Мастер-класс для воспитателей ДОУ по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста
учебно-методический материал по развитию речи

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова » (Дошкольное отделение№2) Мастер – класс для воспитателей ДОУ по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О как же ты красива!”

Слайд 3

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Слайд 4

Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Слайд 5

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, детский сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Предметно-развивающая среда имеет большое значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности .

Слайд 6

Игра «Эмоции и чувства».

Слайд 7

Игра «Полслова за вами» Са ( чок ) (фон) Теле Паро (воз) Ке ( фир ) Кол (пак) Вил (ка) Ва (гон)

Слайд 8

Игра «Алфавит вокруг нас»

Слайд 9

Кот – Игра «Слово наоборот » Ток Нос – Год – Лес - Сон Дог Сел

Слайд 10

Город – Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах: Мираж – Хорош – Дорог Жарим Шорох

Слайд 11

5-й лепесток Игра «Добавь словечко» 6-й лепесток Игра «Придумай рассказ» 7-й лепесток Игра «Забавные превращения»

Слайд 13

Спасибо за внимание! Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.



Предварительный просмотр:

МАОУ Гимназия им.Н.В.Пушкова (Дошкольное отделение №2)

Мастер-класс

для воспитателей ДОУ

по проведению словесных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста

Подготовила и провела:

Воспитатель старшей группы

Семенова Ольга Николаевна

г.Москва г.Троицк

2019 г.

Актуальность проблемы речевого развития

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.
Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей животного мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.   Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Проблема развития речи является одной из актуальных.  

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

      «О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Цель: познакомить педагогов с видами словесных игр и их использование в образовательном процессе ДОУ.

Материал: картинки-эмоции, кубики-азбука, презентация.

Оборудование: мультимедийный экран (для показа слайдов по тексту презентации)

Вступительная часть:

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Для активизации речевого развития детей на занятиях и в повседневной деятельности детей по развитию речи надо использовать упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи – это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идёт постепенное усложнение методов и приёмов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предлагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции.

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Сегодня мы будем с вами играть и речь развивать.

Игра «Эмоции и чувства»

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики частности развитию

 подвижности мышц губ и щек.

Воспитатель раздаёт карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями. Каждый участник по очереди изображает выражение лица и произносит фразу, соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит. д.)

Игра «Полслова за вами»

 Цель: Развивать речь дошкольников, пополнить словарный запас,

развивать фонематический слух.

      Содержание: Учитель произносит начало слова (название предмета),

обучающиеся заканчивают слово. Слова можно подбирать по определенным темам, возможно использование иллюстраций.

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

Са  

(чок)

Теле

(фон)

Паро

(воз)

Ке

(фир)

Кол

(пак)

Вил

(ка)

Ва

(гон)

Игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает воспитателям на одну из букв алфавита (кубики) назвать как можно больше предметов. Нужно свои ответы записать (или зарисовать) на песочном панно. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

Игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Участники должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трёх букв:

Кот –ток; нос – сон; год – дог; лес-сел

• Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах:

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох;

Игра «Добавь словечко»

Эта речевая игра помогает ребенку

  • чувствовать рифму,
  • развивать речь,
  • запоминать новые словоформы,
  • образные выражения,
  • развивать воображение,
  • речевое внимание,
  • накапливают лексикон,
  • улучшают чувство юмора.

Мир родного языка становится интересным и понятным.

На ветке не птичка —
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка)

***
Ой, зайчишкам не до смеха
От его клыков и меха
В зайцах с детства знает толк
Злой, зубастый, серый …(волк)

***
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков… (горох)

***
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?.. (Лиса)


***
Михаил играл в футбол
И забил в ворота… (гол)

***

Кто большой и косолапый
Мёд достал из улья лапой?
Скушал сладость - и реветь
Как зовут его? …(Медведь)

***

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок.)

***
Банан на пальме – для мартышки,,

А на сосне для белки …(шишки)

Игра «Забавные превращения»

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

В театре –

На собственных именинах –

В школе –

В магазине –

В седле –

В бассейне –

На ринге –

На катке –

На лыжах –

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста

Развитие речи в игровой форме - интересно и эффективно...

Презентация "Инновационные технологии, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Синквейн"

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В начале XX века форму синквейна разработала америк...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер – класс для воспитателей ДОУ « Игры, направленные на развитие речи детей дошкольного возраста

Цель : Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и фор...

Мастер - класс для воспитателей «Игры направленные на развитие речи детей дошкольного возраста»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми по развитию речи, пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с д...

Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть вновь всех вас сегодня.Позвольте представить вам тему моего мастер-класса проведение игр, направленных на развитие речи детей дошколь...