Лексическая тема: "Лето"
картотека по развитию речи (старшая группа)

Виктория Сергеевна Ушакова

Задания на летний период по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_leto.docx17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: "Лето"

Скороговорка

Цели:  развивать   общие   речевые   навыки,   работать   над  четкостью дикции и произношением.

 

Испугался грома Рома,

Заревел  он громче грома.

От такого рёва  гром

Притаился за бугром.

 

 

Игра: «Хлопаем — топаем»

Цели:  совершенствовать навык анализа речевого потока на  слова.

Ход   игры.  Дети слушают предложения о лете. Если  они согласны с выражением,  пусть

хлопают в ладоши, если нет — топают ногами.

 

Летом птицы улетают на юг.

Летом жарко.

Летом в лесу много ягод.

Летом звенит капель.

Летом после дождя на небе можно увидеть радугу.

Летом животные готовятся к зиме.

Январь — первый летний месяц.

Летом у школьников каникулы.

 

Игра: «Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Цели:  развивать   слуховое   внимание,   мышление,   чувство  рифмы;  совершенствовать мелкую   моторику,   творческое воображение.

Ход   игры.  Загадываем   детям   загадки,   дети  отгадывают их и рисуют отгадки, так, чтобы получилась картина.

Например:

— Ребята,  сейчас мы с вами будем рисовать картину.  Отгадайте, какое время года будет на ней изображено?

 

Слышно пенье комаров,

Время ягод и грибов,

Озеро  теплом согрето,

Всех зовет  купаться... (лето).

 

—Правильно на картине будет изображено лето.

А теперь слушайте загадки и рисуйте отгадки.

 

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в  оконце,

Радостно сияя, ...  (солнце).

 

Они легкие, как вата,

По  небу плывут куда-то.

Держат путь издалека

Каравеллы — ... (облака).

 

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

 По полям  течет... (река).

 

Он поплачет над садами —

 Сад  наполнится плодами.

Даже  пыльный подорожник

Рад умыться  в летний... (дождик).

 

Поле летом покраснело.

Яркий,  как победный флаг,

Нам головкой  машет смело

Бархатистый  красный... (мак).

 

Игра: «Какое слово не подходит?»

Цели:  развивать   речевой   слух,   слуховую   память,  грамматический   строй  речи   (умение   подбирать   однокоренные

слова).

Ход игры. Предлагаем детям прослушать ряд слов и  повторить их по памяти. После этого дети должны назвать лишнее слово и объяснить почему.

Например:

Лето, летний, лететь. Трава, травяной, трамвай, травушка.

Дождь, дождливый, ждать, дождить. Затем детям предлагается

самим подобрать однокоренные слова к заданным.

 

Игра: «Исправь ошибки»

Цели: развивать слуховое внимание, грамматический строй речи  (согласование прилагательных с существительными).

Ход  игры. Предлагаем   детям   внимательно  прослушать «словосочетания»  и исправить в них ошибки.

Например:

(голубая) колокольчик — голубой колокольчик

(душистый) земляника — ...

(тёплый) солнышко — ...

(летнее) дождик — ...

 

Игра: «Составь предложение из слов»

Цели:  развивать   слуховое   внимание;   формировать  грамматический   строй  речи,   учить   из   данных   слов   строить

предложение;  совершенствовать навык анализа речевого потока  (предложений на слова).

Ход игры. Предлагаем детям прослушать ряд слов  и составить из них предложения.

Например:

Ярко, лето, светить, солнце. —Летом ярко светит солнце.

Мы,  земляника,  найти,  душистая,  поляна, на. — На поляне  мы нашли душистую землянику.

 

Игра: «Подбери рифму»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Называем слово, дети подбирают рифмующиеся с  ним слова.

 

 Например:

одуванчик — диванчик — стаканчик...

кочка — бочка — строчка...

Игра: «Поймай звук»

Цели: развивать фонематическое восприятие.

Ход игры. Предлагаем детям «поймать звук»,  дети должны хлопнуть в ладоши, если этот звук в слове есть, и определить,   где он находится  (в начале,  в середине или в  конце слова).

Например:

Звук [г]:  радуга, грибы, река, август, лето, ягоды, погода,  насекомые;

Звук [а]: комар, жара, жук, август, грибы, река.

Игра: «Объясни пословицу»

Цели:  актуализировать словарный запас по теме, развивать  связную речь.

Ход   игры. Предлагаем   детям   послушать   и  объяснить пословицы и поговорки.

 

Что летом родится, зимой пригодится.

Клади по ягодке, наберёшь кузовок.

Одна пчела много мёду не наносит.

Готовь летом сани, зимой — телегу.

 

Стихотворение для чтения и заучивания наизусть

«ОТЧЕГО ТАК МНОГО СВЕТА?»

Отчего так много света?

Отчего вдруг так тепло?

Оттого, что это — лето

 На  всё лето к нам пришло.

Оттого и каждый день

Всё  длиннее, что ни день,

Ну а ночи,

Ночь от ночи,

Всё короче и короче...

Тексты для пересказа

«КАК ВАСЯ ЛОВИЛ РЫБУ»

Мама пошла на речку полоскать бельё. Вася за ней побежал,  кричит:

— Мама, я с тобой пойду!

Пришли они на речку. Мама полощет бельё, а Вася отошёл  подальше, смотрит, как в реке маленькие рыбки плавают.

Захотелось Васе поймать рыбку.  Присел он на корточки,  за  рыбкой потянулся, да не удержался и в воду шлёпнулся.

Барахтается, кричит:

— Рыбку поймал! Рыбку поймал!

Подхватила его мама, вытащила из воды, на песок посадила,  спрашивает:

— Где же твоя рыбка?

Разжал Вася кулак, а там нет ничего!

Смеётся мама:

— Вот так рыболов! Разве рыбу руками ловят?!

                                                                                                                   Н. Калинина

Вопросы:

Зачем мама пошла на речку?

Кто  пошёл на речку с мамой?

 Почему  Вася потянулся к воде?

Удалось ли  Васе поймать рыбку?

Что сказала  мама?

 

В  начале  лета   в  лесу   появились   новые цветы.  Мы  очень  любим   простые  лесные   цветы.   Мы   часто   ходим   в   лес   на знакомую   полянку,   заросшую   земляникой.   Там   я   делаю   из  бересты небольшой кузовок, а Саша сам собирает спелые ягоды и дома всех угощает душистой земляникой. После тёплых дождей в лесу пошли грибы.  Смолою пахнут  высокие   сосны,  недвижно   дремлют   зелёные   ели.  Шелестят кудрявые листья берёзы. Краснеет на солнце рябина. С  корзинками  в  руках долго  мы бродим  по лесу.  Ищем и  собираем грибы.

                                                                                                                      И. Соколов-Микитов

Вопросы:

Что появилось в лесу в начале лета?

О чём рассказывают ребята?

Куда они ходят за земляникой?

Как они её собирают?

Что появляется в лесу после тёплых дождей?

О  каких деревьях говорится в рассказе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотаблица для заучивания наизусть стихотворения Г.Ладонщикова "Перед сенокосом" по лексической теме "Лето", "Растения луга".

Мнемотаблица помогает ребёнку, взрослому более качественно, быстро запомнить предлагаемый стихотворный текст. Стихотворение Георгия Ладонщикова "Перед сенокосом" с помощью предлагаемой автором мнемота...

Лексическая тема:"Лето"

Материал для детей старшей и подготовительной группы по лексической теме "Лето". Художественная литература, пальчиковые игры, физкультминутки,игры....

Лексическая тема "Лето"

Лексическая тема "Лето"...

Лексическая тема "Лето". Материалы.

В данном материале содержаться:  стихи, загадки, пословицы и поговорки к  лексической теме "Весна"...

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЛЕТО"

В данном материале собраны упражнения по развитию речи по лексической теме "Скоро лето!"...

лексическая тема "Лето", Консультация для родителей "Детям о лете"

лексическая тема "Лето", Консультация для родителей "Детям о лете"...