Главные вкладки

    Опыт работы "Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников".
    материал по развитию речи (старшая группа)

    Чегурова Ольга Михайловна

    Содержит материал по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty.docx73.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №26»

    «Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников»

    Подготовила: воспитатель

    Чегурова О.М.

    Еманжелинск,

    2020 г.

    Содержание

    Введение

    Глава 1. Теоретический анализ проблемы  развития речи у детей дошкольного возраста

    1.1. Психолого – педагогический аспект изучения развития речи у детей старшего дошкольного возраста

    1.2. Влияние сказкотерапии на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

    Глава 2. Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста с помощью метода сказкотерапии

    2.1. Определение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста

    2.2. Создание условий для развития речи с помощью метода сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста

    Заключение

    Список используемой литературы

    Приложения

    Введение

    Человек, который верит в сказку, Однажды в неё попадает, Потому что у него есть сердце…

     Сергей Королёв

    Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса. Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

    В «Законе об образовании РФ» говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных предпосылок формирования учебной деятельности детей дошкольного возраста.

    Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки. Многим людям свойственны состояния радостного трепета, предвосхищения чуда, удивления ежедневным чудесам. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного… А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть своё сердце навстречу добру учит сказка.

    Работая по методике сказкотерапия, я старалась, чтобы эта мысль стала основной в работе. Метод имеет многовековую историю, но своё название получил совсем недавно. Наверное, нет такого психологического, психотерапевтического, педагогического направления, которое обошлось бы без использования сказки. Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция. Людям свойственно обмениваться историями. Для того, чтобы их рассказать и послушать, мы собираемся вместе. Обмен историями, как и обмен жизненным опытом, - естественная форма взаимодействия между людьми. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребёнок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности. Именно в дошкольном возрасте у человека формируется структура личности, закладывается основа самооценки. На эти параметры огромное влияние оказывает речь детей. Поэтому я выбрала своей педагогической деятельности: «Метод сказкотерапии как средство развития речи старших дошкольников».

    Метод исследования: создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредствам сказкотерапии.

    Объект исследования: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста через сказкотерапию.

    Предмет исследования: влияние сказкотерапии на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза исследования: предполагается, что формирование развития речи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при условии:

    • Создание системной, регулярной работы с детьми
    • Создание и обновление предметно-развивающей среды

    Задачи:

    1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования развития речи детей у дошкольников
    2. Создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию интереса к сказкам
    3. Выявить уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста

    Опыт работы написан на базе: МКДОУ «д/с» №26 г. Еманжелинка.

    Структура работа: опыт работы состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, приложений, списка использованной литературы.

    Методы и приемы исследования:

    • Наблюдение
    • Диагностика и тестирование
    • Игровые
    • Использование художественной литературы
    • Словесные

     

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Психолого – педагогический аспект изучения развития речи у старшего дошкольного возраста.

    Родной язык играет важную роль в становлении личности ребенка. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышления, воображения, памяти и эмоций.

    Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и др.

    Рассмотрим, как раскрывается понятие «речь» в психолого-педагогической литературе, и какое значение она имеет для развития.

    А.А. Леонтьев рассматривает речь следующим образом: «Деятельность познания, т.е. такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики.

    Эта деятельность общения, коммуникативная деятельность. Речь может выступать как орудие планирования речевых или неречевых действий».

    Раскрывая структуру, которую имеет любое речевое высказывание, А.А. Леонтьев отмечает целый ряд умений: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь и выбрать содержание, а для этого надо найти языковые средства для его передачи и уметь обеспечить обратную связь, иначе общение будет неэффективным и не даст ожидаемых результатов. При этом важнейшее средство приобретения речевых навыков - это легкость перенесения единиц языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания. Вот здесь и вступает в силу так называемое чувство языка, которое дает ребенку возможность применять речевые навыки на незнакомом языковом материале, отличить правильные грамматические формы от неправильных. Если ребенок мгновенно ориентируется в языковом материале и относит новое слово к какому-то классу явлений языка, уже известных ему (например, определение рода или числа), то можно говорить о развитом у него чувстве языка.

    Существуют различные аспекты развития речи.

    Физиологической основой развития речи является учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизм формирования речи. Речевая деятельность обеспечивается разными, очень сложными физиологическими механизмами в зависимости от содержания различных речевых явлений (называние предметов, понимание слов, фразовая речь и т.д.). При восприятии и воспроизведении речи происходит прежде всего бессознательный или сознательный выбор слов на основе их значения. В физиологии слово рассматривается как особый сигнал, замещающий непосредственные сигналы: ощущения, восприятия и представления, а язык в целом – как вторая сигнальная система.

