Главные вкладки

    Сочинение, продумывание новой сказки с героями знакомых русских народных сказок по методу ТРиЗ «Салат из сказок».
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Александрова Евгения Николаевна

    НОД по развитию речи в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi.doc47 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 Занятие в старшей группе

                             

    Тема: Сочинение, продумывание новой  сказки с героями знакомых русских народных сказок по методу ТРиЗ «Салат из сказок».

    Цель: Научить детей составлять связный текст (сказку) по аналогии р.н. сказок с использованием приемов  ТРиЗ (а).

    Программные задачи: Учить детей сочинять сказку, используя приемы ТРИзА- уменьшения героя, и замена характера персонажа злого на доброго:

    - учить составлять сказку по аналогии р.н. сказок, применять схему характерную для р.н.сказок  присказка 3 раза зачин, кульминация, потешки.

    - уточнять представления о жанровых особенностях сказки.

    - продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей.

    - развивать образность речи детей, умение подбирать определения, сравнения используя народный словарь, пословицы, поговорки, прибаутки

    - развивать творческое воображение при составлении сказки.

    - воспитывать любовь  к устному народному творчеству - сказкам.

    В игровых упражнениях для мальчиков:

    учить характерной передачи образов движениями рук пальцев,

    - развивать  речетворчество индивидуально каждого в коллективном составлении общей русской народной сказки

    - развивать интонационно- выразительную звучащую речь мелодику голоса, тембр, ритм.

    - Создавать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка на занятии ( от индивидуального участия зависит общее решение задач).

    Мы, дети, пришли сегодня в русскую избу, чтобы быть ближе к этому далекому времени, когда были придуманы русские народные сказки.

    А чтобы наша головка работала нам надо поиграть с пальчиками.

                                      - Пальчики перебираем

                                        цепочку получаем.

                                       - У собачки острый носик

                                        есть и ушки есть и хвостик.

                                    - Если пальчики сцепляются

                                      быстро ежик получается.

                                    - Ушки длинные у зайки

                                      из кустов они торчат,

                                      он и прыгает и скачет,

                                      веселит своих зайчат.

    В русской горнице.

    Ребята, у каждого народа  есть сказки, но р.н. сказки особенные и мы в этом сегодня убедимся, вспоминая их.

    И даже попробуем сочинить свою сказку.

    Вспомните, какие р.н. сказки вы знаете?

    Почему их называют сказками?

    Чем р.н. сказки отличаются от сказок других народов.

    - Что в них есть7

    - присказки, повторы 3х кратные, сказочные слова, потешки.

    Всегда хорошо заканчиваются.

    как начинаются р.н. сказки, с каких сказочных слов.

    Жили- были, «давным - давно» в тридесятом царстве.

    А как начинается сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

    - Какие сказочные слова есть в этой сказке?

    - Какие чудеса, волшебства, произошли в этой сказке. (превратился в козленочка, разговаривая, вышла Аленушка, превратился в мальчика).

    Рассмотреть иллюстрации

    - Что на этой картинке?

    Как они шли?

    Как козленочек пить просил? Сколько раз?

    А на этой картинке?

    Побежал козленочек на речку и что сделал?

    Жалобнехонько

    Чем закончилась сказка?

    Чему учит эта сказка?

    Какая пословица бы подошла7

    «Добро побеждает зло»

    Какие еще вы ,знаете сказки, где есть 3х кратные повторы (Дети показывают).

    Ребята, а в сказке Гуси- Лебеди, есть 3х кратные повторы?

    Да, девочка обращалась за  помощью, сначала к кому?

    К печке, как?

    Потом, к яблоньке как?

    Потом к молочной речке. Как?

    (Только говорите так, как в сказке).

    Чему учит сказка?

    Быть добрым, ответственным.

    Какая пословица подошла бы к этой сказке.

    «Трудно найти, легко потерять».

    - Ребята, а в каких сказках прямо произносится число 3.

    «Хаврошечка», «Сивка-бурка», «Царевна-лягушка».

    Вот мы и вспомнили, чем отличаются р.н. сказки. в них есть повторы, потешки, сказочные слова.

     А все помните сказку «Колобок». Кого он встречал на тропинке зайца, волка, медведя, лису.

