Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие на сказочный остров».
план-конспект занятия по развитию речи

Грязнова Ирина Сергеевна

Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествие на сказочный остров».

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи:

Обучающие:

Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии.

умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Умение составлять рассказ   с использованием мнемотаблицы.

Развивающие:

Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;

Развивать умение слуховой восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма;

Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

Создавать положительный эмоциональный фон.

Словарная работа: Активизировать в словаре детей слова «трусливый», «проталины».   Обогащать словарь детей словами «земноводная».

Методы и приемы:

Наглядные:

1.Показ презентации «Весна», игра «Четвертый лишний».

2.Схема предложения.

Словесные:

1.Беседа;

2.Вопросы;

3.Указания;

4.Обьяснение.

Игровые:

1.Дидактическая игра  «Выполните задание со  схемами».

2. Игровое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом).

3. Словесная игра «Назови одним словом".

4. Пальчиковая игра «Цветы».

5. Игровое упражнение «Закончи предложение».

6. Дидактическая игра  с использованием мнемотаблицы «Составление рассказа «Весна».

Методы повышения речевой активности:

1.Метод вопросов и ответов.

Методы повышения эмоциональной активности:

1.Сюрпризный момент (появление разбойников на экране).

2.Проблемая ситуация «На поиски сокровищ».

Материалы:  ТСО (телевизор),  мяч, полоски картона, на каждого ребенка,  массажный  шарик су – джок, на каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и «Скажи наоборот», «Что лишнее?», Лото «Дикие, домашние животные», «Деревья».

Ход занятия.

Дети играют на ковре в свободном общении.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  на экран? (Это же разбойники)

Здравствуйте ребята! Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если

выполните задания, которые мы для вас придумали. «Разбойники».

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да).  

Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим:

Дети: Вот мы встали дружно в круг,

Чтоб отправиться нам в путь.

Будем говорить красиво, громко и неторопливо,

Что вокруг мы видеть будем,

Всё запоминать мы будем.

Воспитатель: Мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А на чём же можно путешествовать? (на машине, на самолёте, поезде, корабле). Мы с вами отправимся в путешествие.

 (На  поезде).

Воспитатель: Смотрите впереди виднеется остров,  подьезжаем  к нему. Высаживаемся на него.

Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от  разбойников.

Игровое упражнение «Скажи наоборот» ( с мячом).

Воспитатель: Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение, то есть наоборот.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый- черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ.

Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

Воспитатель: Второе задание.

Игра «Назови одним словом»

дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)

лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)

волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)

курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)

стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)

акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)

шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)

Молодцы, вы справились с заданием.

Ребята пройдите к столам и новое задание.

«Четвертый лишний», обратите внимание  на экран.

Пальчиковая игра .

 « Цветы»

Наши дивные цветы раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши дивные цветы закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

Следующее задание, готовы!

Воспитатель: отправляемся дальше, и следующее задание.

Игровое упражнение «Закончи предложение».

осенью птицы улетают, а весной… (прилетают)

с дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)

лось через канаву перепрыгивает, а через реку… (переплывает)

змея под камень заползает, а из под камня… (выползает)

воробьи дорогу перелетают, а змеи… (переползают) .

Как замечательно у вас всё получилось.

Проходим за столы.

Дидактическая игра  «Выполните задание со  схемами».

Воспитатель: Ребята из чего состоит предложение?  (из слов).

Наступила весна. Дети пускают кораблики.  Весной бегут ручьи.

Воспитатель предлагает ребенку посчитать, сколько слов в предложении и составить его  схему из коротких  полосок.

Воспитатель: А какое время года у нас сейчас на улице? (Весна).

А какие приметы  весны   вы знаете?

- Стало тепло,

- птицы прилетают из тёплых стран,

-закапали сосульки с крыш домов,

- дни стали длиннее,

- снег потемнел, стал рыхлым,

- появились проталины.

– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).

Какие пословицы и поговорки о весне  вы знаете.

Без первой ласточки весна не обходится.

Весенний день год кормит.

Весна днем красна.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весенний дождь лишним не бывает.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Ребята, вы молодцы знаете приметы  зимы.

Воспитатель: Снова записка от разбойников они снова нам дают задание.

Презентация.

Загадки:

Воспитатель:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной).

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовется птица… (Грач).

Рук нет, а строить умеет. (Птица).

Воспитатель: молодцы, следующее задание.

Упражнение «Кто больше?» Придумать прилагательные к словам.

Весна (какая?) - ранняя, поздняя, тёплая, холодная, долгожданная, радостная, дождливая, звонкая, солнечная, цветущая, красивая, неожиданная, звонкая…

Солнышко (какое?) - яркое, весеннее, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, нежное…

Солнце (какое) - яркое, желтое, теплое, яркое, солнечное, жаркое…

Облака (какие) - лёгкие, пушистые, воздушные…

Небо (какое) - голубое, облачное, серое…

Воспитатель: справились с заданием, я хочу вам предложить составить рассказ по теме «Весна».

Дидактическая игра  с использованием мнемотаблицы  (презентация). «Составление рассказа «Весна».

Наступила  весна. У  весны  три месяца,  март, апрель, май.

Солнце пригревает сильнее и становится тепло.

На улице тает снег, и бегут ручьи.

Девочки и мальчики пускают кораблики  по  воде.

На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы.

 Из теплых  стран прилетают птицы.

Игра с массажным шариком су – джок. «Ежик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями) .

Последнее задание.

Воспитатель; весной прилетают первые птицы с юга и вьют гнёзда, а вы знаете перелетных птиц? Обратите внимание на экран.

Игра «Перелетные птицы»  

Воспитатель: молодцы, хорошо знаете перелетных птиц.

На экране  появляется разбойник.  «Вы выполнили все задания и справились с ними великолепно, а мы как и обещали отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь».

Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться в детский сад, наше путешествие подходит к концу.

Итог: Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?

Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

А какое самым лёгким?

Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.