Сочинение, продумывание новой сказки с героями знакомых русских народных сказок по методу ТРиЗ «Салат из сказок».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Александрова Евгения Николаевна

НОД по развитию речи в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Занятие в старшей группе

                         

Тема: Сочинение, продумывание новой  сказки с героями знакомых русских народных сказок по методу ТРиЗ «Салат из сказок».

Цель: Научить детей составлять связный текст (сказку) по аналогии р.н. сказок с использованием приемов  ТРиЗ (а).

Программные задачи: Учить детей сочинять сказку, используя приемы ТРИзА- уменьшения героя, и замена характера персонажа злого на доброго:

- учить составлять сказку по аналогии р.н. сказок, применять схему характерную для р.н.сказок  присказка 3 раза зачин, кульминация, потешки.

- уточнять представления о жанровых особенностях сказки.

- продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

- развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения используя народный словарь, пословицы, поговорки, прибаутки

- развивать творческое воображение при составлении сказки.

- воспитывать любовь  к устному народному творчеству - сказкам.

В игровых упражнениях для мальчиков:

учить характерной передачи образов движениями рук пальцев,

- развивать  речетворчество индивидуально каждого в коллективном составлении общей русской народной сказки

- развивать интонационно- выразительную звучащую речь мелодику голоса, тембр, ритм.

- Создавать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка на занятии ( от индивидуального участия зависит общее решение задач).

Мы, дети, пришли сегодня в русскую избу, чтобы быть ближе к этому далекому времени, когда были придуманы русские народные сказки.

А чтобы наша головка работала нам надо поиграть с пальчиками.

                                  - Пальчики перебираем

                                    цепочку получаем.

                                   - У собачки острый носик

                                    есть и ушки есть и хвостик.

                                - Если пальчики сцепляются

                                  быстро ежик получается.

                                - Ушки длинные у зайки

                                  из кустов они торчат,

                                  он и прыгает и скачет,

                                  веселит своих зайчат.

В русской горнице.

Ребята, у каждого народа  есть сказки, но р.н. сказки особенные и мы в этом сегодня убедимся, вспоминая их.

И даже попробуем сочинить свою сказку.

Вспомните, какие р.н. сказки вы знаете?

Почему их называют сказками?

Чем р.н. сказки отличаются от сказок других народов.

- Что в них есть7

- присказки, повторы 3х кратные, сказочные слова, потешки.

Всегда хорошо заканчиваются.

как начинаются р.н. сказки, с каких сказочных слов.

Жили- были, «давным - давно» в тридесятом царстве.

А как начинается сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

- Какие сказочные слова есть в этой сказке?

- Какие чудеса, волшебства, произошли в этой сказке. (превратился в козленочка, разговаривая, вышла Аленушка, превратился в мальчика).

Рассмотреть иллюстрации

- Что на этой картинке?

Как они шли?

Как козленочек пить просил? Сколько раз?

А на этой картинке?

Побежал козленочек на речку и что сделал?

Жалобнехонько

Чем закончилась сказка?

Чему учит эта сказка?

Какая пословица бы подошла7

«Добро побеждает зло»

Какие еще вы ,знаете сказки, где есть 3х кратные повторы (Дети показывают).

Ребята, а в сказке Гуси- Лебеди, есть 3х кратные повторы?

Да, девочка обращалась за  помощью, сначала к кому?

К печке, как?

Потом, к яблоньке как?

Потом к молочной речке. Как?

(Только говорите так, как в сказке).

Чему учит сказка?

Быть добрым, ответственным.

Какая пословица подошла бы к этой сказке.

«Трудно найти, легко потерять».

- Ребята, а в каких сказках прямо произносится число 3.

«Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка».

Вот мы и вспомнили, чем отличаются р.н. сказки. в них есть повторы, потешки, сказочные слова.

 А все помните сказку «Колобок». Кого он встречал на тропинке зайца, волка, медведя, лису.

А вот, если бы медведь разозлился на колобка и превратил бы его в малюсенького-малюсенького

-Как бы закончилась сказка?

Ребята, кажется, к нам кто-то летит.

Посмотрите , какой необычный самолет к нам прилетел.

Да и пилоты ,посмотрите, кто.

Как вы думаете ,кого привезли к нам гуси-лебеди.

А привезли они сказочных героев.

Вот в окошечке появляется 2-й сказочный герой кто это?

Лиса. Какая она? рыжая, пушистая, хитрая, коварная, как в сказках ее называют.

- плутовка, лисавета, лиса Олисова, Патрикеевна.

А как лиса в сказках подкрадывается к своей добыче?

Тише воды, ниже травы, следы хвостом заметает.

А как удирает от собак, летит стрелой, мчится, удирает, быстро уносит ноги.

Посмотрите, следующий герой:

Петушок - Какой он, давайте опишем.

Красивый, яркий, голосистый, а может быть доверчивым. А еще каким может быть смелым.

Как его ласково называют. А как о нем лисичка ласково говорила.

           Петушок, петушок

            Золотой гребешок

            Маслена головушка

            Шелкова бородушка

            Взгляни в окошко

            Дам тебе горошку

Да петушок от таких слов сразу и выглядывал, такой доверчивый был.

Следующий герой

Еж. Какой он? колючий, ловкий.

Как называют в сказках.

Ежик ни головы, ни ножек,

Колобок- колючий бок.

как он разговаривает в сказках: пыхтит, фыркает, сердится.

Следующий герой

Заяц. какой он ? белый, трусливый, длинноухий, короткохвостый, быстрый.

Вспомните зайца из сказки «Заяц хваста». Каким он был хвастливым.

