Статья "Роль пальчиковой гимнастики в развитии детей"
статья по развитию речи

Половцева Ольга Юрьевна

статью составила воспитатель ГБДОУ детского сада №31 Василеостровского района г. Санкт - Петербурга Половцева Ольга Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_palchikovoy_gimnastiki.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей»

В дошкольном периоде идет активное формирование речи ребенка. И часто родители сталкиваются с тем, что ребенок плохо выговаривает слова, ему сложно выстраивать фразу, замедлены темпы развития речи. И педагоги не устают повторять, что речь ребенка находится на кончиках его пальцев. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

В дошкольном возрасте ведущим является игровой вид деятельности, и поэтому самый лучший способ развивать речь ребенка через пальчиковые игры. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Создание положительной мотивации, устойчивого эмоционального состояния поспособствует ускоренном развитию речи. Ведь когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой:

1. Малыш учится концентрировать и правильно распределять свое внимание, ведь ему приходится не только смотреть что делает взрослый, но и в точности повторять движения, не отвлекаться.

2. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. А также игры сопровождаются чаще всего стихами, потешками, присказками, которые ребенком запоминаются на автоматизме.

3. Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Дети слышат интонацию, с которой взрослый читает потешку или стишок, различают тонкие эмоциональные переходы.

4. У малыша развивается воображение и фантазия, ведь ему нужно представлять то, что он слышит.

5. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления

6. Выполнение ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

7. Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыка письма.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию:

1. Игры-манипуляции. Ребенок может играть в них один или с взрослым. У ребенка возникает образ каждого пальчика.

«Пальчик-мальчик, где ты был?» , «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка»,

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.

Здесь ребенок не просто наделяет каждый пальчик образом, но и присваивает ему какие-либо свойства, «оживляет» пальчик, наделяет его своими чертами. Пльчики начинают активно взаимодействовать. Дети изображают транспорт и мебель, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Это очеень важный и сложный раздел игр, поскольку для их выполнения от ребенка требуется особое сосредоточение внимания. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария.

«Колечко» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» — движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.

6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.

Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.

Очень часто родители считают, что пальчиковые игры это что-то сложное, требующее материальных затрат, специального обучения и т.п. Это совершенно не так.

Для пальчиковых игр можно использовать огромное количество подручного материала, такого как бумага и ткань, шнуровки, пуговицы, крупы и макароны, пластилин, природный материал, бусины, пальчиковые краски, кинетический песок и пр. Отличными тренажерами для кисти рук и пальцев является рисование, штриховка, отработка графических элементов.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их можно использовать как инсценировку каких-то рифмованных историй, сказок. Такие игры способствуют более легкому ритмическому запоминанию стихов; стимулируют речевое развитие, помогают сформировать пространственные представления, способствуют развитию наглядно-действенного мышления, внимания, слухового и зрительного восприятия. Так же развивают такие качества как любознательность, воображение, интерес к творчеству.
Пальчиковые игры–универсальны, так как можно играть в любом месте и в любое удобное время; безопасны; и выступают как уникальное средство для развития моторики.


В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной составляющей подготовки к школе, соответственно пальчиковые игры системным упражнением для тренировки пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для молодых специалистов "Значение пальчиковой гимнастики для развития детей"

Семинар для молодых специалистов "Значение пальчиковой гимнастики для развития детей"...

Значение "Пальчиковой гимнастики" в развитии детей дошкольного возраста.

     «Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, ф...

Заседание родительского клуба на тему: «Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста»

Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста....