Главные вкладки

    Автоматизация поставленных звуков с помощью игры
    консультация по развитию речи (старшая группа)

    Кайлер Татьяна Владимировна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей19.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    "Автоматизация поставленных звуков с помощью игры"

                В процессе коррекционной работы логопеда в старшей группе у детей в речи появляются звуки, которых ранее не было или они были не «чистые». Для каждого ребенка этот процесс индивидуален, на который влияют множество факторов. С одним малышом дефектное звукопроизношение можно исправить быстро, а с другим может потребоваться несколько месяцев кропотливой работы логопеда, воспитателя и родителей.

               Первым этапом коррекционно-развивающей работы логопеда является постановка звука.  Далее – автоматизация поставленного звука в слоге, в слове и фразовой речи. Исследования показали, что от первого момента правильного произнесения   звука у ребенка до включения его в речь проходит длительный период времени. Ученые называют этот период - «период овладения звуком». Это время имеет свои особенности и может продолжаться 45 дней и более.

             Новый звук в начале автоматизации произносится параллельно со старым, который его заменял раньше, при этом этот звук употребляется чаще, чем новый. Далее поставленный звук употребляется чаще, а через некоторое время он вытесняет старый и даже иногда употребляется вместо него, т.е. он его полностью вытесняет из речи. И только после этого начинается третий этап – дифференциация. Дифференциация – процесс разграничения нового звука и того, который его заменял.

           Таким образом, после проведенной коррекционной работы логопеда по постановке звука необходим контроль со стороны взрослых. Так как ребенок часть времени проводит в детском саду, а часть – дома, очень важна роль воспитателя и, особенно, родителей в процессе автоматизации нового звука в речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что исправлять ребенка необходимо корректно, доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у малыша негативной реакции.

             Помогают автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения:

    • многократное проговаривание слогов
    • проговаривание слов с поставленным звуком
    • работа с чистоговорками
    • нахождение слов с нужным звуком
    • составление словосочетаний и предложений.

            Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр, в свободной деятельности.   Не забывайте хвалить ребенка!  

    Игра "Найди нужное слово"


    Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ" (хлопнуть в ладоши), если в слове услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

    Игра "Что я загадал?"


    Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова.

    Игра "Чего не стало?"

    На столе 4 предмета или игрушки. Ребенок называет их. Потом он отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Малыш поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия ребенку предлагают придумать слова с заданным звуком.

    Игра "Посчитай-ка"

    Детям предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы посчитаем все машины, которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
               

                                                 Игра "Всезнайка"


     Ребенок должен ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука, например звука [л].


    Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
    Каких ты знаешь животных на звук [л]?
    Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
    Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
       

                                        Игра "Кто больше"


    Взрослый просит назвать слова, в названии которых имеется заданный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая, что родитель затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например- изучаемый звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы или только сладкое…

                                                 

                                       Игра "Один — много"


    "Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов".
    Например: бокал — бокалы; пила — ...; пенал — ...; канал — ...; плот — ...; дятел—...
     

                                   Игра "Знаешь ли ты?"


    Дошкольнику предлагается назвать как можно больше слов с заданным звуком  из названной тематической группы. Например:
    Продукты питания — сало, масло, колбаса, халва.
    Транспорт — теплоход, тепловоз, велосипед.
    Овощи — свёкла, баклажан и др.


                           
    Игра "Назови ласково словечко"


    Ребенку предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан-..., колпак-....

    Вот такие примерные игры вы можете играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем скорее навыки артикуляции доводятся до автоматизма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»

    Методическое пособие: для автоматизации поставленных звуков «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗВУКО-ДОРОЖКИ»...

    Дидактические игры для развития зрительного восприятия и автоматизации поставленных звуков у дошкольников

    Представлены пособия, изготовленные своими руками, способствующие коррекции зрительного восприятия у дошкольников. Картинки, использованные в пособии, содержат "трудные звуки", в том числе о...

    Картинный материал к игре И.Л.Лебедевой «Слова-«однофамильцы» (из кн. "Трудный звук..."). Цель игры • Автоматизация поставленных звуков. • Расширение и уточнение словаря за счёт слов-омонимов и многозначных слов. • Развитие грамматических категорий.

    Описание игрыКартинки к словам-омонимам и многозначным словам поровну делятся между всеми игроками. Ведущий говорит, например:Ну-ка, «шляпка», отзовись,На картинках покажись!Игроки, у кото...

    Рекомендации для родителей "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приемов"

    Примерные игры, в которые можно играть с ребёнком, пока идете в детский сад, на прогулке. Они не требуют много времени и специальной подготовки, но чем чаще мы произносим слова с заданным звуком, тем ...

    Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

    В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

    Консультация для родителей, воспитателей средней и старшей группы "Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"

                 В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зав...