Речевое развитие ребенка средствами игровых технологий.
материал по развитию речи

Хотько Татьяна Ивановна

Основной целью речевого развития у детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hotko_t.i._vystuplenie_seminar_proekt.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

Хотько Т.И., воспитатель

ГБДОУ детский сад компенсирующего вида № 26

 Пушкинского района Санкт - Петербурга

 

СЕМИНАР ПРОЕКТ

Использование метода проектов

в формировании у детей раннего возраста представлений о здоровом образе жизни

(из опыта работы)

                                                 «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В.А.Сухомлинский.

    Дошкольный возраст, начиная  с раннего, является одним из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.  Именно в эти годы формируется личность человека, закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. В программе ФГОС выделена отдельная образовательная программа «Здоровье». Содержание ее многогранно - это сохранение здоровья детей, создание здоровьесберегающей среды, рациональное питание и режим, развитие физических качеств, формирование у дошкольников привычек к здоровому образу жизни и не только у них, но и у родителей.

Так как главными партнерами  в работе по формированию базы и практических навыков здорового образа жизни  у детей  являются,  конечно же, родители, то  без их участия невозможно добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей.

Естественно, что взаимодействие с родителями, тем более в такой трудной области, как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении по силам.

Поэтому наилучшим решением актуальной проблемы   считаю   интересной и результативной  форму совместной деятельности   детей и взрослых  методом проектов.

Задача по формированию у детей раннего возраста представлений о здоровом образе жизни мной реализовывалась в ходе проекта «Быть здоровыми хотим». Жизненный опыт детей 2-3 лет еще недостаточно велик, поэтому сформировать у них элементарные представления о том, что нужно делать, чтобы  быть здоровым - это и есть основное направление данного проекта. 

Вид проекта: практико – ориентированный.

Участники проекта: дети  группы раннего возраста (2-3 года), воспитатели группы, родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, развитие речи.
Актуальность проекта: С целью сохранения и укрепления здоровья малышей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Цель проекта: Начальное формирование основ здорового образа жизни у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
Формировать представления детей о здоровье, особенностях его сохранения и укрепления.
Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания; познавательный интерес; творческие способности.
Обогащать двигательный опыт детей; вызвать желание заботиться о своем здоровье.
Повысить компетентность родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

 Проект  включал  три этапа реализации:

-первый организационный: постановка цели, определение задач, составление перспективного плана, разработка содержания. Для детей подобрала иллюстрированный материал, художественную литературу, создала картотеку подвижных, дидактических игр, пальчиковых игр, подбор музыкального репертуара для проведения утренней гимнастики. С родителями воспитанников провела предварительную работу. Для родителей оформила информационный материал.

- второй этап основной. Он включал в себя занятия, в соответствии с перспективным планом. Проводились занятия по рассматриванию  иллюстраций «Дети обедают», «Дети моют руки».  При работе с детьми  по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, приобщения детей к движениям, подвижным играм использовала художественное слово, которое оказывало эмоционально - положительное воздействие на ребенка, а также  ненавязчиво мотивировало детей к выполнению элементарных действий. В своей работе, в режимных моментах  использовала  потешки «Водичка – водичка», «Теплою водою чисто руки мою», «Расти коса до пояса» и др. Так же  были  использованы  стих.З.Александровой «Вкусная каша», стихи о фруктах и овощах,  С.Беляковской «Юля – чистюля», валеологические сказки «Сказка про Буку», «Сказка про больные зубки».

В своей работе проводила:

- игровые ситуации «Девочка чумазая», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла заболела»;

- практические упражнения: «Мыльные перчатки», Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое», «Быть здоровыми хотим - прямо за столом сидим…»;

- Д.И. «Азбука здоровья», «Узнай и назови фрукт, овощ», «Чудесный мешочек» (о назначении предметов личной гигиены);

- продуктивные виды деятельности - лепка «Витаминки для Мишки», рисование «Украсим полотенце для куклы Маши», «Расческа»;

-пальчиковая гимнастика «Компот», «Капуста»;

 -подвижные игры «Мой веселый звонкий мяч», «Ловишки с ленточками», «Карусель» и т.д.,

-индивидуальные игры на развитие движений, такие как игра с мячом «Ты мне – я тебе». Проводилась утренняя гимнастика,  гимнастика после сна, хождение по массажным коврикам.

- третий этап заключительный. В ходе третьего этапа  совместно с родителями воспитанников была организована фотовыставка « Здоровый образ жизни в нашей семье».

Была создана папка – передвижка «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья».

В заключение можно сделать вывод о том, что готовность к здоровому образу жизни у детей  не возникает само собой, а формируется систематически с ранних лет, благодаря взаимодействию и сотрудничеству, единых подходах семьи и ДОУ.  Знания умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

  Литература: 
1. Деркунская  В.А.  Проектная деятельность дошкольников.-  Москва ООО «Центр педагогического образования», 2012.
2. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. - Волгоград изд. «Учитель», 2010.

3.  Кочкина Н.А. Метод проектов. -  Москва  Мозаика-Синтез, 2012.
4. Нечепуренко В.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников. - Санкт – Петербургская академия постдипломного образования, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОО «Речевое развитие» с использованием игровых технологий и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) «В гости к Леснику»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, продуктивная.Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.Форма организации: групповая....

Развитие речи у детей с задержкой психического развития со средствами игровых технологий

Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с задержкой психического развития (ЗПР), отмечают сложность и разнообразие картины дефекта (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. С. Лебединская, ...

Речевое развитие ребёнка средствами игровых технологий

Речевое развитие включает владение речью  как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной...

НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

НОД  ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ(ФЭМП) И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИВ  СРЕДНЕЙ  ГРУППЕНА ТЕМУ:«ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЛОВАЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «У СОЛН...

"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития с использованием игровой технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами речевого развития дошкольников и младших школьников, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются...