Программа по развитию речи "Книжное лето"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Анна Анатольевна Чепухина

Программа имеет речевую напрввленность, включает в себя три разделе. состоит из 15 занятий, расчитана на групповые занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knizhnoe_leto.docx43.36 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ

ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

(ГКУТСО «Краснодарский СРЦН)

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВРР

ГКУ СО КК

«Краснодарский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»

______________Н.А. Скрыпченко

от ___________ 2020 года № ____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК

«Краснодарский социально реабилитационный центр для несовершеннолетних»

_______________Н.А. Кульчицкая

от ____________ 2020 года № _____

Программа

по речевому развитию

«Книжное лето»

                                                                       Автор-составитель

        Чепухина Анна Анатольевна,

        воспитатель отделения              

        диагностики и социальной

        реабилитации

 

Краснодар

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - важный и неповторимый период в развитии ребёнка, особенно для развития его речи, именно в этот период он делает первые шаги в мир большой литературы.

Приобщение ребёнка к книжной культуре, очень важный аспект в дальнейшем развитии полноценной личности. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. Чем полнее и многограннее деятельность ребенка, тем успешнее протекает его речевое развитие.

Для детей данного возраста еще характерны неустойчивость внимания, неспособность к длительному волевому усилию, быстрое снижение работоспособности. Исходя из этого программа построена на системе увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Актуальность программы определяется также основными нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);

Типовое положение «Об учреждении дополнительного образования детей»; СанПиН в учреждении дополнительного образования детей 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.

Цель программы: развитие речевой активности дошкольников.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Формировать лексико-грамматический строй речи.
  2. Расширять словарный запас.

Развивающие задачи:

  1. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, просодическую сторону речи.

4. Развивать навыки связной речи.

5. Развивать фонематический слух и слуховое внимание.

6. Упражнять в правильной технике дыхания.

Воспитательные задачи:

7. Воспитывать звуковую культуру речи, нормы речевого этикета.

8. Воспитывать интереса ребенка к речевым звукам, словотворчеству, рифмованным формам речи.

9. Воспитывать интерес к художественному слову.

Адресаты программы: : программа рассчитана на несовершеннолетних в возрасте от 3 до 7 лет.

Режим занятий: занятия проводятся в группе по 5 – 7 человек. Для всех видов занятий устанавливается академический час продолжительностью 30 минут, один раз в неделю в течение трех месяцев.

Форма занятий: групповая.

Состав исполнителей: воспитатели, социальные педагоги, психологи, имеющие высшее, средне профессиональное образование.

Инструменты и приспособления: компьютер, видеотехника, видео, звукозаписи, иллюстрации.

Планируемые результаты:

В результате реализации программы, обучающиеся должны приобрести следующие качества и знания:

- слушать и понимать речь;

- отвечать на поставленный вопрос;

- владеть навыком составления описательных рассказов по предметным

картинкам;

- различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета(какой?), действие (что делает?);

- уметь употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;

- владеть приемами артикуляционной гимнастики;

- различает слова по звучанию и протяжности;

- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

- знает несколько малых форм фольклора наизусть;

- имеет навык публичных выступлений.

Мониторинг эффективности: осуществляется на всех этапах программы в виде вопросов, викторин, опросов.

Диагностический инструментарий: в начале или по окончанию занятия проводятся бесед, викторина, опрос.

Содержание программы

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ
  1. Теоретическое занятие: «Литературная разминка»

Разминка. Задание: Дополни сказку. Задание: «Азбука народной мудрости». Задание: «Чей рассказ интереснее». Дидактическая игра «Угадай кто говорит». Пальчиковая гимнастика по стихотворению И Токмаковой «Мы на пальчиках считали».

  1. Теоретическое занятие: «Путешествие по страницам любимых книг»

Игра – викторина «Город Литературных персонажей». Развитие познавательной, творческой и эмоциональной активности. Приобщение детей к книгам. Выявлять знания детей о сказках. Важность бережного отношения к книге.

  1. Теоретическое занятие: «Словечки»

Игры «Слова». «Ассоциации». «Поймай звук». «Скажи наоборот». «Узнай по описанию». Отгадывание загадок.

  1. Теоретическое занятие: «Русские народные сказки»

Чтение русских народных сказок. Беседы по содержанию, пересказ сказок. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили»

Разгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика «Гусь», «Жили были дед да баба». Настольные и дидактические игры.

1.5. Теоретическое занятие: «Наши любимые сказки К.И. Чуковского»

Чтение сказок К. И. Чуковского. Рассматривание иллюстраций, выставка книг. Физкультминутка «Давным – давно жил царь Горох».

  1. «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ».
  1. Теоретическое занятие: «Что такое хорошо и, что такое плохо»

Чтение художественной литературы. просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо».

  1. Теоретическое занятие: «Летние истории»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Лето». Чтение художественной литературы.: «Рассказы и сказки о природе». Игры: «Послушай и угадай», «Хлопай в ладоши». Физкультминутка «что я делал летом».

