Особенности заучивания стихотворений в среднем дошкольном возрасте.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа)

Позднякова Ольга Ивановна

Методика заучивания стихотворения в среднем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razuchivaniya_stihotvorenii.docx75.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности разучивания стихотворений

в среднем дошкольном возрасте»

4559711660

        

В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию у детей интереса к поэзии, желания запоминать и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями.

        Выбор методов и приёмов запоминания напрямую зависит от возрастных особенностей памяти детей, которая характеризуется непроизвольностью. Непроизвольное запоминание может быть прочным и точным. Но установлено, что способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5лет. Поэтому ближе к 5 годам даётся установка на запоминание.

Заучивание стихов проводится как специальное занятие или как его часть, где ставятся задачи запомнить стихотворение и читать его выразительно. Обе задачи решаются одновременно.

В данном возрастном периоде есть свои требования к выбору стихотворения. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи, увеличивается объём (2-3 четверостишия), включаются эпитеты и метафоры с 4 лет.  Предлагаются такие произведения, как «Мамин день», «Не мешайте мне трудиться» автора Елены Благининой, «Мяч» Самуила Маршака.

Важно учитывать тот факт, стихи, которые вызывают эмоциональные переживания и интерес, легче запоминаются. Поэтому лучше подбирать стихотворные произведения, близкие ребенку.

          Методика заучивания усложняется, вводится единая для средней и старшей групп структура занятия, рассмотренная выше. Начинаем занятие с создания эмоционального настроя или беседы, чтобы подготовить к восприятию стихотворения, далее следует выразительное чтение стихотворения педагогом (наизусть) без установки на запоминание, краткий анализ (при котором обращается внимание на художественные образы, элементы сравнения, метафоры, эпитеты), повторное чтение педагогом с установкой на запоминание, воспроизведение текста детьми, работа над выразительностью, рассматривание иллюстраций, близких к теме, повторение стихотворение вне занятия. 

При работе с детьми среднего дошкольного возраста надо постараться донести до ребёнка понимание смысла. Когда он понимает, о чём читает стихотворение, то естественно справляется с расстановкой логических ударений, что является основой выразительного чтения.

В средней группе, особенно в начале года, большое место занимают игровые приёмы.

  1. Стихи в движении. 

Этот приём хорошо подойдёт для кинестетиков.

Применяя этот способ, педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например: «Солнце светит (чертим руками в воздухе большой круг, а на лице изображаем улыбку), шепчут листья (прикладываем руку к уху, как бы прислушиваясь к шёпоту) и т.п. 

Включает в себя:

  • отхлопывание, (отстукивание, отбивание мячом);
  • сопровождение чтения движениями по тексту;
  • придумывание детьми движений к тексту.

  1. Построчное запоминание. 

Основано на слуховом методе.  

Дети собираются в круг, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.

  1. Театральный метод. 

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах.

Доказано, что у большинства детей данного возраста преобладает зрительная

память, поэтому для быстрого и прочного запоминания целесообразнее использовать зрительный метод, основанный на наглядности.

  1. Метод иллюстрации.

Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Согласно этому методу – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Покажем это на примере стихотворения «Мишка»

hello_html_m29bebb03.jpg

  1. Метод наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего точное запоминание и воспроизведение стихотворения.

Одним из приёмов выступает мнемотехника. В среднем дошкольном возрасте для запоминания используются мнемодорожки и небольшие мнемотаблицы. Изображения для кодирования информации лучше выбирать в цветном или черно-белом вариантах. Мнемотаблицы можно представить в разном виде. Исходя из специфики своей работы, я разработала такие виды пособий как:

  1. «Мнемочасики» - на циферблат наклеиваются модели стихотворений. Как

уже говорилось ранее, чем младше ребёнок, тем проще стихотворение. На одних часиках 4 круга, значит это может быть четверостишие, в каждой строке которого выделен главный предмет или действие и обозначены картинкой. Ребёнок, двигая стрелочкой, рассказывает по картинкам стишок. Сзади каждых часиков написан стишок для удобства воспитателя.

  1. «Мнемосолнышко» - на лучи солнца наклеиваются картинки по тексту

стихотворения. Виды работы:

  • Взрослый читает стихотворение, дети отбирают нужные лучики и

расставляют в правильном порядке.

  • После прослушивания стихотворения, взрослый «раздаёт» строчки, дети

выбирают подходящие лучики-картинки и воспроизводят каждый свою строчку.

  • Взрослый перемешивает лучики-картинки разных стихотворений. После

прослушивания, дети разбирают лучики-картинки и составляют два стихотворения.

  1. «Живая мнемодорожка»

Эффективным методом заучивания стихотворений, особенно с детьми со слабой речевой мотивацией, является метод интерактивности.

Предлагаю Вам выучить скороговорку.

(Демонстрация интерактивной презентации)

Особенности заучивания стихотворений в среднем дошкольном возрасте, требования к выбору стихотворений и алгоритм работы по эффективному запоминанию отражены в ментальной карте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультаия для воспитателей на тему" Методика заучивания стихотворения с детьми дошкольного возраста"

1. Подбор стихотворений для заучивания 2.Приемы, способствующие выразительному чтению стихотворений 3.Структура занятий 4.Творческий конспект по заучиванию стихотворений в старших группах...

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Буклет для родителей и педагогов "Секреты" заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Даны советы родителям и педагогам по заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста....

Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи....

Мнемотехнические приемы при заучивании стихотворений детей среднего дошкольного возраста

Презетнация "Мнемотехническе приемы при заучивании стихотворений детей среднего дошкольного возраста"...

Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической...