консультация для родителей
консультация по развитию речи (старшая группа)

Харченко Светлана Степановна

Речевое развитие дома и по дороге в детский сад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Словесные игры, их роль в подготовке детей к школе»

Подготовка к школе - результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка. Чтобы ребенок хотел и мог учиться в школе, необходимо развивать у него познавательную активность.

Занимательные игры со словами помогают раскрыть перед ребёнком сложный и многообразный мир русского языка, научить детей любить родную речь, помогают существенно расширить словарный запас, улучшить звукопроизношение, развить у детей умение красиво, образно выражать свои мысли. Словесные игры помогают развивать у детей логическое мышление, остроту ума, сообразительность, становятся прекрасными упражнениями в качестве тренинга, стимулируя умение рассуждать и доказывать, строить высказывания, умение слушать и понимать собеседника. Сложность предлагаемых ребёнку словесных игр, нужно варьировать таким образом, чтобы ребёнок, с одной стороны, - смог успешно с ними справиться и порадоваться достигнутому им самим результату и, с другой,- всё же достигал этого результата с некоторым усилием сосредоточенности и внимания.

Систематические занятия со словесными играми должны проходить в тесном сотрудничестве с родителями. Если родители с удовольствием включаются в игровой процесс, то получают массу положительных эмоций, знаний, узнают новые словесные игры, в которые можно играть с ребёнком по дороге домой, в транспорте, дома. Занимаясь с ребенком дома словесными играми, родители вступают с ним в определённый творческий и эмоциональный контакт, что ценно для налаживания коммуникативных отношений. Играть с ребенком можно и нужно везде.

В ванной комнате; предложите ребёнку поиграть пустыми флаконами из-под шампуня, мыльницами, пробками. Можно спросить у ребёнка: Куда' больше воды поместилось? Куда легче набирается вода? Почему? Откуда воду легче вылить? Откуда берутся пузыри? Чем можно быстрее набрать воду в ванночку: пробкой или ведёрком? Какая пробка подходит к этому флакону, мыльнице? Для какой куклы подойдёт мыльница в качестве кораблика?

Это поможет вашему ребёнку научиться устанавливать величину, порядок убывания или возрастания размера, объёма, тренировать действия рук, пальцев, исследовать и определять характеристику предметов, делать наблюдения.

Предложите ребёнку поэкспериментировать с предметами , которые плавают или тонут в воде: губки, мочалки, мыло, пробки, пустые и наполненные водой флаконы, игрушки, мячики. Спросите: Как ты думаешь, утонет бутылочка или нет? Что будет если набрать в неё воды? Сколько нужно набрать воды, чтобы она утонула? Если ты прижмёшь её ко дну, а потом отпустишь, что будет.

Это поможет ребёнку делать открытия и смелее экспериментировать с предметами; понимать, что такое объём, понимать временную последовательности что сначала, что потом), причины и следствия.

На кухне: Если вы разбираете сумку с покупками, спросите: Назови, что я купила? Что самое мягкое? Самое лёгкое? Что завёрнутое в бумагу? Чего много, чего мало? Что пахнет? Что пачкается? Какие продукты нужно убрать в холодильник? Какое слово самое вкусное? Самое холодное? Самое сладкое? Самое горькое? Самое полезное?

Это научит ребёнка ориентироваться в названиях продуктов; понимать что такое объём, вес, размер, цена, тренироваться в различении и назывании цвета, формы, частей и деталей предметов.

Если вы месите тесто и печёте пироги задаёте вопрос: Из чего получилось тесто? Сколько я положила яиц? Что я сделала сначала? Как ты думаешь, что было бы, если бы я взяла маленькую мисочку, а не большую кастрюлю? Что ты чувствуешь пальчиками? Какое тесто на ощупь? Что из него можно сделать? На что похоже тесто?

Это способствует пониманию действий, предстоящих изменений: яйцо бьётся, сахар растворяется, дрожжи поднимаются. Ребёнок учиться устанавливать закономерности: тесто увеличивается в объёме, сравнивать, находить аналогии, развивать пальцы, силу рук.

Если вы вместе накрываете на стол, раскладываете еду, попросите ребенка посчитать, сколько человек нужно накормить? Сколько нужно приготовить глубоких тарелок, ложек? Что нужно сделать сначала, что потом? Что будет, если мы нальём суп в мелкую тарелку? Как сделать так, чтобы всем хватило пирога, салата. Как на столе поставить вазу с цветами, чтобы она не мешала.

Ребёнок научится считать, соотносить количество предметов и человек, понимать свойства предметов и правильно их использовать, логически мыслить, рассуждать, понимать соотношение часть-целое, находить рациональные способы деления.

В магазине: Отправляясь за покупками, побеседуйте с ребёнком: Давай решим, какие покупки нам нужно сделать. Почему ты так считаешь? Для чего нам это пригодится? Из чего мы сможем приготовить еду для папы, бабушки, кошки? Без чего мы сможем обойтись? Сколько сумок нам понадобится?

Это поможет ребёнку понять основы рациональности, научиться обсуждать проблему с другими, высказываться, обосновывая свою точку зрения, понимать значимость похода в магазин, понимать значимость и последствия действий, соотносить вес и объём.