  1. Теоретическое занятие: «Небылицы»

Игра: «Скажи наоборот», «Подбери слова», «Какие бывают слова».

Малоподвижная игра «Смотай шнур».

  1. Теоретическое занятие: «В поисках дерева мудрости»

Игра «Цепочка слов». Упражнение «Назови словечко». Упражнение на подбор родственных слов к слову «лес». Физкультминутка «Поднимаем руки все». Упражнение «Загадки».

  1. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
  1. Теоретическое занятие: «Теремок»

Игровая ситуация «Кто к нам в гости пришел?». Физкультминутка «Мишуткина зарядка». Игра «Отгадай загадку». игра «Опиши героев».

  1. Теоретическое занятие: «Пингвин»

Чтение рассказов о животных Севера. Физкультминутка «Белая зима». Рассматривание иллюстраций о пингвинах. Дидактическая игра «Один-много». Презентации «Жизнь пингвинов».

  1. Теоретическое занятие: «Игрушка»

Игра «Громко – тихо». Загадки. Физкультминутка «Кукла». Дидактическая игра «Рассуждалки».

  1. Теоретическое занятие: «Посуда»

Рассматривание посуды и беседа о ее назначении. Игра «Здравствуй, друг!». Физкультминутка «Посуда». Пальчиковая гимнастика «Помощники».

Просмотр мультфильма, чтение произведения К.И. Чуковского «Федорино горе». Беседа о мастерах, изготавливающих посуду.

  1. Теоретическое занятие: «Домашние и лесные животные»

Дидактические игры: «Мои друзья», «Отгадай животное по описанию», «Собери семью», «На животноводческой ферме», «Кто как голос подаёт». Игра «Угадайка». Дидактическая игры «Кто и где живет», «Звериная семья». Физкультминутка «Зверята». Рассматривание карточек лесные животные.

  1. Теоретическое занятие: итоговая викторина «Юные грамотеи»

Цель: закрепить знания пройденного материала за год.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Ушакова О. Развитие речи детей 4-5 лет. Дидактические материалы, издательство: Вентана-Граф, 2013 г
  2. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [текст]. – М., 1997.
  3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [текст]. – М., 1981.
  4. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб., 2001.
  5. Дементьева, А.М. Обучение пересказу в средней группе детского сада. – М., 2002.
  6. Жукова, О.В. Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования. – М., 2007.
  7. Швайко Г. С. «Игры и упражнения для развития речи» / Под ред. В. В. Гербовой. – М.: Просвещение, 2000.
  8. О. С. Ушаковой «Развитее речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий» – М.: ТЦ СФЕРА, 2007.

Дополнительная литература:

1. Мамин - Сибиряк Д. «Сказка про Комара – Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост».

2. Русские народные сказки.

3. Суриков И. «Зима»;

4.Чуковский К. «Телефон»; Чуковский К. «Федорино горе».

Интернет – источники:

http://www.wikipedia.ru

www.maam.ru

www.Infourok.ru

nsportal.ru

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Книжное лето»

Возраст обучающихся: 3 – 7 лет

п/п

Название разделов

Всего

Теория

Практика

Форма аттестации/контроля

1

«ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ»

5

5

-

Викторина/опрос

2

«ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

5

5

-

3

«СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА»

5

5

-

Всего:

15

5

-

Календарно – тематический план

дополнительной образовательной общеразвивающей программы

«Книжное лето»

п\п

Тема занятия

Всего

Теория

Практика

1.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВИКТОРИНЫ

5

5

-

1.2.

«Путешествие по страницам любимых сказок»

1

1

-

1.3.

«Словечки»

1

1

-

1.4.

«Русские народные сказки»

5

1

-

1.5.

«Наши любимые сказки К.И. Чуковского»

1

1

-

2.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1

-

-

2.1.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

1

-

-

2.2.

«Летние истории»

1

-

-

2.3.

«Небылицы»

1

1

-

2.4.

«В поисках дерева мудрости»

1

1

-

3..

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

5

5

-

3.1.

«Теремок»

1

-

-

3.2.

«Пингвин»

1

-

-

3.3.

«Игрушка»

1

-

-

3.4.

«Посуда»

1

2

-

3.5.

«Домашние и лесные животные»

1

1

-

3.6.

Итоговая викторина «Юные грамотеи»

1

1

-

ИТОГО

15

15

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая программа социальной реабилитации несовершеннолетних - лето

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦели:Учитывая, что летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием функционирует в период проведения межведомственной профилактической операции «Подросток». Основной ц...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет

Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...

Сценарий проведения спортивно-игровой программы посвященной празднованию «70-летия Великой Победы» с детьми дошкольного возраста

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, воспитания любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающ...

Рабочая программа по программам (разделам): «Развитие зрительного восприятия» «Развитие социально-бытовой ориентировки» «Развитие пространственной ориентировки».

Рабочая программа по программам (разделам):«Развитие зрительного восприятия»«Развитие социально-бытовой ориентировки»«Развитие пространственной ориентировки»...