«Задержка речевого развития у детей с 2-3 лет»
статья по развитию речи

Кондратюк Марина Александровна

                                                                     Уважаемые коллеги!

Актуальность статьи обусловлена современными реалиями развития речи у детей  с 2-3 лет

В статье вы сможете найти ответы на  такие  вопросы как:

  • ​в чем проявляется задержка речевого развития у детей  

  • причины задержки речевого развития 

  • что делать,если ребёнок плохо говорит

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaderzhka_rechevogo_razvitiya_statya.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Задержка речевого развития у детей  с 2-3 лет»

Сегодня,  несмотря на развитие технологий и прогресс во всем мире все чаще можно увидеть детей дошкольного возраста с 2-3 лет, для которых речь, как средство взаимодействия с другими людьми  является не посильной задачей.

  Анамнез  в большинстве случаев связан с задержкой развития речи у дошкольников. Задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном, темпе по сравнению с нормами. Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.

  Достаточно сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают говорить, и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

  Задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше. Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением. В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных откликов и сопереживания. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития или ОНР — общее недоразвитие речи.

В чем проявляется задержка речевого развития?

   Формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только  его близкие  или иногда только мама.

      Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Причины задержки речевого  развития у  детей с 2-3 лет

 

Здесь указаны основные причины задержки речевого развития:

  •    Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  •    Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  •    Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  •    Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  •    Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  •    Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

     Найти причину, которая приводит к задержке  формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Ребенка должны осмотреть специалисты:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

    Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Чем раньше Вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее вашего ребенка отвечаете только Вы!

       

С уважением, воспитатель Кондратюк Марина Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие двигательных способностей у детейс задержкой речевого развития

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР)  является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, п...

Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития

Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...