Как себя расхваливал:

      У меня не усы- а усищи

       Не глаза, а глазищи

       Не уши- а ушищи

Как зайца в сказках называют: заюшка, зайка-побегайка, попрыгайка.

Посмотрите, кто еще выглянул?

Волк. А он какой?  серый, злой, зубастый, глупый, может быть его можно провести:

Как его в сказках называют волчок- серый бочок, кум-браток;

- а если надо показать словами, что он злой большой, то волчище серый бочище, как волк убегает, в сказках, поджав хвост.

Ну, а теперь настала очередь колобка и лягушки.

Колобок. Сначала о колобке, какой он? круглый, румяный, веселый.

Как он в сказке передвигается?

А Лягушка ,какая она?

веселая, зеленая, как лягушку у сказках называют лягушка- квакушка, лягушка-попрыгушка,почему назвали попрыгушка? (потому что прыгает).

Русский народ все подмечал и называл  образно, добро.

Следующий персонаж

Кот. Какой он? серый, ловкий.

как в сказка называют   Котофей, Котофеич

                                         Котище - длинные усищи

Пока мы говорили о Котофее Котофеевиче ,посмотрите, кто выглянул.

Медведь: Какой он большой, бурый, неуклюжий.

как ласково уважительно называют Медведя в сказках

Медведушка

Михайло Потапыч

Мишутка, а Медведица у него Настасья Петровна.

Вспомните, как Медведь с сосны упал в сказке «Котофей-Котофеич»

Шмякнулся об земь, что все печенки отбил

И последний герой, который к нам прилетел

Мышка. Скажите, какая она? Серая, ловкая, трудолюбивая, юркая.

Как в сказках называют мышка- норушка, мышка- поскребушка (почему?) потому, что скребется под полом).

Как вы думаете, а для чего к нам прилетели персонажи с разных сказок?

Может, кто догадался?

А прилетели они напомнить нам о себе, чтобы вспомнили, чем они в сказках занимаются.

Вспомнили и напомнили.

Ведь мы сегодня будем сказочниками. А кто-то из этих героев будет и в нашей сказке.

А сочинять мы будем с вами сказку похожую на р.н. (привлечь внимание).

Для этого надо, чтобы в начале сказки ,была присказка, сказочное начало, потешки и обязательно 3х кратный повтор.

                                            Сочинительство

1. Совместно выбрать героев

2. Место действия

3. Время года

4. У выбранных героев уточнить характер

5. Придумать название, обговорить,  о чем бедует говориться в сказке

Что будет сначала, что потом.

Как начать сказку.

Какие будут повторы, кто будет произносить.

Как Лиса Петушка искала

Жила- была в лесу хитрая- прехитрая лиса. Как-то весной захотелось ей петушком полакомиться. И отправилась лиса, куда глаза глядят. Шла- шла и да и вышла на полянку. Села на пенек да думу думает.

А тут как раз репку увидела Лиса и спрашивает

Репка ты знаешь, где петушок живет, а репка только листочками в ответ зашумела, закачала.

Пошла лиса дальше.

Долго ли, коротко ли, видит катится колобок, только хотела схватить, как он развернулся, зафыркал- это был колючий еж.

Его звали…

- Ежик, скажи, где петушок живет?

Ежик замотал  в ответ головой, зафыркал и умчался.

Махнула Лиса пушистым хвостом и помчалась дальше

Вдали метнулись гуси-лебеди и опустились на полянку.

Лиса недолго думая побежала к ним и  спрашивает: Гуси- лебеди, не видали ли вы, где живет петушок золотой гребешок?

А гуси ей отвечают:

    Знаем, знаем, где живет,

    В маленькой избушке.

    На краю деревушки,

   Укажите путь дорогу.

- Ну, поспеши лиса за нами.

Долго ли, коротко ли, бежала, лиса бежала да и прибежала, подкралась к окошку и запела ласковым голоском.

   Петушок, петушок

   Золотой гребешок

   Маслена головушка

   Шелкова бородушка

   Выгляни в окошко

   Дам тебе горошку

Петух выглянул да как закричит Ку-ка-ре-ку!

Услышали его собаки, прибежали, и давай лису драть, трепать, она насилу ноги унесла.

А петушок и сейчас живет ,пряники жует,

Да нас в гости ждет.

Вот мы с вами и сочинили сказку.

Что есть: повторы песенки.

начало

конец

чему учит

Вот мы и сочинили сказку.

А мы кто - дети.

Мы девочки и мальчики мы ходим в детский сад - это дошкольное учреждение, мы дошкольники. Для родителей мы дочки и сыночки, нам всем по пять лет, значит мы - пятилетки.

Мы все находимся в одной группе - одногруппники.

Мы слушали сказку, значит - мы  - слушатели.

Смотрели ее, значит - зрители.

Мы ее составили  - составители

Мы ее сочинили - сочинители.

Мы кто? - люди.

Мы - кто? - народ

Вот и сочинили мы народную сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по основам безопасности жизнедеятельности на примере героев русских народных сказок НА ТЕМУ: «Путешествие по сказкам» с детьми второй младшей группы.

Программное содержание:Образовательная задача:На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасн...

методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы

Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...

Методика ТРИЗ- «Салат из сказок»

План – конспект занятия –развлечения по русским народным сказкам «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок –золотой гребешок», «Заюшкина избушка»....

Презентация Отрицательные герои русских народных сказок

В презентации рассказыается об отрицательных персонажах русских народных сказок...

Памятка для родителей: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"

Памятка для родителей: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"...

«Школа молодых родителей» Тема: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"

laquo;Школа молодых родителей»Тема: "Учим детей правилам безопасности на примере героев известных русских народных сказок"...

Игровое упражнение "Герои любимых русских народных сказок".Сервис Learningapps.org .

Для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста....