Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Золотая осень"
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конспект занятия по развитю речи в старшей группе. Тема: " Золотая осень". Для воспитателей детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_kursovaya_rabota.docx28.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 53 «Ёлочка»

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

     "Золотая осень"

            

    Выполнила:

    воспитатель МБДОУ «Детский сад № 53«Ёлочка»

    Жиркова Наталия Николаевна

    Тамбов 2019

    План-конспект по развитию речи в старшей   группе

    Тема:  « Золотая осень».

    Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к

    восприятию поэтической речи.

    Задачи:

    Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях устанавливать простейшие связи между ними;  обобщить сведения об осени; учить внимательно слушать поэтическую речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

    Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

    Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

    Здоровьесберегаюшая:  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

    Методические приемы:

    Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

    Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

    Практические: дидактические игры и упражнения.

    Словарная работа: желтеют, моросит,  листопад, сухими, солнце, листья.

    Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

    Материал: Фланелеграф; картинки с признаками осени, мяч, осенние листья, веточка рябины,  запись « Времена года», картинки на осеннюю тему.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Воспитатель в костюме осени заходит в группу и  показывает веточку рябины.

     -Здравствуйте, ребята! Вы отгадали кто я? (Осень)

    -Посмотрите, что я вам принесла в подарок? (веточку рябины)

    Ребята, передавая по кругу веточку рябины, рассматривают её.

     -Какое время года нам напоминает эта веточка?
    -Какие приметы осени вы знаете? (
    Становится холоднее, желтеют, затем опадают с деревьев листья, перелётные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму)

     -Молодцы, ребята!

    1. Игра с мячом.

    -Ребята, давайте встанем в кружок.  У меня есть волшебный мяч, кому я брошу, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний листик.

    Вос. - листья осенью (что делают?) –

    Реб. Листья осенью желтеют и опадают.

    Вос. - Дождь осенью (что делает?) –

    2 реб. Дождь осенью моросит, идет.

    Вос. - урожай осенью (что делают?)  –

    3 реб. Урожай осенью убирают.

    Вос. - птицы осенью (что делают?) —

    4 реб. Птицы осенью улетают.

    Вос. - деревья осенью(что делают?) —

    5 реб. Деревья осенью роняют листья.

    Вос. – звери осенью (что делают?)—

    6 реб. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

    1. Чтение рассказа Виталия Бианки « Сентябрь»

    Звучит запись « Времена года».

    Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

    Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, - всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.
    Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи - и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

    И вдруг - как память о красном лете - устанавливается вёдро: тёплые, ясные дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

    - Бабье лето стаёт, - улыбаясь, говорит народ, поглядывая на жизнерадостную озимь. В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается - все заботы о ней прерваны до весны.
    Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилось.

    Вопросы детям:

    Ребята, какие краски у осени? Какие краски у дождя?

    Какое небо осенью?

    Как изменился лес осенью? Поляна? Молодцы, ребята! -Ребята, сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и вы превратитесь в грибы, деревья и ягодки.

    4.Подвижная игра « Гриб, дерево, ягодка»
    Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!»- дети приседают; «Дерево!»- замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!»- встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

    5. Пальчиковая игра: «Осенние листья».

     -А для следующего задания нам надо размять свои пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

    Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

    Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

    Листья рябины,

    Листики тополя,

    Листья осины,

    Листики дуба мы соберём,

    Маме осенний букет отнесём.  («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

    6. Практическая  часть: Дидактическая игра: «Составь картину осени».                                                                    

             -  Итак, посмотрите,  у нас есть фланелеграф и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака.  Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.   Воспитатель предлагает составить осеннюю картину. (  Дети оставляют картину осени).                       

    Итог занятия:

    Вот наше занятие подошло к концу,  Вы очень порадовали меня, вы так много знаете  обо мне, скажите, ребята:

    Какое произведение мы прочитали?  (Виталия Бианки « Сентябрь») 

    О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)

    Назовите осенние месяцы  (сентябрь, октябрь, ноябрь)
    Что бывает только осенью? (отлет птиц , листопад, сбор урожая.)

    Что понравилось на занятии?

    Молодцы,  ребята всем спасибо!

    Используемая литература:

    1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

    2. Развитие речи в детском саду. Старшая группа  Гербова В.В – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

    Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

    конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

    Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова. Формировать...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

    В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....

    План конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Кояш ничек язга булышты".

    Тема: Кояш ничек язга булышты.Максат: Кучмэ кошлар, терехэм тере булмаган табигатьтэге язгы узгэрешлэр турындагы белемнэрен ачыклау хэм тирщнщйту. Эзер рэсемнэр(таяну) кулланып язгы узгэрешлэр т...

    Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему: «Что у осени в корзинке?»

    Конспект может быть использован в рамках ткматической недели "Овощи, фрукты"...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Заучивание стихотворения И.Белоусова "Осень"

    Програмное содержание:Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворениеИ. А.  Белоусова "Осень" (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказыв...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Осень золотая»

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Осень золотая»...