слов (глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета и отвечающие на вопрос: что делает? что делают?

4-я строка – четыре слова; ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Это фраза или предложение, состоящее из нескольких слов. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

5-я строка (основание «елочки») – одно слово,(существительное) для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, или повторение сути, синоним, обобщающее слово.

Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:

I этап – подготовительный

Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.

II этап – основной.

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с синквейном:

1.        «Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.

2.        «Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.

3.        Составь «Синквейн по образцу»

4.        «Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.

5.        «Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.

6.        «Чужое слово». Аналогичное задание.

7.        «Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.

Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.

III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.

Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:

1.        «Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.

2.        «Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.

3.        «Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.

4.        «Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.

5.        «Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.

Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

   Синквейн для дошкольников – это:

  • средство творческого самовыражения ребёнка;
  • игровой способ обогащения словарного запаса;
  • подготовка к краткому пересказу;
  • владение понятиями: слово-предмет (живой - неживой, слово-действие, слово-признак;
  • умение выделять главную мысль, формулировать идею, подбирать синонимы, правильно понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении;
  • увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

https://i.sunhome.ru/tests/233/kakoj_vy_vospitatel.xxl.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн как средство развития речи и мышления детей дошкольного возраста

Синквейн--Это стихотворение, состоящее из пяти строк.-У него есть свои правила написания и нет рифмы....

Дидактический синквейн как средство развития речи дошкольников

С педагогической точки зрения синквейн - это прекрасный способ творческой реализации дошкольника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, комп...

Мастер -класс "Синквейн как средство развития речи"

quot;Синквейн как средства активизации работы по развитию речи детей"...

Презентация "Синквейн - эффективное средство коррекции речи дошкольников"

В презентации представлена инновационная технология, направленная на развитие умения кратко и точно выражать свои мысли....

Инновационная технология «Синквейн» как средство развития речи старших дошкольников (мастер-класс для педагогов)

Целью мастер-класса является обучение педагогов ДОУ составлению дидактического синквейна, с целью применения данной технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

Технология "Синквейн" как средство развития речи дошкольников.

В данной разработке описывается применение технологии "Синквейн" на занятиях в детском саду. Материал будет полезен педагогам и воспитателям, которые работают в системе дошкольного образования. ...