Развития речевого общения у детей 4-го года жизни в разных видах деятельности
консультация по развитию речи (средняя группа)

гунина татьяна ивановна

Развитие речи и речевого общения в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

Овладение речью происходит в процессе общения и в ходе познания ребенком окружающей действительности. Взрослый организует и материальную, и языковую среду, увлекает в совместную деятельность и выступает как образец, живой носитель тех способностей, которыми малышу предстоит овладеть.

Кроме этого, Любина Г. утверждает, что развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете – так утверждают все исследователи дошкольного детства. [26, 30 ].

Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, которая дает очень многое для психического развития ребенка. В том числе, игра является той самостоятельной деятельностью дошкольника, где есть все условия для развития личности и общечеловеческих способностей. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуются диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Вместе с этим, ролевая игра, как утверждает Эльконин Л.Б., способствует становлению и развитию регулирующей и планирующей функции речи. Кроме этого, положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Игры – драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Например, дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. [ 1, 70 ].

Важнейшая деятельность для детей – игра, а главнейшая потребность – общение. Так считает Любина Г.  Труд, как и игра, неотделим от наслаждения, но только в том случае, если труд правильно организован. Потребность в труде для ребенка /до 3-4 лет/ связана с интересом не к результату, а к самому процессу и к возможности общения. [25 ].

Общение в процессе труда /бытовой, в природе, ручной/ помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения. [1, 64 ].

Вместе с тем, в ходе трудовой деятельности дети используют потешки, песенки, прибаутки, которые помогают им рассказать о предмете или орудии труда.

Музыка развивает ребенка и умственно. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроение и чувства, переданные в музыке. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка. [ 45, 10 ].

Можно отметить, что одной из ведущих задач дошкольных образовательных учреждений является правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека.

Лесгафт П.Ф. рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека, а именно: занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. В том числе, в двигательной деятельности дружеские отношения формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. [61, 5 ].

Следовательно, в процессе  двигательной деятельности у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические качества, речь и речевое общение.

Комарова Т.С. высказывает мнение о том, что в ходе обучения детей рисованию, лепке, аппликации и конструированию, то есть в изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений. Также изобразительная деятельность способствует обогащению словаря: высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, при рассматривании иллюстраций с картин художников, которые положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, возникает стремление помочь друг другу. Например, все дети лепят зверят для зоопарка или домашних птиц для композиции "Птичий двор". В этом случае каждый старается лучше выполнить свою фигурку, чтобы общая работа выглядела красиво, чтобы результат порадовал всех. [43, 26 ].

Таким образом, ребенок живет и развивается в деятельности, движении. Как показали исследования отечественных психологов (А.Леонтьев, С.Рубинштейн, А.Смирнов, Б.Теплов и другие), в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Также в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

Следовательно, существуют разнообразные пути развития речевого общения детей 4-го года жизни. К ним относятся виды деятельности: изобразительная, двигательная, трудовая, музыкальная, игровая.

В результате происходит всестороннее развитие личности ребенка-дошкольника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

"Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в разных видах деятельности".

quot;Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ дошкольного возраста в  разных видах деятельности".Введение«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках п...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....