Конспект "В гостях у самовара"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Бакланова Дарья Геннадьевна

Конспект для младшей группы на тему "В гостях у самовараВ гостях у самовара"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samovar.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №72»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

Конспект« В гостях у самовара»

для детей младшего дошкольного возраста

к педагогическому совету «Приобщение дошкольников к традициям русской народной культуры через построение целостного педагогического процесса»

Воспитатель:

Антонова Д. Г.

Энгельс, 2020г.

Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №72»

Возрастная группа: младшая

Тема: « В гостях у самовара»

Цель:создать условия для познавательного интереса к истории предметов русского быта.

Задачи:

Формировать представление о самоваре, его предназначение и традиции чаепития на Руси.

        Совершенствовать умения раскатывать тесто прямыми движениями между ладошек, затем сворачивая его, соединяя концы.

        Развивать желание слушать рассказ воспитателя, способствовать развитию всех компонентов устной речи.

        Воспитание любви детей к истокам народной культуры.

Виды деятельности: познавательная, музыкально-художественная; коммуникативная,  двигательная,  игровая, восприятие художественной литературы, изобразительная.

Форма организации: групповая, индивидуальная.

Форма реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, дидактические игры, музыкально-ритмические движения.

Оборудование: стол,  накрытый скатертью, сервированный к чаю (чашки, блюдца, чайные ложки, сахарница с сахаром, баранки, самовар, чайник для заварки, баночка с заваркой, маленький поднос. Русский сарафан и платок для воспитателя. Магнитофон и аудиозапись с песней «К нам гости пришли».

Предварительная работа: чтение  «Федорино  горе»; стихов, потешек, пословиц о чайной посуде, о самоваре; рассматривание иллюстраций; рассматривание предметных и сюжетных картинок с изображением чайной посуды; игры с игрушками; с/р игра «Семья», д/и «Напоим кукол чаем»;.

Словарная работа: заварочный чайник, кипяток, заварка, сахарница, молочник, чай  ароматный, «пыхтящий».

Ход занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

Воспитатель в русском народном костюме встречает детей:

-Дверь открою – стану звать,

Деток в гости приглашать!

- Где вы детки? Заходите!

Я вас чаем угощу.

А потом будем играть,

Песни петь и танцевать!

Звучит русская народная песня «К нам гости пришли».

По музыку дети заходят в группу

Здравствуйте, ребята дорогие! Проходите, пожалуйста. Очень хорошо, что пришли ко мне в гости. Я очень рада вас видеть!

Воспитатель подводит детей к столу. Предлагает сесть вокруг стола.

  - Гости на порог и самовар на стол!

- У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

- Так говорят про самовар. (Воспитатель показывает самовар.)

- Как называют самовар?

- А какой самовар? Он похож на чайник, только очень большой. Посмотрите, вот сюда нужно наливать воду.

- Что еще есть у самовара?

- Что за руки в боки?

- Зачем они нужны?

- Чтобы в самовар воду налить, что нужно сначала сделать?

- А чтобы воду из самовара в чашку налить, что нужно сделать?

Дети здороваются.

Ответы детей.

Ответы детей

дети рассматривают самовар

Большой, блестящий, красивый

Крышка, ножки, маленький кранчик.

Ручки ,за них нужно браться, чтобы  не обжечься.

Снять крышку.

Открыть маленький кранчик.

II. Основная часть

- Я хочу рассказать вам о нем.

- Слушайте. В давние времена в каждой1 семье был самовара. Все собирались за столом. Ставили в центр самовар, и хозяйка всем наливала чай. Но чтобы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть. И вся семья знала, что можно начинать чаепитие

-А теперь вы мне расскажите из чего вы дома наливаете чай? 

-Да, все верно из чайника. А самовары стоят в музеях или сохранились где-то у бабушек. Давайте мы с вами самовару споем хороводную песню.

-Посмотрите, у меня есть вот такой костюм самовара.

 -Кто у нас хочет быть самоваром?  (Выбирается кто-то из детей на роль самовара, ребенку надевают костюм «самовар», он становится в центр круга).

Как на ярмарку, на праздник

Привезли нам самовар.

Вот такой вышины,

Вот такой низины,

Вот такой ширины,

Вот такой узины.

Самовар, самовар!

Вот так чудо – самовар!

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети встают вокруг самовара и под музыку поют:

- Зачем нам нужен самовар?

- Вы видели, как ваши мама, папа или бабушка заваривали чай?

- Как они это делали? 

- А сейчас я заварю для вас чай.  Как вы думаете, что нам для этого понадобится?

(Воспитатель  открывает баночку, высыпает заварку на поднос, показывает детям)

-  Какая заварка? Еще заварка бывает крупная и мелкая. Посмотрите, что лежит в этих баночках и скажите, где заварка крупная, а где мелкая?

- Есть специальный чайник,  в котором заваривают чай. Он так и называется: чайник для заварки (заварочный). Есть такой чайник и на моем столе?

Маша покажи, где он?  Как вы думаете, из какого материала сделан этот чайник?

-Правильно, он сделан из стекла, значит - стеклянный.

- Воспитатель снимает крышку у чайника и предлагает детям засыпать в чайник заварку с  подноса.

- Чем можно насыпать заварку? (чайной ложечкой)

 - Семен, найди, пожалуйста, на столе и подай мне её.

- А что еще надо сделать, чтобы заварить чай? (Налить в чайник воды).

- И не просто воды. А какой воды?

- А где у нас кипяток?  

- До самовара дотрагиваться нельзя, можно обжечься, потому что в нем кипяток.  Что нужно открыть, чтобы полилась вода?

-  Кран открывается - вода наливается!

- Сначала налью воды немного, а через некоторое время добавлю воды до самого горлышка чайника.

- А теперь накрою чайник крышкой, чтобы, чаинки разварились, разбухли, и чай у нас получится душистый и  ароматный.

Ответы детей (Чай пить)

Ответы детей (Заварка).

Ребята трогают заварку, пробуют её помять пальцами.

Ответы детей (Твёрдая, сухая, шершавая).

 (Дети показывают и отвечают).

Показывает и называет

Находит и засыпает

Ответы детей

Ответы детей (Очень горячей, надо залить  кипяток.) ;(в самоваре).

Ответы детей (кран)

- Ребята, а знаете, как раньше пили чай?

- Раньше любили чай пить с баранками и калачами и пекли их сами.

- Давайте и мы с вами тоже попьем чай с баранками?

- Ой, да я забыла вам испечь баранки.

- Но у меня есть тесто и мы все вместе испечем баранки, к нашему ароматному чаю.

- А я вам покажу, как можно сделать баранку.

-Для этого нужно взять наше тесто и раскатать между ладошками колбаску.

- После этого, мы просто соединим кончики у нашей колбаски и посмотрим, что же получилось. А получилась вот такая баранка

- Теперь вы.

- Молодцы, а теперь чтобы с нашими баранками попить чай, их нужно испечь.

- Сейчас мы отдадим нашим поварам, и они нам к чаю испекут наши баранки.

- А пока они пекут,  мы  послушаем потешки, которые нам расскажут Маша и Алёна:

-Айкачи, качи, качи

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, жару, из печи.

С пылу, жару, из печи –

Все румяны, горячи.

Прилетели тут грачи,

Подхватили калачи,

Нам остались

Бараночки.

- Шёл зайчик по дорожке,

Нёс Ване сапожки,

Шёл зайчик по печи,

Нёс Ване калачи, Калачи – Калачи,

Как огонь, горячи!

Ой, ребята смотрите, пока мы слушали потешки, повар уже принес наши баранки.

-Смотрите, какие они румяные, красивые, аппетитные.

-Я пузатый, я пыхтящий,
Я большущий и блестящий.

Если только захочу

Кипяточку вскипячу,
Всех вас чаем угощу.

Я- русский самовар.

-Ребята, самовар нас приглашает  попить чай с баранками.

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Лепят баранки

дети подходят к столу

Лепят баранки

Маша, Алёна рассказывают потешки.

Ответы детей.

III. Заключительная часть

- Но перед тем как сесть пить чай с нашими баранками, ребята скажите, с чем мы сегодня познакомились? 

- А чем мы с вами занимались на занятии? 

Молодцы!

На этом наше занятие закончено.

Приятного чаепития.

Ответы детей.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. В гостях у самовара "За чаем не скучаем""

Развлечение на день открытых дверей в гостях у самовара "За чаем не скучаем"...

ДОСУГ «В ГОСТЯХ У САМОВАРА»

ЦЕЛЬ: Приобщение детей к истокам русского народного творчества. Пробудить любовь к народной культуре....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста "В гостях у самовара"

Цель досуга-приобщать детей к истокам русской культуры. Вызвать у нихинтерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития....

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»

Конспект итогового занятия по проектной деятельности в старшей группе «В гостях у самовара»...

Части презентации к образовательному событию "В гости к самовару" (фестиваль "Наши общие возможности - наши общие результаты")

Образовательное событие проводилось в рамках фестиваля. "Наши общие возможности - наши общие результаты"...