    А вот, если бы медведь разозлился на колобка и превратил бы его в малюсенького-малюсенького

    -Как бы закончилась сказка?

    Ребята, кажется, к нам кто-то летит.

    Посмотрите , какой необычный самолет к нам прилетел.

    Да и пилоты ,посмотрите, кто.

    Как вы думаете ,кого привезли к нам гуси-лебеди.

    А привезли они сказочных героев.

    Вот в окошечке появляется 2-й сказочный герой кто это?

    Лиса. Какая она? рыжая, пушистая, хитрая, коварная, как в сказках ее называют.

    - плутовка, лисавета, лиса Олисова, Патрикеевна.

    А как лиса в сказках подкрадывается к своей добыче?

    Тише воды, ниже травы, следы хвостом заметает.

    А как удирает от собак, летит стрелой, мчится, удирает, быстро уносит ноги.

    Посмотрите, следующий герой:

    Петушок - Какой он, давайте опишем.

    Красивый, яркий, голосистый, а может быть доверчивым. А еще каким может быть смелым.

    Как его ласково называют. А как о нем лисичка ласково говорила.

               Петушок, петушок

                Золотой гребешок

                Маслена головушка

                Шелкова бородушка

                Взгляни в окошко

                Дам тебе горошку

    Да петушок от таких слов сразу и выглядывал, такой доверчивый был.

    Следующий герой

    Еж. Какой он? колючий, ловкий.

    Как называют в сказках.

    Ежик ни головы, ни ножек,

    Колобок- колючий бок.

    как он разговаривает в сказках: пыхтит, фыркает, сердится.

    Следующий герой

    Заяц. какой он ? белый, трусливый, длинноухий, короткохвостый, быстрый.

    Вспомните зайца из сказки «Заяц хваста». Каким он был хвастливым.

    Как себя расхваливал:

          У меня не усы- а усищи

           Не глаза, а глазищи

           Не уши- а ушищи

    Как зайца в сказках называют: заюшка, зайка-побегайка, попрыгайка.

    Посмотрите, кто еще выглянул?

    Волк. А он какой?  серый, злой, зубастый, глупый, может быть его можно провести:

    Как его в сказках называют волчок- серый бочок, кум-браток;

    - а если надо показать словами, что он злой большой, то волчище серый бочище, как волк убегает, в сказках, поджав хвост.

    Ну, а теперь настала очередь колобка и лягушки.

    Колобок. Сначала о колобке, какой он? круглый, румяный, веселый.

    Как он в сказке передвигается?

    А Лягушка ,какая она?

    веселая, зеленая, как лягушку у сказках называют лягушка- квакушка, лягушка-попрыгушка,почему назвали попрыгушка? (потому что прыгает).

    Русский народ все подмечал и называл  образно, добро.

    Следующий персонаж

    Кот. Какой он? серый, ловкий.

    как в сказка называют   Котофей, Котофеич

                                             Котище - длинные усищи

    Пока мы говорили о Котофее Котофеевиче ,посмотрите, кто выглянул.

    Медведь: Какой он большой, бурый, неуклюжий.

    как ласково уважительно называют Медведя в сказках

    Медведушка

    Михайло Потапыч

    Мишутка, а Медведица у него Настасья Петровна.

    Вспомните, как Медведь с сосны упал в сказке «Котофей-Котофеич»

    Шмякнулся об земь, что все печенки отбил

    И последний герой, который к нам прилетел

    Мышка. Скажите, какая она? Серая, ловкая, трудолюбивая, юркая.

    Как в сказках называют мышка- норушка, мышка- поскребушка (почему?) потому, что скребется под полом).

    Как вы думаете, а для чего к нам прилетели персонажи с разных сказок?

    Может, кто догадался?

    А прилетели они напомнить нам о себе, чтобы вспомнили, чем они в сказках занимаются.

    Вспомнили и напомнили.

    Ведь мы сегодня будем сказочниками. А кто-то из этих героев будет и в нашей сказке.

    А сочинять мы будем с вами сказку похожую на р.н. (привлечь внимание).

    Для этого надо, чтобы в начале сказки ,была присказка, сказочное начало, потешки и обязательно 3х кратный повтор.

