Развитие связной речи детей.
статья по развитию речи (средняя группа)

Сайт воспитателя Блохиной Ларисы Сергеевны

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтаннои безспециального обучения ребёнок не достигнет того уровня развитиясвязной речикоторый необходим для полноценного обучения вшколе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_detey_4-5_let.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

                       «Развитие связной речи детей»

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтаннои безспециального обучения ребёнок не достигнет того уровня развитиясвязной речикоторый необходим для полноценного обучения вшколеРаботыпроводимой в детском саду или на подготовительныхк школе занятиях для полноценного развития связной речинедостаточнообязательно усилия педагогов дошкольных учрежденийдолжны подкрепляться домашними занятиямиОднако в современныхусловияхпри напряженном ритме жизнив семье речевому развитиюребёнка уделяется катастрофически мало вниманияОбщение ребёнкас родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Еслиребёнок рассказывает что-то родителямто взрослыечто вполнеестественнообращают внимание в первую очередь на смысл его речи,нежели на оформление — связностьсловарный запасграмматическиеошибки

В результате к моменту поступления в школу самостоятельнаясвязная речь детей оказывается недостаточно сформированнойонине умеют связно и последовательно излагать содержание своихмыслейправильно сформулировать вопросдать развернутый ответ

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями инавыками связной речи? 

Использовать можно всечто видит ребенок вокруг себяЭто и домаина прогулкеОчень важно направлять внимание ребенка не только напредметыно и на их деталиНеобходимо рассматривая предмет,задавать ребенку вопросы: "Какого цветаИз чего сделан предмет?Какой величины?" Следитеза темчтобы ребёнок отвечал полнымпредложениемТакже ребенок учится сравниватьобобщать,понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенкаигрушкиНапримерпредложить для сравнения две куклы и двемашиныСначала ребенку необходимо внимательно изучить,рассмотреть предметыа затем рассказатьчем они отличаются и чемпохожи друг от другаДля некоторых детей проще дается описаниеразличийчем сходные признакиТаким образомназывая самыеразные признаки предметоввы побуждаете развитию связной речи удетей

Примеры игр и упражненийкоторые могут использовать родители вдомашних условиях.  

Игра "Что мы видим во дворе?" 

Вместе с ребенком посмотрите в окноПоиграйте в игру "Кто большеувидит". По очереди перечисляйте точто видно из вашего окна.Описывайте все увиденное в деталях

Например: "Я вижу домВозле дома стоит деревоОно высокое итолстоеу него много ветока на ветках листочки". Если ребенкутрудно описать предметпомогите ему наводящими вопросами. "Тыувидел домОн низкий или высокий?". Игра способствует развитиюактивной речинаблюдательностипополнению словарного запаса.Что мы видели вчера

Вместе с ребенком вспомнитегде вы были вчерачто делаликоговстречалио чем разговаривалиФиксируйте внимание на деталях.Игра способствует развитию памятивниманиянаблюдательности,пополнению словарного запасаЧто мы будем делать завтра

  Игра "Профессии" 

С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементыролевой игрывырабатываться речевая активность

Покажите малышукак с помощью разнообразных сюжетных игрушекможно играть в докторапарикмахерашоферапродавцаРазложите вкомнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр

Пусть малыш самостоятельно поиграетПонаблюдайте за его игройапотом спросите малыша: "Кто ты?" 

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием,например: "Я врач". Уточните у ребенкакакими инструментами онпользуется и для чего они нужны

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задаватьнаводящие вопросы об этих профессияхнапример такие как

Как называется человек этой профессии на картинке

Как одет человек на этой работеНосит ли он специальную форму

Чем занимается человек на этой работеГде он работает Какиеинструменты ему необходимы в этой профессииЗачем нужна этапрофессияПриносит ли она пользу людям

Напримерможно рассказать о нужной профессии врачЧто врач одетв белый халат – это его врачебная формаВрач работает в больнице илечит детей и взрослых от болезнейДля его работы ему нужныспециальные инструментытакие как шприцградусникПрофессияврач нужна для тогочтобы защищать и лечить людей от различныхболезней

  Упражнение "Давай поговорим" 

Является обычной беседой на бытовые темы

ИнструкцияЯ задаю вопросыа ты отвечайЕсли хочешьможешь иты задать мне вопроса я тебе отвечуТы сегодня завтракалА что тыелКакая сегодня погодаТебе нравится заниматься со мной

В зависимости от активности ребенка его участие может бытьквалифицировано как инициативное или пассивноеа речевые ответы,как развернутые или краткиесамостоятельные или с опорой налексику вопросаЛучше всего вопросы задавать разные посодержаниювнеконтекстныене связанные с общей темой  

Упражнение "Повтори скороговорку" 

Скороговорки являются эффективным средством развития речиОнипозволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции,совершенствовать плавность и темп речи

  Упражнение " Выучи стихотворение" 

Разучивание стихов является средством закрепления правильногозвукопроизношениярасширения словарного запасаразвития речи

Все дети любят слушать стихистараются их запомнитьПодбираястихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка.Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворенияМожноразучивать стихотворение с опорой на наглядные картинкитемсамым развивать и зрительную память

      Игра "А что было дальше?" 

В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделятьформированию самостоятельной связной речиНапримерможнопредложить ребёнку придумать продолжение рассказаили сочинятьрассказ вместе с нимпо очереди

— Жила-была девочка МашаЛетом Маша отдыхала у бабушки надаче

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодамиНабрала Маша полнуюкорзину малиныУсталасела на пенек отдохнутьсмотрит посторонам

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?) 

Как мы видимежедневное общение родителей с ребёнкомпредоставляет множество возможностей для развития связной речи.Немного терпения и настойчивостинемного изобретательности иродительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошоразвитой речью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Консультация для родителей на тему:«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»...

Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей.

Особенности речи детей пятого года жизни и способы их развития с использованием приема моделирования....

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данная консультация поможет родителям работать с детьми над обогащением словаря, формированию грамматического строя речи,развитию и совершенствованию звуковой культуры речи и связной речи с помощью иг...

«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Данный материал раскрывает, как правильно и  своевременно подойти к развитию речи ребенка используя прием моделирования....