Современные образовательные технологии развития речи дошкольников
методическая разработка по развитию речи

Применение современных технологий, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями дошкольников способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей: улучшается фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигают более высокого уровня. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Современные образовательные технологии развития речи дошкольников

Старший воспитатель Сосновских Ирина Николаевна

Актуальность проекта.

Мы «купаемся» в огромных скоплениях информации и не можем все это обработать и запомнить. Вся наша жизнь представляет собой сложную запутанную иерархию информации. А в этом мире живём мы и наши дети. Человек воспроизводит информацию при помощи речи.

С каждым годом наблюдается рост числа детей с различными формами речевых нарушений.

Наряду с утяжелением произносительной патологии отмечается

низкий уровень развития фонематических процессов,

лексико-грамматических категорий

и связной речи.

Речевые проблемы мешают всестороннему развитию ребёнка, вызывают психические наслоения,

застенчивость,

нерешительность,

низкую самооценку,

негативно влияют на эмоционально-волевую сферу.

Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

А что же нам говорит Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования? А он определил новые направления в организации речевого развития детей. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

По требованиям ФГОС речевое развитие детей включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря,

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,

фонематического слуха,

знакомство с книжной культурой,

детской литературой,

понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений,

интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

обладать начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Таким образом, по сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения всех компонентов речи.

Проблема (противоречие): 

одной стороны, к нашим услугам в работе с детьми тонны литературы, мы проводим занятия (групповые и индивидуальные), дети общаются в вечернее время дома с родителями. Всё это очевидно, общепризнано и необходимо.

С другой стороны – работа по развитию речи предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и выполнения инструкций взрослого.  Получается?

 Но, как правило недолго. А почему?

Да потому что эти, по сути занятия не учитывают одну простую вещь - физиологию.

Речь является одной из высших психических функций человека, и основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека.

Вне речи невозможно формирование личности. Произвольное поведение дошкольника ещё недостаточно развито, он не может постоянно подчиняться правилам и требованиям взрослого. Занятия малоэффективны без желания самого ребёнка.  

Как требовать от ребенка невозможного?

Как «ребенка с планшетом в руках», учить публично пересказывать неинтересную, «сухую» информацию, стараясь выговаривать «коварные» звуки?

Как вызвать интерес у дошкольника?

Как сделать этот процесс увлекательным и интересным?

Мы считаем, что целенаправленная разнообразная работа педагога с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование современных форм работы с родителями, создание образовательной среды приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Цель проекта: создание условий для речевого развития дошкольников посредством развивающих технологий.

      Задачи: 

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
  • анализ кадрового потенциала;
  • создать развивающей предметно-пространственной среды для применения развивающих технологий по развитию речи (картотеки, дидактические игры, и др);.
  • использовать развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
  • взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты и др.);

Содержание проекта.

На подготовительном этапе работы над проектом нами была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по современным образовательным технологиям, применяемым в дошкольном образовании.

Были отобраны наиболее результативные технологии, направленные на всестороннее развитие детей и построенные на основе учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, способствующие активной самостоятельной деятельности.

На начальном этапе проведено также диагностическое обследование детей по методике Н.В Верещагиной.

На основе проведенного обследования составлен перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ с использованием отобранных технологий, подготовлена развивающую предметно-пространственная среда.

Практический этап реализации проекта состоял из нескольких последовательно изучаемых с детьми тем. Для того чтобы пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе развития речи, необходимо было заинтересовать детей и замотивировать их к активной деятельности. Работа над проектом для каждого ребенка была выстроена как увлекательное путешествие, в течение которого, выполняя упражнения, задания и достигая определенного результата. При изучении каждой темы решались определенные задачи и применялся комплекс современных образовательных технологий. В ходе реализации практического этапа проекта велась активная работа с родителями и педагогами.