    Лингвистическую основу развития речи составляет учение о языке, как знаковой системе. При этом решается вопрос о различии и взаимосвязи понятий «язык» и «речь».

    Язык целесообразно рассматривать как знаковую систему, кодирующую окружающую человека действительность.

    Речь представляет собой разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Она трактуется как деятельность, включенная в общую систему деятельности человека.

    Речь без усвоения языка не возможна, в то время как я зык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Языкознание изучает язык как абстрактную систему, как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического и синтаксического.

    Психологический аспект развития речи опирается на положение Л.С. Выготского, что развитие речи тесно связано с развитием мышления и сознания. Рассматривая проблему формирования понятий, Выготский говорил, что накопление ассоциаций и групп представлений не приводит к их образованию, «понятие невозможно без слов, мышление в понятиях невозможно вне речевого мышления».

    Большое значение взаимодействию речи и мышления придавал А.В. Запорожец. Приводя примеры исследований речи детей старшего дошкольного возраста, он подчеркивал, что только в дошкольном возрасте складывается сложная система речевых связей. Запорожец отмечал, что «речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве, и без учета этого не могут быть правильно поняты ни мышление, ни речь».

    С.Л. Рубинштейн так говорил о взаимодействии мышления и речи: «Речь – не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служит не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь и рядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается».

    Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент.

    Рассматривая педагогические основы можно отметить, что еще Ян Амос Коменский, великий славянский педагог, устанавливая последовательность изучения разных дисциплин, считал, что сначала надо освоить язык (грамматику), затем реальные науки и, наконец, риторику.

    Работы К.Д. Ушинского до настоящего времени не потеряли свою значимость. Именно ему принадлежит мысль о том, что родной язык составляет главный, центральный предмет, входящий во все другие предметы и собирающий их результат.

    Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.

    Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи – значит владеть орудием умственного развития человека.

    Большой вклад в разработку проблемы развития речи внесла A.M. Леушина, которая предлагала вскрыть сильные позитивные стороны детской речи, уяснить для себя все богатство ее потенциальных возможностей для того чтобы, опираясь на них, развивать то, что уже имеется в детской речи.

    В развитии монологической речи многие исследователи отводили вопросам восприятия художественной литературы: А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, Л.Я. Панкратова, С.М. Чемортан, Л.М. Гурович.

    Хочется отметить, что вопросы развития речи издавна интересовали многих исследователей. У каждого из них свое понимание проблемы обучения, свое отношение к методическому решению проблемы, свои позиции в разработке содержания и методов развития речи.

    Рассматривая основные задачи, направленные на развитие речи детей, следует отметить, что дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

    Исследования психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба, А.А. Пешковский, А.Н. Гвоздев, В.В. Виноградов, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин, Л.А. Пеньевская, A.M. Леушина, О.II. Соловьева, М.М. Конина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.

    О.С. Ушакова говорит о том, что выделяют три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку. Во-первых, структурное (формирование разных уровней системы языка: фонетического, лексического, грамматического); во-вторых, функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие речи, речевого общения); в-третьих, когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

    Проблема развития речи дошкольников была и остается в центре внимания психологов и педагогов. Правильная, грамотная речь залог успешной адаптации человека в обществе. Поэтому многие педагоги и психологи направляли свои силы на решение именной этой проблемы.

    Таким образом, мы видим, что полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

    Применение  сказкотерапии  оказывает положительное влияние на развитие речи, воображение, развивает все психологические функции ребенка. А также значительно повышает уровень коммуникативной направленности речи.

    Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является сказкотерапия. Ну а какое влияние сказкотерапия оказывает на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, мы постараемся выяснить в следующем параграфе опыта работы.

    1.  Влияние сказкотерапии на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

    На современном этапе развития дошкольного образования сформировано целое направление – игровые методы педагогики, которые рассматривают подход сказкотерапии как ведущие методы развития речи у детей дошкольного возраста. Согласно данному подходу, преобладание в педагогической работе по развитию речи именно игровой деятельности, различных игровых приемов и моделей обучения, имеют высокий уровень значимости для активного включения дошкольников с недостатками речи в процессы обучения и воспитания.

    Проблема исследования заключается в определении эффективности сказкотерапии при развитии речи у старших дошкольников.

    Применение сказки позволяют расширять кругозоры, формировать целостность представлений об окружающей действительности, оказывать влияние на развитие познавательных, эмоциональных, а также и волевых и речевых сфер. С помощью сказкотерапии можно выявить некоторые проблемы развития речи дошкольников, отношений к себе и окружающим, скрытых мотивов поведения. Применение данных методов позволяет решать сразу несколько как педагогических, так и исключительно психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста. В частности, при применении сказкотерапии педагоги способствуют повсеместному развитию творчества и образных мыслительных операций, улучшению состояния фонематического слуха, совершенствованию вербальных языковых средств речи, умениям установление причинно-следственных связей. Применение сказок особенно эффективны при оказании педагогических видов помощи дошкольникам, испытывающим трудности в речевом взаимодействии.

    Проблемы психолого-педагогических особенностей могут весьма успешно разрешаться посредством прослушивания, театрализованного представления и проигрывание сказок, сочинения сначала наиболее простых, а затем и более сложных сказочных историй, обсуждений сюжетных линий и героев, разрешения конфликтных ситуаций. Разнообразные сказочные истории играют большое значение в жизнедеятельности дошкольников, в их психических развитиях. Метафоры обеспечивают развитие взаимосвязи между правым и левым полушариями головного мозга.

    В силу этого в процессе восприятия воспроизводимых сказок работает левое полушарие, посредством функционирования которого извлекаются логическое содержание и линии воспринимаемых сюжетов, а правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, творческих замыслов. Восприятие сказочных персонажей и самих сказок – очень сложные, развивающиеся во времени виды творческой и продуктивной деятельности, в которых участвуют все психические процессы воображения, восприятия, внимания, интеллекта, памяти, эмоциональных состояний, а также воли.

    Каждые из этих процессов выполняют собственные значимые функции в общих формах деятельности – знакомства с явлениями окружающей действительности посредством определенных действий сказочных персонажей. Посредством сказок можно помочь дошкольникам яснее размышлять и испытывать определенные эмоции. Важнейшими сдвигами, которые могут происходить в дошкольном периода детства, заключаются в развитии способностей логически размышлять, в специально создаваемых обстоятельствах. Слушание сказок, наряду с тематическими играми, играет существенную роль для формирования новых видов психической активной деятельности, без которых невозможны никакие виды творчества.

    Постепенно они учатся примерять на себе позиции определенных сказочных героев, мысленно им сопереживая, сочувствуя и содействуя, радоваться их удаче и огорчаться из-за их поражений. Формирование именно в дошкольном периоде детства такого рода внутренних видов деятельности позволяет детям не только точно понимать явления, которые они непосредственно не воспринимали ранее. Но и связно высказывать собственные мысли и эмоциональные настроения к тем событиям, в которых они не принимали прямого участия.

    Огромное влияние сказкотерапии на детей заключаются в том, что постоянное восприятие сказок не только приводит к формированию необходимых функций внимания и памяти, но и изменяет общее отношение дошкольников к окружающей их действительности, способствуя при этом мотивации к активному межличностному общению дошкольников. На осознаваемых, вербальных уровнях дошкольники могут в полной мере и не понимать содержание сказок, однако педагогическая работа такого рода весьма эффективна, при этом у самих старших дошкольников постепенно формируются потребности в активном участии в сказкотерапии.

    Следует отметить особенности выбора сказок:

    • в сказкотерапии должны применяться хорошо узнаваемые детьми сказки, например «Маша и медведь», «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Три медведя» и т.д.
    • сюжеты сказок должны быть интересными, вызывать определенные эмоции у детей;
    • возможности использования отдельных частей сказочных сюжетов для проведения речевых занятий: построение как монологических высказываний, так и диалога дошкольников.

    Для успешного применения сказкотерапии в общей системе развивающей работы с дошкольниками, имеющими стойкие речевые нарушения, необходим ряд определенных условий:

    • наличия научно-методических основ проводимой педагогической работы и дидактических материалов (сказочных, художественных произведений, методических пособий, игрушек, декораций, технических средств обучения);
    • конспекты занятий, разработанные для целей обеспечения педагогической работы при использовании отдельных элементов сказкотерапии;
    • консультаций как для педагогов, так и родителей (цели: обновления и качественного улучшения речевых и познавательных процессов развития дошкольников с использованием сказочных персонажей);

    Педагогическими критериями оценки эффективности сказки являются:

    • активное взаимодействие специалистов-дефектологов, логопедов, воспитателей, родителей и дошкольников на основе сказочных сюжетов;
    • обеспечить максимально полное взаимодействие детей дошкольного возраста с ближайшим внешним окружением посредством сказочных сюжетов;
    • стремление педагогов к насыщению ведущей игровой деятельности дошкольников отдельными элементами сказочных сюжетов.

    Основные этапы использования сказкотерапии в работе по развитию речи с дошкольниками:

    • ознакомление родителей с методами сказкотерапии. Необходимо постоянно разъяснять родителям практическое значение семейных чтений. Существенной проблемой при этом остается необходимость постоянного семейного чтения. Чтение и обсуждение сказочных сюжетов должно стать устойчивыми семейными традициями, создавать тёплую и комфортную  атмосферу в семье;
    • коррекционные занятия по рисованию с применением отдельных элементов сказок. Дошкольники  рисуют любимых персонажей сказок: любимых сказочных сюжетов, сказочных событий, изображают свою семью в виде определенных сказочных животных или растений, это также является хорошими методами обогащения словарного запаса, проявления творческих замыслов и фантазий [6];
    • решение практических заданий с элементами сказочных сюжетов и персонажей. При решении такого рода заданий дошкольниками оказываются в ситуациях выбора, в которых важны мировосприятие и личный опыт дошкольников, их мировосприятий наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли;
    • самостоятельное сочинение сказок. Составляя сказку, ребенку нужно самостоятельно придумать содержание, логически выстроить повествование, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.

    При обучении детей рассказыванию использовалось несколько приемов:

    - Рассказывание новой или известной сказки от 3-го или от 1-го лица.

    - Групповое рассказывание сказок.

    - Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

    - Групповое придумывание сказки.

    Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

    Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми позволит педагогу стимулировать развитие речи.

    Вывод по первой главе.

    В трудах отечественных педагогов вопрос речевого развития детей старшего дошкольного возраста имел большое значение. Таким образом, в речи ребенка старшего дошкольного возраста методически совершенствуются: синтаксический строй речи ( также выразительность его интонации); морфологическая оформленность слов; звуковой состав слов.

    Следует отметить, что в период между тремя и семью годами, речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря. Ребенок старшего дошкольного возраста может постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений о внешнем мире благодаря своевременному и правильному речевому развитию.

    Большое значение на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает сказка. В каждой сказке присутствуют яркие образы, богатый язык, метафоричность. Они эмоционально воспринимаются детьми, развивают воображение, наблюдательность и интерес ко всему  окружающему, являются действенным средством формирования речи.

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    2.1. Определение уровня речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

    Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, оказывает широкие возможности для общения с взрослыми и детьми. С помощью речи малыш познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Нормальное речевое развитие необходимо ребенку для успешного обучения в школе.

    В дошкольном возрасте наряду с определенными достижениями очевидными становятся упущения и недостатки в речевом развитии ребенка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражается на его деятельности и поведении, на формировании личности в целом.

    Характеристика речи детей дошкольного возраста.

    У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком); увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

    Таким образом, развитие словаря не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова. Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано с более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются. В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей – усвоение грамматической системы языка. Возрастает удивительный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное усвоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

    В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разн6ыми типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая их структуру (начало, середина, конец). Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм. И конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит, к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

    Основные недостатки в развитии связной речи – это неумение построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середина, конец), соединять части высказывания. Речевые задачи по отношению к детям старшего дошкольного возраста усложняются как по содержанию, так и по методике обучения.

    Цель исследования – определить исходный уровень речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года и на конец всего обучения в целом; определить результативность работы по речевому развитию.

    Задачи:

    • определить уровень развития речи дошкольников на начальном этапе обучения;
    • определить уровень развития речи дошкольников по окончании всего обучения.

    Методика проводилась в форме:

    • наблюдения
    • диагностики достижений детьми планируемых результатов

    В качестве ведущего метода педагогических измерений применяется метод наблюдения за процессом развития ребенка. Для организации результатов обучения используется таблица показателей, критериев и сроков проведения контроля. Показатели освоения специальных знаний, умений, навыков отслеживаются в ходе проведения текущего и итогового контроля, в результате выполнения диагностических заданий на выявление качественного уровня знаний. Результаты диагностических процедур (результаты наблюдения, результаты анкетирования, практических заданий, бесед) фиксируются в групповые карточки учета результатов обучения, которые позволяют вести поэтапную систему контроля  за обучением детей и отслеживать динамику образовательных результатов ребенка, начиная с первого взаимодействия  с педагогом.

    Диагностирование детей проводилось на основе методик: «Мониторинг коррекционно-логопедической работы» Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

    По результатам  диагностики  выявляются 3 уровня развития детей: высокий, средний, низкий. Данные уровни сформированности речи детей способны наиболее полно отразить набор знаний, умений и навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения образовательной программы.

    Критерии диагностики связной речи:

    • умение описывать предмет
    • умение использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки
    • умение составить описание без наглядности
    • умение составить рассказ по картинке, по серии картин, из личного опыта
    • умение пересказывать

    При работе с детьми следует отметить в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, как в основном образовании, а с исходными возможностями.

    Уровни владения речевыми умениями и навыками.

    • Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации
    • Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи
    • Понимать и употреблять разные значения многозначных слов
    • Дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

    Диагностика проводилась в старшей группе МКДОУ д/с №26. Количество детей – 19 человек, в возрасте 5 – 6 лет. В период сентябрь 2019 год – апрель 2020 год.

    Результаты определения уровня развития речи у детей заносились в диагностическую карту. (ПРИЛОЖЕНИЕ №2)

    Результаты диагностики общего уровня сформированности развития речи у детей до и после приведены в гистограмме.

    Из нее мы видим, что до работы с детьми по развитию речи низкому уровню соответствовало 21% детей, после проведенной работы – 5,2%, следовательно, показатель детей, демонстрирующий низкий уровень развития речи понизился; среднему уровню соответствовало 47,4%  детей, после проведенной работы – 47,4%, следовательно, показатель детей с среднем уровнем речевого развития уменьшился, так как повысился высокий уровень. Высокому уровню соответствовало 31,6%, после работы с детьми высокий уровень стал - 47,4%.

    Таким образом, мы наблюдаем значительную динамику развития уровня речи у детей в старшей группе.

    Работа по развитию речи через сказкотерапию приносит свои плоды: у детей активизируется и обогащается словарь, они стали свободнее, раскрепощеннее в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъем. Понимая значение сказкотерапии в воспитании детей, я поставила перед собой цель – постараться создать условия для развития сказкотерапии в нашей группе.

    2.2. Создание условий для развития речи посредством сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста. 

    Всестороннее развитие детей через сказкотерапию будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

    Сказка в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Элементы сказкотерапии могут быть органично включены в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

    Наша группа работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что сегодня очень важно приобщить детей к сказкотерапии. Ведь сейчас широко и фундаментально решаются проблемы дошкольного образования и воспитания,  усложняются задачи стоящие перед нами - педагогами дошкольных образовательных учреждений.

    Я организовываю  деятельность  в нерегламентированное время  - в утренние и вечерние часы; стараюсь органично включать и интегрировать с другими занятиями по всем образовательным областям. Одним из основных условий развития личности ребенка, является предметно-развивающая среда. Причем она не только обеспечивает совместную  деятельность, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной его формой самообразования.

    Работа со сказкой очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью, динамикой и разнообразием.  Через такую игру дети получают возможность совершенствовать свои речевые навыки, а также имеют образец дружбы, правдивости, отзывчивости. Сказкотерапия должна занимать важное место в педагогическом процессе дошкольников.

    В нашей группе определенного места для занятий сказкотерапией нет, так как этим методом мы пользуемся в разных видах деятельности. Не смотря на это у нас собран богатый материал. Оформлены папки для родительского уголка: «Воспитание сказкой», «Читайте ребенку правильные сказки». Мною собраны картотеки: картотека дидактических игр по сказкам, картотека для родителей «Сказки, которые лечат». Яркие альбомы с иллюстрациями и картинками к сказкам привлекают внимание детей. 

    В своей работе я взаимодействую с педагогами, используя такие формы, как: семинар практикум, консультации, педагогический диалог, круглый стол, тренинг, дискуссия. Стараюсь установить положительный контакт между педагогами.

    Не последнее место в своей работе я отвожу взаимодействию с родителями. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, входе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

    Стараюсь установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ, КОТОРЫЕ Я АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮ

    • Родительские собрания
    • Конференции
    • Индивидуальные консультации педагога
    • Родительские тренинги
    • Дискуссии
    • Психологические разминки
    • Круглые столы
    • Практикумы
    • Родительские вечера
    • Родительские чтения
    • Родительские ринги

    Книжный уголок становится одним  из любимых уголков, где дети с большим удовольствием проводят время, рассматривают иллюстрации. Все это дает детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

    Творчеству детей способствует контакт педагога с родителями воспитанников. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя. Родители изготавливают вместе с детьми костюмы, маски, учат роли. Это способствует сближению и взаимопониманию в семьях воспитанников.

    Для выполнения цели и решения задач сказкотерапии необходимы определенные условия. В первую очередь организация работы.

    Почему, прежде всего организация, а не содержание? Потому то, только разумная организация  деятельности поможет выбрать основные направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей, в итоге — целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

    Таким образом, сказкотерапия в детском саду направлена на развитие ощущений, чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных). Данное положение уже является аксиомой и, пожалуй, не требует обоснования и доказательств. Поэтому очевидно, что на основе сказкотерапии можно реализовывать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

    В современных условиях только от педагогов зависит «быть» сказкотерапии в жизни ребенка или «не быть». Только они могут доставить детям ни с чем несравнимую радость приобщения к  искусству.

    Вывод по второй главе.

    Итак, одним из эффективных способов воздействия на ребенка является метод сказкотерапии, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя!

    Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

    1. В процессе сказкотерапии дети узнают об окружающем мире.
    2. Развиваются психические процессы.
    3. Развивается речь.
    4. Развивается эмоционально-волевая сфера.
    5. Происходит коррекция поведения.
    6. Развивается чувство коллективизма.
    7. Происходит развитие творческих способностей.

    В результате правильного создания условий для развития речи через сказкотерапию в образовательном процессе, дети стали лучше говорить, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли. Повышается интерес к сказкам, расширяется детский кругозор.

    Заключение.

    Благодаря проделанной работе дети стали более осознанно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

    Кроме того в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъем, проявляют позитивные качества такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, силу воли, излучают энергию, бодрость.

    Влияние сказкотерапии на развитие речи детей старшего дошкольного возраста неоспоримо. Сказка – одна из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

    С помощью сказкотерапии можно решать многие задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. – 702 с.
    2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
    3. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
    4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
    5. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
    6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
    7. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами / В.Воскресенская// Дошкольное воспитание. - 2004. – №1. – с. 77–82.
    8. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М.: «Педагогика», 1983.- Т.2. - 340 с.
    9. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
    10.  Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
    11.  Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
    12.  Двинянинова Ю.А. Творческие игры в старшем дошкольном возрасте // Воспитатель ДОУ. - 2009. - №12. - С. 43-47.
    13.  Запорожец А. В. Психологическое развитие ребёнка. – М.:Педагогика, 1986. – 320 с.
    14.  Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
    15.  Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
    16.  Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. – СПб.: Речь, 2008.
    17.  Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.
    18.  Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.
    19.  Леонтьев Е. Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте. – М.: - Л, 1948.
    20.  Леушина А. М. Психологическое развитие дошкольников (формирование детской речи). – М: - Л, 1958.
    21.  Лурия А.Р. Язык и сознание/Под ред. Е.Д.Хомской. – М.: Издательство МГУ, 1998. – 336 с.
    22.  Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
    23.  Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.
    24.  Мухина B.C. Детская психология. М.,1985 16 с.
    25.  Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2002 год. - 47 c.
    26.  Обухова Л.В. Возрастная психология. - М.: Изд. «Педагогическое общество России», 1999. - 170 с.
    27.  Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
    28.  Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
    29.  Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2001.
    30.  Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
    31.  Рубинштейн С.Л. Развитие связной речи.//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./ Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560 с.
    32.  Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Изд. 4., 1972. - 212 с.
    33.  Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 1990.
    34.  Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
    35.  Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 59-66 с.
    36.  Ушинский К. Д. Родное слово. – Екатеринбург. Изд. «Артефакт», 2017. – 236 с.
    37.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект)
    38.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — М.: Омега — Л., 2014. — 134 с.
    39.  Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. М., «Просвещение», 2000.
    40.  Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
    41.  Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
    42.  Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
    43.  Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование // Отв. ред. А.А. Леонтьев. М.: Наука, 2002. С. 17-58.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Речевой тренинг как средство развития речи старших дошкольников

    В статье приведены примеры речевых тренингов. Дано обоснование необходимости их внедрения в педагогический процесс....

    Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

    Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

    Самообразование на тему: «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

    «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

    "Фольклор как средство развития речи старших дошкольников"

    Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду....

    Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников».

    Буклет «Игры с кинетическим песком как средство развития речи старших дошкольников»....

    Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"

    Консультация "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников"...

    ТЕХНОЛОГИЯ "Театрализация как средство развития речи старших дошкольников"

    Вовлечение дошкольников в театрализованную деятельность обусловлено, на наш взгляд, социальной значимостью данного вида деятельности и её ролью в формировании человека. Театрализованная деятельность п...