Отчет по самообразованию "Влияние сюжетно - ролевых игр на развитие речи дошкольников"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Робулец Оксана Владмировна

Самообразование неотьемлемая часть нашей работы!

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Отчет по самообразованию

Тема: «Влияние сюжетно – ролевых игр на развитие речи дошкольников»

Робулец Оксаны Владимировны

Воспитателя подготовительной группы

Корпуса № 6 ГБОУ «Школа на Яузе»        

2019-2020гг.                                                                            

       Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

     

      Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

       

       Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

       

       Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

       

       Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

     

      Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

     

       Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

       Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

       Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии воспитателя.

       Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:

- развитие связной диалогической речи;

- развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

- расширение и активизация словарного запаса;

       Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

- Исполнение воспитателем главной роли.

- Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

- Внесение образных игрушек.

- Прием ролевой игры с продолжением.

- Игра в телефон.

- Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

- Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

      В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

- Участие воспитателя в игре (главная роль) .

- Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

- Изменение игровой среды.

- Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .

- Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.

- Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.

- Поощряю проявление детского словотворчества.

- Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.

- Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.

      Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

      Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

      Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.

       Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

- бытовые (игры в семью, детский сад) ;

- производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, цирк и т. п.) .

- игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

- игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.) . В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

      Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.

      Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

      Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, НОД с детьми, взаимодействие с родителями.

      В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. Москва, 2011.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983. (стр. 3-8) .

     В течение года мною были подготовлены и проведены:

- Беседы о профессиях.

- Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа и мн. др.) .

- Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.

- Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .

- Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».

- Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

       В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи дошкольника

Игра - ведущая деятельность дошкольника, следует обучать детей игре и представлять возможность для самостоятельных сюжетно-ролевых действий. что способствует гармоничному развитию ребенка, формирует к...

роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР

роль сюжетно - ролевых игр в развитии речи дошкольников с ЗПР...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольников

Что такое игра? И какое значение  она имеет на развитие речи детей дошкольного возраста....

Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»

Родительское собрание. «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»...

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи дошкольника

В данном материале описано влияние сюжетно-ролевой игры на речь детей дошкольного возраста....