«Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по развитию речи

Маненкова Татьяна Николаевна

                  «Речь вести – не лапти плести» - гласит народная мудрость

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_seminar.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

семинар- практикум

«Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»


«Речь вести – не лапти плести» - гласит народная мудрость

Речь - бесценный дар природы человеку, через речь осуществляется взаимодействие людей. На сегодняшний момент школа предъявляет высокие требования к речевому развитию будущих учеников в связи с усложнением программного материала.

Ребенок, поступающий в школу должен владеть навыками словоизменения и словообразования, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами предложения, работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их и т. д. Следовательно, задача воспитателей сформировать грамматические категории у воспитанников становится особенно значимой.

Только человек обладает счастливой возможностью рассказать о своих чувствах, поделиться мыслями, передать интересную информацию, прочитать стихотворение. В результате такого взаимодействия, когда возникает обратная связь и ощущение комфорта от общения. Большое значение для формирования речи человека имеет грамматика. Она помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над:

- морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам)

- словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств,

- синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений) .

Важнейшим условием полноценного речевого и психического развития является своевременное формирование грамматического строя языка ребенка. Поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов: мышления, памяти, восприятия, эмоций (А. Г. Арушанова) .

Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. Важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, фонематического слуха, наличие активной речевой практики, состояние нервной системы ребенка. В процессе овладения речью ребенок усваивает определенные правила и законы грамматики.

К. И. Чуковский отмечал: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить то множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».

На каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические черты.

на третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий (изменение его по родам, числам, падежам, новое в данном возрасте является словоизменение и освоение диалогической формы речи, инициативных высказываний.

на четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря, начинает формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). активно осваивается звукопроизношение.

на пятом году жизни – это прежде всего становление произвольной речи, формирование фонематического восприятия, осознание простейших языковых закономерностей, проявляющихся в словотворчество.

шестой и седьмой год жизни – это этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, вычленения из речи предложения, слова, звука. В старшем возрасте происходит так же становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъективности и инициативности в диалоге со взрослыми.

А. Н. Гвоздев выделил основные периоды формирования грамматического строя русского языка: первый период- период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (до 1года и 10 месяцев). Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 месяцев до 3 лет). Характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений. усваиваются грамматические категории словообразования и словоизменения. Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, усвоение типов склонения и спряжения от 3 лет до 7 лет.

В дошкольном возрасте не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Основной задачей для усвоения грамматического строя речи является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

Развитие и совершенствование речевой деятельности ребенка неотделимы от развития его предметной и познавательной деятельности.

При формировании грамматического строя речи ребёнок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

Методика формирования грамматического строя речи у дошкольников

Задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей можно рассматривать в 3 направлениях:

1. помочь детям практически освоить морфно-логическую систему родного языка;

2. помочь в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте;

3. сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.

Пути формирования правильной речи:

- создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи, в связи с этим необходимо повышение речевой культуры взрослых;

- специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;

- формирование грамматических навыков в практике речевого общения;

- исправление грамматических ошибок в речи детей.

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Обучение носит характер упражнений и дидактических игр, игр-драматизиций с наглядным материалом или без него (в старших группах). Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки, мультмедиапроектор. Методы и приемы обучения грамматически правильной речи выбираются на основе знаний возрастных особенностей ребенка.

В методике обучения старших детей на занятиях особых отличий нет по сравнению с младшими группами. В старшем возрасте снижается роль дид. игр с игрушками, чаще используются картинки, словесные игры, специальные словесные грамматические упражнения. В равной мере применяются и игрушки, и картики, часть грамматических форм подлежит усвоению без наглядного материала. Ведущим приемом обучения остается образец, в дидактических играх приводится не одна, а несколько ситуаций, производятся не единичны, а множественные изменения. Повышается требования к четкости и внятности произнесения. Педагог привлекает ребенка к исправлению собственных и чужих ошибок. Дидактические игры пополняются играми на усвоение категории одушевленности – неодушевленности (Что (кого) не стало, вводятся словесные упражнения.

Формирование грамматической стороны речи ребенка – это постоянный непрерывный процесс. Это соответствует психофизическим основам развития грамматического строя речи. Поэтому следить за речью детей нужно не только на занятиях, но и в процесс их повседневной жизни. Как считает А. М. Бородич, неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего в тот момент ребенка, но и у слушающих его детей.

Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребёнка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определённой структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов. Овладение грамматическим строем речи долговременный процесс, который длится в течение всего дошкольного детства и завершается к 5-6 годам.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием используются как часть занятия и ежедневно в первой и во второй половине дня в игровой форме.

Работу по формированию грамматического строя речи необходимо проводить в системе. Лучше всего педагогическое воздействие проводить, используя предметные действия, игры, труд и другие виды детской деятельности, опосредованных словом в общении со взрослыми и детьми. Это позволяет создать эмоционально-положительный настрой у ребёнка, что в свою очередь приводит к большей эффективности в работе. Источники и факторы развития языка ребёнка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические методы и приёмы.