1. Тема «Правильное дыхание». Работа в рамках этой темы направлена на формирование у детей понятия о правильном дыхании. (упражнения «Воздушные шары», «Парусник», «Пчелка», «Бабочки», «Облака»). Использование современных компьютерных мультимедийных технологий позволяет обеспечить высокий уровень интереса детей к правильному выполнению дыхательных упражнений.

2. Тема «Артикуляционная гимнастика». Важную роль в формировании и произношении звуков играет четкая, тонкая, координированная работа артикуляционного аппарата, способность к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое. Были использованы комплексы артикуляционных упражнений разучивали с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом Язычке», способствовало развитию желания у детей правильно произносить звуки речи.

3. Тема «Мелкая моторика рук». Речевая способность ребенка во многом зависит от движения рук. Ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него хорошая связная речь, память и внимание. На данном этапе проекта использовала в работе с детьми следующие современные педагогические технологии:

  • кинезиотерапия;
  • литотерапия (камешки «Марблс»);
  • арт-терапия (нетрадиционные формы изобразительной деятельности)
  • песочная терапия.

4. Тема «Фонематический слух» направлена на развитие у детей фонематического слуха и восприятия, интереса и внимания к звучащему слову. Эффективными на данном этапе проекта были следующие современные образовательные технологии:

  • музыкотерапия;
  • темпоритмический тренинг;
  • фонематическая гимнастика;
  • сказкотерапия.

В работе с детьми использовали проговаривание чистоговорок с заданным и оппозиционным звуками, распевки с определенным звуком, темпоритмические упражнения «Повторялочки», «Угадай мелодию», «Азбука Морзе».

5. Тема «Связная речь». Работа с детьми по данной теме решала задачи развития связной речи детей, коммуникативных навыков, мышления; умения выстраивать речевое высказывание на основе графических схем. Наиболее эффективными для решения данных задач считаю следующие технологии:

  • кейс-технология,
  • синквейн-технология,
  • ТРИЗ-технология.

Суть ТРИЗ заключается в том, что в основе любого лежит противоречие, которое нужно решить, существует идеальный конечный результат. Чтобы ребенок был успешным в современном обществе он должен: уметь принимать нестандартные решения, уметь творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы ребенок мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, доказывать, объяснять, делать выводы. В своей работе мы адаптировали на практике методы и приемы технологии ТРИЗ в речевое развитие: метод системного анализа, круги Луллия, метод морфологического анализа, метод обучения составления рассказа по алгоритму: морфемная дорожка, метод фокальных объекта, мнемодорожки, мнемотаблицы, метод типового фантазирования, метод моделирования, река времени, интеллект-карта и др. Положительные стороны ТРИЗ:

у детей обогащается круг представлений,

растет словарный запас,

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику,

ТРИЗ способствует развитию психических процессов.

На заключительном этапе реализации проекта провели анализ работы по теме с целью выявления эффективности применения современных образовательных технологий в процессе речевого развития детей. По результатам анализа выявили, что у детей сформировалась устойчивая мотивация к речевой самореализации.

Вывод

Применение современных технологий, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями дошкольников способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигли более высокого уровня). Дети научились планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повысилась потребность дошкольников в общении. У детей появилось желание придумывать интересные истории, сказки, возрос интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Считаем, что предложенный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Перспективы развития проекта

Разработка системы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Система взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии развития связной речи дошкольника

Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы ...

«Современные образовательные технологии в обучении дошкольников»

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых

Обобщение опыта:Тема: «Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых» воспитатель: Дементьева С.А.МДОУ детский сад «Сказка...

Использование современных образовательных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых (презентация)

Цель: Целью ранней (детской) профориентации является приобщение детей к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развитие интереса к миру труда и профессиям взрослых на примере ближай...

«Использование современных образовательных технологий для обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах.»

Проблема дорожно-транспортных происшествий с участием детей по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Диагностические обследования детей в рамках мониторинга...

Презентация "Современные образовательные технологии в оздоровлении дошкольников"

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкол...

Консультация для педагогов «Эффективные современные педагогические технологии развития речи дошкольников»

Эффективные современные педагогические технологии развития речи дошкольников....