Выбирая покупки, спросите: Как ты думаешь, почему хлеб продаётся в упаковке? Почему витрины прозрачные? Почему у конфет такие яркие обёртки? Почем^ конфеты такие дорогие?

Ребёнок учится понимать суть явлений, устанавливать причинно-следственные связи, высказывать предположения, искать аргументы.

Упаковывая, покупки: Как ты думаешь, что можно положить вниз: яйца или макароны? Что лучше положить сверху? Сколько мы всего сделали покупок? Что мы купили первым? Сколько хлеба? Что больше? Что самое мягкое? Что душистое? Что тяжёлое?

Ребёнок научится соотносить свойства продуктов, закрепит навыки количественного и порядкового счёта, будет тренировать память, сравнивать, различать запахи, узнавать свойства и качества продуктов.

Несёте покупки домой, спросите: Какая сумка у нас была? Какая стала? Что самое вкусное для тебя? Как ты думаешь, чему обрадуется дедушка? А чему Мурка?

Ребёнок учится заботиться о других; понимать причинно-следственные связи.

Идёте в гости: Побеседуйте: Что для тебя будет большим удовольствием, отправиться в гости или остаться дома? Как ты планируешь вести себя в гостях? Что ты скажешь взрослым, детям? Что сделаешь, если захочешь пить? Если тебе станет скучно?

Такая беседа поможет понять ребёнку ,что вы уважаете его мнение, его право выбора, осознанно относиться к своему выбору, осознавать и планировать свои поступки.

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему - первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

А в конце нашего собрании хотелось бы рассказать вам притчу:

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в

присутствии   многих  людей.   Завистник  и   хитрец   придумал   целый   план,   как.

это сделать: "Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся» Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся". Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: "Все в твоих руках".

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Судьба вашего ребенка в ваших руках!


!

Деловая игра «Речевое развитие».

В настоящее время в России остро стоит вопрос о повышении качества образования, и как следствие этого перед нами возникает вопрос: «Как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, какие знания ему дать в дорогу? » осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. В. А. Сухомлинский говорил: «Оттого, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям». Итак, уважаемые педагоги, проблема речевого развития и воспитания дошкольников в сфере новых требований в системе дошкольного образования достаточно актуальна на сегодняшний день, что и определило тему нашей деловой игры.

  1. Каждая команда придумывает себе название, связанное с темой «Развитие речи», записывают своё название на выставленных табличках. (1мин)
  2. Разминка: Перед командами лежат вопросы. Каждая команда по очереди отвечает на вопросы.

Вопросы:

Теоритический раздел

1.        Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

(обогащение, расширение и активизация словарного запаса; развитие связной речи; формирование навыков образования и употребления грамматических форм; формирование звуковой культуры речи; развитие образной речи)

  1. Что мы понимаем под развитием речи ребёнка? (Развитие речи - это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи).
  2. Каковы задачи словарной работы? (Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей).

  1. Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи? (Работу над морфологией: изменение по родам, числам, падежам; лексикой: образование одного слова на базе другого; синтаксисом: построение простых и сложных предложений.)
  2. Что такое диалог и монолог? (диалог - Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой - либо ситуацией, монолог - речь одного собеседника, обращенная к слушателям ).
  3. Рассказ - описание - это        (Текст, который начинается с общего тезиса,

определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему).

Практический раздел

7.        Замените предложения пословицей (кто быстрее). - Учись всю жизнь
(век живи, век учись). - Нужно беречь время (делу время, потехе - час) . -
Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье - смолоду) .
- Не
болтай
 (держи язык за зубами) . - Не торопись, делай всё аккуратно
(поспешишь - людей насмешишь; делаю наспех - делаю на смех) . -
Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело -
гуляй смело).

Я.Задание командам:

Отгадать слово до его определениям.

Положительный, дурной, поучительный, сложный, простой,

запутанный,        (пример)

Слепой, частый, затяжной, грибной, проливной.........(дождь)

Первый, хвостовой, почтовый, прицепной, .мягкий, голубой, спальный,

переполненный, трамвайный, железнодорожный         .(вагон)

Глазное, печёное, мочёное, червивое, зелёное, красное, кислое, сладкое, наливное..... .(яблоко)

Мужской, женский, чистый, свежевыкрашенный, паркетный........... .(пол).

Найденная, вычисленная, городская, базарная,
привокзальная...
         (площадь)

Ю.'Тодетвенные (однокоренные) слова".

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне

которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Задние: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные

слова и прикрепить на ветки.

Лес - лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье..

Снег - снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

11.Исправьте ошибки в пословицах.

Задание: Найти ошибку и исправить.

После драки много хромых (Храбрых).

Одна голова - хорошо, а две - некрасиво (Лучше).

Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (Сегодня).

                                *

Пришел, увидел, купил (Победил).

У каждого своя голова на шее (Плечах).

Мало хотеть - надо клянчить (Уметь).

Землю красит солнце, а человека - парикмахер (Труд).

На всякий урок (час) ума не напасешься.

Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (В мышеловке).

Испокон века телевизор (Книга) растит человека.

" В мире сказок".

Современная реклама.

Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. Л заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке").

Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).

Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки "Золотой ключик или Приключения Буратино " А.Н. Толстого).

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И. Чуковского).

Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И. Чуковского).

Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. ("Гуси-лебеди)..

Продуктивный раздел

Задание: Сделать аппликацию из листьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...