Практические рекомендации для родителей и педагогов: "Синквейн для детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи

Шарапова Елена Валерьевна

Практические рекомендации для родителей и педагогов на тему: "Синквейн для детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_dlya_doshkolnikov.docx61.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБ ДОУ "Центр развития ребёнка- детский сад № 79"

Воспитатель группы "Сказка" Шарапова. Е.В.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

 "СИНКВЕЙН ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Существуют определенные правила написания синквейна.

Он состоит из 5-ти строк. Его форма напоминает «елочку».

Первая строка синквейна – (одно слово) заголовок, тема.

Существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь.

Вторая строка – (два слова) прилагательные.

Описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка - (три слова) глаголы или деепричастия.

Описывают действия предмета.

Четвёртая строка – (четыре слова) словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов. Отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – (одно слово) существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.

Личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

I этап – подготовительный (сентябрь – декабрь первого года обучения)

Для того, чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.

Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями:

«слово-предмет»,

«слово-определение»,

«слово-действие»,

«слово-ассоциация»,

«предложение», введение символов этих слов.

Формы организации образовательного процесса:

1. НОД (фронтальная, подгрупповая, индивидуальная) .

2. Словесные игры и упражнения

«Кто это? Что это? »,

«Отгадай загадки»,

«Узнай по описанию»,

«Скажи, какой? какая? какое? какие? »,

«Подбери признаки»,

«Кто что делает? »...

Словесные игры просты в работе, так как не требуют специальной подготовки, поэтому в них можно играть даже в свободное время.

3. Дидактические игры

«Найди пару»,

«Кто что делает? »,

«Слова с противоположным значением»...

Мною использовались настольно-печатные материалы из рабочей тетради «30 уроков развития речи».

4. Речевые тренинги (собрана картотека речевого материала для речевых тренингов).

5. Игры малой подвижности

«У Маланьи, у старушки»,

«Что мы делаем – не скажем»,

«Живые слова»...

6. Мультимедийные презентации. Работа на подготовительном этапе завершается знакомством детей с символами-обозначениями:

«слов-предметов»,

«слов-определений»,

«слов-действий»,

«слов-ассоциаций»,

схемой предложения.

II этап – основной (январь – май первого года обучения)

Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).

Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.

III этап практический (до конца второго года обучения).

Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.

О чем можно составить синквейн?

- о природе;

- о картине и литературном герое;

- о маме и папе;

- о настроении;

- по всем лексическим темам.

Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие, способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания.

Пример составленного ребенком синквейна об осени:

«Осень. Веселая, разноцветная.

Украшает, восхищает, танцует.

Красивое время года. Красавица! »

На каком этапе логопедической ОД можно использовать прием составления синквейна?

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Созданные детьми нерифмованные стихотворения нередко становятся «изюминкой» логопедической образовательной деятельности.

Выводы:

Синквейн  помогает пополнить словарный запас. Синквейн  учит краткому пересказу.

Синквейн  учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.

Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.

Синквейн  помогает развить речь и мышление.

Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

 Синквейн  позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

C:\Users\user\Desktop\Скриншот 26-04-2020 235900.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ КОНСТРУКТОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Для успешного овладения детьми игровой строительной технологией и существенного влияния конструктивной деятельности на развитие детей необходимо создавать дома и в групповых комнатах детского са...

Рекомендации для родителей . Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОНР

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР...

рекомендации для родителей "Чистоговорки для развития речи детей дошкольного возраста"

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении....

Рекомендации для родителей по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

В рекомендациях даётся определение понятию "безопасность", советы по решению задач воспитания безопасного поведения, предлагаются темы для обсуждения с детьми, представлена литература по теме....

Практические рекомендации для педагогов. Тема: "Организация двигательной активности детей дошкольного возраста в возрастной группе"

В практических рекомендациях предложены игры малой подвижности "Фигуры", "Тихо - громко", "Шире шаг", "Затейники" и другие....

Практические рекомендации для родителей "Как предупредить плоскостопие у детей дошкольного возраста"

Рекомендации для родителей по профилактике плоскостопия у дошкольников...

Консультация для родителей "Не бойся, я с тобой!" Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по преодолению страхов у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции страхов у детей....