ВЛИЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.И. ЧУКОВСКОГО НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ГОДА ЖИЗНИ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Макарова Марина Николаевна

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_poeticheskih_proizvedeniy_k.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

 ВЛИЯНИЕ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ К.И. ЧУКОВСКОГО НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 4 – 5 ГОДА ЖИЗНИ

Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего развития личности дошкольника.

             Вопрос, что читать и как читать детям, особенно актуален в наши дни. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста.

             «За свою продолжительную историю общество не придумало механизма более совершенного, чем чтение, чтобы формировать сознание, духовный мир человека. Справедливо утверждение: если люди перестанут читать, они перестанут думать»  (Ненашев М. Отлучат ли россиян от книги?).

             Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Воспитание будущего читателя невозможно без опоры на те мысли, переживания, настроения, которые вызывает книга у ребенка. Поэтому педагог должен знать особенности восприятия детьми художественной литературы.

             Этим  вопросам уделяли в своих трудах Е.А.Флерина, Н.С.Карпинская, Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова и др. [11 ].

            Дети среднего дошкольного возраста:

- способны глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере, возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к событиям, героям;

- уже в состоянии не только слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности;

- проявляют ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать;

- легко устанавливают простые причинные связи в сюжете;

- характеризуя героев, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и личный опыт;

- развивается воссоздающее воображение.

              Научить детей воспринимать стихотворный текст – это значит учить их понимать содержание, чувствовать художественную форму, эмоционально откликаться на произведение.

              В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.                                                              

             Классика русской детской литературы ведёт свою историю с начала ХХ века. Основу её составляет творчество трёх поэтов: Корнея Чуковского, Агнии Барто и Самуила Маршака.                                                                           

              Корней Иванович Чуковский был одним из первых великих писателей, пишущих сказки для детей. Именно он впервые разработал основные принципы детских сказок. Многие исследователи отмечают такую особенность сказок К. И. Чуковского, как детскую поэтичность. В возрасте 4-5 лет дети все поголовно поэты. Они любят выкрикивать стихи, пританцовывать, напевать – и сказки Чуковского открывают здесь перед ними возможности широчайшие.                                                                             

              Поэтические произведения К. И.Чуковского дают образцы русского литературного языка, готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Из произведений К. И. Чуковского  ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его  речь обогащается эмоциональной и поэтической  лексикой.
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Поэтические произведения К.И.Чуковского сопровождают ребенка с первых лет его жизни и выступают перед ним в единстве содержания и художественной формы.                                                                                           

              Вся прелесть стихотворных сказок К. Чуковского заключается в том, что героем каждой становится слово. Нам не нужно следить за образами, следить за событиями в жизни героев. И мы не должны пытаться постичь логику событий: почему так происходит? А потому, что вышло так случайно, так сложилась словесная мелодика. В стихотворной сказке нужно радоваться словесным звукам. Конечно же, в сказках для больших читателей, таких, как сказки Пушкина или Ершова, присутствуют не только звучащие слова, но и герои и сюжет. А для маленьких читателей сказки Чуковского - это звучащий радостный стих.

              Подобно тому, как перевертыши ведут игру между нормой и антинормой (условно - между "правым" и "левым"), в сказочном мире Чуковского затевается игра между прямым и переносным значением идиом и традиционных метафор русской бытовой и поэтической речи (что может быть истолковано как игра между языковым "верхом" и "низом"). В этой игре, как и в игре перевертышей, почти нерасчленимым узлом завязаны эффекты познавательные, игровые и комические.

             Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Бибигона»? Корней Иванович Чуковский - это настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые в детстве зачитывались его произведениями, читают их теперь своим детям. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках - играет с малышами, и для маленьких слушателей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием повторяют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию.

             Веселые сказки в стихах – основной жанр, в котором творил К. И. Чуковский. Все сказки искрятся и переливаются самыми затейливыми, самыми изысканными ритмами - напевными, пританцовывающими, маршевыми, стремительными, разливисто-протяжными. Каждая смена ритма в сказках приурочена к новому повороту действия, к появлению нового персонажа или новых обстоятельств, к перемене декораций и возникновению иного настроения.                                                                                                            

             Художественные особенности сказок в стихах:                                                              1. В сказках соблюдена графичность и образность, что облегчает восприятие сказки детьми.
2. Наивысшая смена образов,  которая  воплощена  в  постоянном  мелькании мест и героев сказки.
3. Живопись лирична, множество глаголов и предлогов дают ощущение постоянного движения: «И пришла к Айболиту лиса… И пришел к Айболиту барбос … И прибежала зайчиха…». Вместе с его героями тоже хочется, что то делать, как то действовать, чем то помочь.
4. Подвижность и переменчивость ритма.
5. Музыкальность поэтической речи.
«Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо - попо, Гиппо - попо!
Вот идет Гиппопотам».
6. Рифмы находятся в ближайшем соседстве, встречаются рифмы в пределах одной строки.
7.Основная смысловая нагрузка лежит на словах - рифмах. Рифмы слов являются главными носителями смысла фразы.
8 Стихи не загромождены прилагательными.
9. Преобладает движение, основной ритм - хорей.
10. Частые повторы придают большую эмоциональность сказке.

             Еще одной важнейшей особенностью стихов К. И. Чуковского является их эстрадность, расчёт на громкое и коллективное чтение.
Сказки Чуковского поражают быстрой сменой ритма, кинематографичностью, то есть быстрой сменой действий и персонажей. Язык сказок напоминает детскую речь, детские считалки. Кроме того, заметно влияние произведений русского фольклора. Рифмы являются организаторами текста, часто писатель отталкивается не от смысла стихотворения или поэмы, а от рифмы, её звучания, красоты речи и простоты. Всё это во многом облегчает ребёнку восприятие содержания стихотворных сказок, этому же способствует их синтаксическая близость к детской речи.

             В целом все особенности поэтики стихотворных сказок К.И.Чуковского способствуют тому, чтобы в лёгкой, игровой манере рассказать ребёнку о серьёзных и сложных вещах.

             После прочтения дети могут отвечать на поставленные вопросы, думать, размышлять, анализировать, приходить к правильным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения.

             Таким образом, поэтические произведения К.И.Чуковского являются важным источником развития поэтического слуха, эстетических и нравственных понятий. Ознакомление детей 4-5 лет с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать такие задачи как обогащение словарного запаса, развитие техники речи, а кроме того они расширяют кругозор детей, развивают память, формируют культурный уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

Влияние поэтических произведений о природе на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

Поэтический образ может стать единственным побудителем детского рисунка. Это проявление более высокого уровня детского творчества, которое становится возможным благодаря развитию определенных представ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....