Использование пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи для детей раннего возраста
статья по развитию речи

Чапурина Яна Юрьевна

Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые сложно назвать обучением, так как это очень веселый и увлекательный процесс. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны.  Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чапурина Я.Ю., воспитатель  

ГБДОУ детский сад №4 Красногвардейского района 

Санкт - Петербурга 

 

«Использование пальчиковых игр в развитии мелкой моторики и речи для детей раннего возраста» 

Сегодня мы поговорим о «пальчиковых» играх, которые сложно назвать обучением, так как это очень веселый и увлекательный процесс. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука – это инструмент всех инструментов» — заключал Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Эти выводы не случайны.  Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук, которая ведет к развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Ученые, которые изучали деятельность детского мозга и психику детей, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук обычно приводит педагога к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Пальчиковые упражнения представляют собой специальные игры, которые направлены на развитие интеллектуальных способностей малышей. Регулярные занятия помогают деткам не только сформировать базовые навыки, но и улучшить эмоциональную связь с родителями. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию моторики.

Пальчиковые игры, помимо тренировки кистей рук обеспечивают социализацию ребенка, так как он общается с взрослыми и детьми, если занятие проводится в группе.

 В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивается скорость движения, отчетливость.

 М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических функций от рук, а точнее от пальцев, так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи. Речевые центры развиваются также благодаря тому, что игра сопровождается рифмованным проговариванием, или пропеванием.

 Пальчиковые игры подготавливают руку ребенка к письму, что является важным психомоторным навыком.

 Многие пальчиковые игры предполагают участие обеих рук, что дает возможность развивать одновременность движений. Так как пальчиковые игры требуют соотнесения слова с движениями, то это дает возможность для развития словесной регуляции движения.

 Пальчиковые игры предполагают определенную комбинацию жестов, движений. Для того чтобы воспроизвести пальчиковую игру, ребенку необходимо уметь дифференцировать движения, выделять их. Пальчиковая игра подводит ребенка к тому, что он начинает более полно и расчленённое воспринимать игру, в результате чего восприятие становится целенаправленным, анализирующим.

Пальчиковые игры разделяются на несколько видов:

• Упражнения для кистей. Помогают научить малыша расслаблять и напрягать мускулатуру, учат включаться из одного действия в другое.

• Статические упражнения. Направлены на закрепление навыков, полученных раньше, и их оттачивание

• Динамические игры. Учат сгибанию и разгибанию пальчиков, улучшают координацию движений.

• Массаж пальцев и ладошек. Массажеры могут применяться предметы разного диаметра и фактуры: карандаши, мячик, камушки, пластмассовые и резиновые игрушки.

• Игры с различными предметами.

• Потешки и считалочки.

• Составление из пальчиков различных фигурок.

•Игры, улучшающие моторику.

• Упражнения, улучшающие память и учащие концентрировать внимание.

Базовые правила проведения пальчиковых игр следующие:

• Наиболее подходящий возраст для них – 1-3 года, когда дети лучше всего усваивают речевые навыки.

• Важно, чтобы руки родителя, занимающегося с малышом, были теплыми.

• Перед выполнением упражнений надо провести малышу разминку для рук: так они будут более послушными.

• Обращайте внимание на то, чтобы задействовались все пальчики малыша.

• Упражнения нужно сопровождать поглаживаниями и щекотаниями ладошек ребенка.

• Считалки и потешки надо прочитывать выразительно.

• Заменять игры необходимо постепенно. При появлении новых персонажей вначале познакомьте с ними ребенка.

• Не нужно заставлять ребенка выполнять задачи насильно, иначе у него быстро пропадет весь энтузиазм. Занятия должны быть веселыми и приятными.

• Чтобы добиться результатов, нужно заниматься регулярно.

 Таким образом, пальчиковые игры являются великолепным средством развития мелкой пластики движений у ребенка и активизируют моторику рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции развитию у них ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, скорости движения, способности к словесной регуляции движения и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Любые упражнения эффективны только при условии многократных, регулярных повторений. Поэтому пальчиковые игры, элементы логоритмики и театральной педагогики стали своеобразными традициями в режиме дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие "Умелые ручки" для развития мелкой моторики, сенсорных способностей у детей раннего возраста

Пособие "Умелые ручки"  используется для развития мелкой моторики рук, сенсорного развития, начала математических представлений, развития речи для детей раннего и младшего возраста ...

Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковые игры - это один из способов развития  детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....

Развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста

Развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста»  Развитие мелкой моторики важно для всех детей без исключения, но если у ребенка наблюдался повышенный или, наоборот, пониженн...

Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»

Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»...

Экспериментальная работа «Использование игр на развитие мелкой моторики в повседневной деятельности детей раннего возраста – как решающий фактор их интеллектуального развития и развития их речи»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления.Движения рук возбуждают мо...

Буклет для родителей "Использование камешков "Марблс" для развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста"

Буклет для родителей в помощь при играх с детьми с нетрадиционным материалом - камешки "Марблс"...