Картотека игр по развитию связной речи в младшей группе.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Картотека игр по формированию связной речи у детей в младшей группе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.63 КБ | |
| 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Связная речь мл.г 1 «Составь портрет героя» Цель: учить самостоятельно, составлять характеристики персонажей, включая черты характера и действия, совершаемые им. | Связная речь мл.г 3 «Изменение ситуации в знакомых сказках» Цель: научить детей придумывать, творческий перессказ. | ||||
Связная речь мл.г 2 «Угадай героя» Цель: учить узнавать персонажа по предложенному описанию. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. | Связная речь мл.г 4 «Узнай нас» Цель: прослушивание стихотворений. Учить узнавать героев сказок по стихотворному описанию. | ||||
Связная речь мл.г 5 «Сочиним сказку с помощью книги» Цель: научить детей связывать в единую сюжетную линию наугад выбранных героев и действия. Закрепить представления детей об особенностях композиции сказок (зачин, концовка), формировать умение передавать специфику сказочного жанра. | Связная речь мл.г 6 «Кто нужнее?» («Кто (что) лучше?») Цель: научить детей составлять описательные рассказы и пользоваться речью-доказательством. Ход игры: Спор животных, времен года и т.д.. | ||||
Связная речь мл.г 7 «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)» Цель: развитие умения описывать предмет Ход игры: Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали. | Связная речь мл.г 8 «Продавец и покупатель» Цель: развитие умения составлять рассказ-описание Ход: Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. | ||||
Связная речь мл.г 9 «Чего на свете не бывает» Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы. | Связная речь мл.г 10 «Как ты узнал?» Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки. | ||||
Связная речь мл.г 11 «Фотограф» Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины. | Связная речь мл.г 12 «Какая картинка не нужна?» Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. | |
Связная речь мл.г 13 «Отгадай-ка» Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет. | Связная речь мл.г 14 «Найди картинке место» Цель: научить соблюдать последовательность хода действия. | |
Связная речь мл.г 15 «Исправь ошибку» Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия. Ход игры: Перед ребёнком серия картинок. Ребёнок находит ошибку, а затем составляет рассказ по всей серии картинок. | Связная речь мл.г 16 «Закончи сам» Цель: развитие у детей воображения, сказочной речи. Ход игры: педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку. | |
Связная речь мл.г 17 «Расскажем про…» Цель: Составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания. | Связная речь мл.г 18 «Даша не боится мороза» Цель: учить составлять описательный рассказ. Ход игры: Что надеть кукле Даши, чтобы не замёрзнуть на улице? (Ответы детей) | |
Связная речь мл.г 19 «Сравни животных». Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок. | Связная речь мл.г 20 «Опиши куклу». Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Ход игры. Взрослый показывает куклу и просит рассказать о ней, какая она. |
Связная речь мл.г 21 «Хороший - плохой» Цель: развитие логического мышления, умения описывать героев, строить рассказ-рассуждение. Ход игры: В процессе игры дети пытаются выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их. | Связная речь мл.г 23 «Что сначала, что потом». Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их. | |
Связная речь мл.г 22 «Зоопарк» Цель: развитие умения строить рассказ-описание с опорой на картинку Ход игры: Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать своё животное, не называя его, по плану. | Связная речь мл.г 24 «Расскажем про Олю и зайчика». Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам. | |
Связная речь мл.г 25 «Распространи предложение» Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. | Связная речь мл.г 26 «Гуси-гуси» Цель игры: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы речь их была выразительной. | |
Связная речь мл.г 27 «Коршун» Цель игры: упражнять детей в диалогической речи, учить быстро реагировать на словесный сигнал. | Связная речь мл.г 28 «Сова» Цель игры: приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу. | |
Связная речь мл.г 29 «Что подарили Наташе?» Цель игры: побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит. | Связная речь мл.г 30 «Хохлатка» Цель игры: упражнять детей в выразительном чтении стихотворения, закрепить знания о повадках курицы-наседки. |
Предварительный просмотр:
Картотека игр по развитию речи.
во 2 младшей группе.
Досказалка
Игра помогает научить ребенка договаривать слово, развивает наглядно-образное мышление.
Как играем: произносите вместе с ребенком:
Ко-ко-ко - на плите сбежало моло... (ко).
Ща-ща-ща - зеленая ро... (ща).
Чу-чу-ну - педаль кру... (чу).
Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».
Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.
Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.
Общие слова
Эти слова реже употребляются в нашей речи, но они нужны для мышления, так как позволяют осуществлять операции анализа и синтеза.
Задания могут быть двух видов:
1. Назови фрукты…, рыб…, мебель…, птиц…
2. Назови одним словом:
туфли, ботинки, сапоги — это…
молоток, пила, топор — это…
сосна, берёза, клён — это…
Цветные предложения
К сожалению, часто дети знают только 3—4 основных цвета и путают или вовсе не знакомы с оттенками, а это обедняет и восприятие, и мышление, и речь.
Ребёнок, закрыв глаза (можно завязать глаза шарфом), выбирает наугад из коробки цветной карандаш и придумывает затем предложение, используя название цвета вытащенного им карандаша.
Назови ласково
Часто дети путают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, образуя формы, отсутствующие в языке. Эти детские слова милы «от 2 до 5», но вряд ли вас обрадует снижение оценок, а это произойдёт, если ребёнок не усвоит к школе способы образования слов.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (чашка — чашечка, ложка — ложечка и т. д.). В темах «Дикие животные» и «Домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка, лошадка.
Какая бывает собака?
Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди.
Другие темы: “Какая бывает весна?”, “Какая бывает корова?” и т.п.
Цель: Развитие правильной, грамотной речи, логического мышления.
Кто больше?
Перед детьми ставится какой-нибудь предмет, обладающий как можно большим количеством признаков , например мяч - круглый, блестящий, твёрдый, гладкий или наоборот - мягкий, шершавый.
Машинка - большая, маленькая, блестящая, сверкающая, светлая, темная, одноцветная (разноцветная)
Задание детям :
1.Кто больше назовет свойств предмета.
2.Кто больше назовет возможных действий с предметом.
(Из книги Е. Сербиной “Развивающие игры для детей”)
Шаги
С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.
Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например “Вежливые слова”. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и “Старт!”
Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое», «Ласковые слова для мамы», и т.д.
Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
«Кто это?» знакомимся с профессиями
Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.
1 вариант: Задаем вопросы : Кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: Что делает дворник? Что делает доктор? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
3 вариант. Придумываем загадки. Например: Этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.
4 вариант. «Кому что нужно?» Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?
Путаница
Цель: развитие речи, внимания, логического мышления.
"Давай, поиграем в путаницу. Я буду читать запутанное стихотворение, а ты постарайся его распутать".
Прочитайте малышу коротенькие стихотворения, делая паузу перед произнесением последнего слова. Рифма текста не всегда соответствует смыслу текста.
Знает это ребёнок любой -
У апельсина цвет ... голубой.
Корова мычит,
Поросёнок хрюкает,
Тигр рычит,
А собака ... мяукает.
Как на нашей улице
Крякали две ... курицы.
Известно каждому ребенку -
Корова - мама …жеребёнка.
Отгадай слово
Взрослый выставляет на фланелеграф (раскладывает на столе) картинки с изображением животных по количеству детей. Вызывается один из детей. Взрослый начинает произносить название животного, просит ребенка продолжить.
«Я скажу: «Лоша… », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».
Взрослый произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.
Материал: игрушки - кукла, зайка, пирамидка, машина, карточки с изображением животных.
Лошадки и поезд
Дети встают в круг. Взрослый объясняет правила.
«Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, цок, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). Поскакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился.»
Игра повторяется 3 раза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе
Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе ...

Картотека по развитию связной речи в младшей группе.
картотека игр по развитию связной речи в младшей группе....

Конспект занятия по развитию связной речи в младшей группе.
Тема: «Составление рассказа о белочке по опорным схемам»...

Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Картотека игр и упражнений по развитию связной речи детей младшего дошкольного возраста....

Картотека игр по развитию связной речи у младших дошкольников
Картотека игр по развитию связной речи у дошкольников младшего возраста....

Технологическая карта ООД по развитию связной речи детей младшей группы 2023г
Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.Закрепить умение детей строить предложения, используя описательные прилагательные....

Картотека игр на развитие связной речи в подготовительной группе
В картотеке собраны игры для старшего дошкольного возраста. Эти игры можно применять на занятиях, в индивидуальной и подгруппой работе....