                                                Сочинительство

    1. Совместно выбрать героев

    2. Место действия

    3. Время года

    4. У выбранных героев уточнить характер

    5. Придумать название, обговорить,  о чем бедует говориться в сказке

    Что будет сначала, что потом.

    Как начать сказку.

    Какие будут повторы, кто будет произносить.

    Как Лиса Петушка искала

    Жила- была в лесу хитрая- прехитрая лиса. Как-то весной захотелось ей петушком полакомиться. И отправилась лиса, куда глаза глядят. Шла- шла и да и вышла на полянку. Села на пенек да думу думает.

    А тут как раз репку увидела Лиса и спрашивает

    Репка ты знаешь, где петушок живет, а репка только листочками в ответ зашумела, закачала.

    Пошла лиса дальше.

    Долго ли, коротко ли, видит катится колобок, только хотела схватить, как он развернулся, зафыркал- это был колючий еж.

    Его звали…

    - Ежик, скажи, где петушок живет?

    Ежик замотал  в ответ головой, зафыркал и умчался.

    Махнула Лиса пушистым хвостом и помчалась дальше

    Вдали метнулись гуси-лебеди и опустились на полянку.

    Лиса недолго думая побежала к ним и  спрашивает: Гуси- лебеди, не видали ли вы, где живет петушок золотой гребешок?

    А гуси ей отвечают:

        Знаем, знаем, где живет,

        В маленькой избушке.

        На краю деревушки,

       Укажите путь дорогу.

    - Ну, поспеши лиса за нами.

    Долго ли, коротко ли, бежала, лиса бежала да и прибежала, подкралась к окошку и запела ласковым голоском.

       Петушок, петушок

       Золотой гребешок

       Маслена головушка

       Шелкова бородушка

       Выгляни в окошко

       Дам тебе горошку

    Петух выглянул да как закричит Ку-ка-ре-ку!

    Услышали его собаки, прибежали, и давай лису драть, трепать, она насилу ноги унесла.

    А петушок и сейчас живет ,пряники жует,

    Да нас в гости ждет.

    Вот мы с вами и сочинили сказку.

    Что есть: повторы песенки.

    начало

    конец

    чему учит

    Вот мы и сочинили сказку.

    А мы кто - дети.

    Мы девочки и мальчики мы ходим в детский сад - это дошкольное учреждение, мы дошкольники. Для родителей мы дочки и сыночки, нам всем по пять лет, значит мы - пятилетки.

    Мы все находимся в одной группе - одногруппники.

    Мы слушали сказку, значит - мы  - слушатели.

    Смотрели ее, значит - зрители.

    Мы ее составили  - составители

    Мы ее сочинили - сочинители.

    Мы кто? - люди.

    Мы - кто? - народ

    Вот и сочинили мы народную сказку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по основам безопасности жизнедеятельности на примере героев русских народных сказок НА ТЕМУ: «Путешествие по сказкам» с детьми второй младшей группы.

    Программное содержание:Образовательная задача:На примере героев народных сказок формировать представления об опасных ситуациях для человека в окружающем мире, осторожное отношение к потенциально опасн...

    методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы

    Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...

    Методика ТРИЗ- «Салат из сказок»

    План – конспект занятия –развлечения по русским народным сказкам «Петушок и бобовое зернышко», «Петушок –золотой гребешок», «Заюшкина избушка»....

    Презентация Отрицательные герои русских народных сказок

    В презентации рассказыается об отрицательных персонажах русских народных сказок...

    Мастер-класс для родителей: Изготовление шапочек героев русских народных сказок и подвижных игр в стиле "Оригами из кругов"

    МАДОУ детский сад комбинированного вида № 61 Мастер-класс для родителей:Изготовление шапочек  героев русских народных сказок и подвижных игр в стиле «Оригами из кругов» [[{"type":"media...

    "В гости к героям русских народных сказок"

    Методическая разработка по театрализованной деятельности. Очень интересное занятие для деток средней группы...

    Конспект НОД по развитию речи рассказывание по картине «Герои русских народных сказок» для старшей группы

    Конспект НОД по развитию речирассказывание по картине «Герои русских народных сказок»для старшей группы Цель: развитие целостного восприятия русских народных сказок. Задачи:1) Обучать р...