Так как ведущим видом деятельности ребёнка является игра, поэтому её следует использовать как один из основных приёмов в данном разделе работы. Благодаря игре, её динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей, предоставляется возможность много раз упражняться в повторении нужных грамматических категорий. Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

настольно-печатные;

дидактические;

подвижные игры;

сюжетно – ролевые;

компьютерные игры.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ:
1. Интересная, многофункциональная игра по теме: «Домашние животные» «Путешествие  Пятачка» (образование и употребление названий детенышей животных, образование сущ. по теме «Домашние животные» с пом. ум-ласкат. суф., согласование числит. с сущ., образование форм сущ. родит падежа ед. числа) У меня в руке  игрушка поросенок Пятачок летящий на воздушном шарике, он пролетает над лужайкой с домашними животными и их детенышами.– Кого с высоты своего полета видит Пятачок? – спрашиваем у детей. Не корову- а коровку, не лошадь-а лошадку, овцу-овечку и т.д. А с кем гуляют по двору … корова- с теленком, лошадь- с жеребенком….. и т.д. – Пусть Пятачок сосчитает сколько у курочки  всего цыплят?.. и т. д.

2. Не менее увлекательная Д. игра «Наша улица» (образование глаголов с приставками, понимание и употребление предложных конструкций, обогащение словаря по теме «Транспорт») . Эту игру можно использовать в своей работе над лексической темой «Транспорт». На столе мы видим макет улицы, гаража, домов, светофоров, знаков и т.д. Дети по очереди выполняют игровые действия с машиной и комментируют их. (Машина выехала ИЗ гаража, НА проезжую часть, доехала ДО светофора и т.д.)  Так же возможен вариант, когда педагог расставляет транспорт на макете и задает вопросы: Где стоит автобус? (НА дороге), куда заехала машина? (В гараж), откуда отъехал грузовик? (ОТ дома) и т.д.

3. Достаточно интересно использовать в своей работе различные инсценировки сказок. В качестве примера , хочу привести логосказку «Большущий и маленький» у детей перчаточные игрушки диких зверей. Совместно с педагогом ребята разыгрывают следующую сценку. Однажды на полянку прискакал зайчик. И стал он хвастаться перед другими животными:- Я не заяц, а зайчище. У меня не глаза, а глазищи, не хвост, а… (хвостище), не зубы, а …(зубищи) и т.д. На поляну выбежал волк и говорит: - Ты заяц маленький, какой же ты зайчище? Ты- зайчик, какие у тебя усищи- у тебя…. (усики) и т.д. Таким образом мы весело и непринужденно отрабатываем с детьми образование и употребление сущ. с помощью суффиксов ИЩ, ИК

НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ
В своей работе я также широко использую разнообразные настольно-печатные игры.
1. Например, игровое упражнение «Исправь ошибку». Для упражнения нам нужны предметные картинки и карточка со стрелкой. Детям предлагается исправить ошибку педагога и исправить саму схему предложения. Например: «заяц съел морковку». Либо «книга читает девочку.»
2. Так же я рекомендую в работе над лексико-грамматическим строем речи использовать серию игр «Играйка». Автор: Наталья Валентиновна Нищева. 
3. И еще одна серия речевых игр. Авторы: С.М. Мельникова, Н.В. Бикина. Которые так же советую использовать в нашей работе. 
ВСЕ эти игры представлены на нашей выставке.
4. В настоящее время можно подобрать из огромного ассортимента настольно-печатных игр наиболее увлекательные и  многофункциональные. Некоторые из них можно так же посмотреть на нашей выставке. 

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ:

1. В зимнее время года, на прогулке достаточно занимательно поиграть с детьми в «Словесные снежки». Ход игры такой: дети становятся в круг, у каждого в руке снежок. В центр круга выходит водящий , произносит небольшое стихотворение:
«Чоки-оки, чоки-чок, 
Я теперь снеговичок, 
Ты снежки в меня бросай
И словечко называй.
Кто последний назовет,
Смело в круг ко мне встает.
Дети по очереди бросают снежки и называют родственные слова к слову СНЕГОВИК.
 Предлагаю поиграть немного в эту игру, только вместо снежков, у нас будет мяч.
Задача подобрать как можно больше родственных слов к слову «СНЕГОВИК».
2. Хочу представить вашему вниманию еще одну игру , которая называется «Поле чудес». Игра предназначена уже для деток подготовительного возраста. Задача здесь более сложная. Ребенок должен назвать картинку, которая выпадет ему на «Поле чудес» и соединить ее со словом (который прочитает педагог либо сам читающий ребенок) Например: книга (картинка), любит (слово) = книголюб и т.д. 
Предлагаю поиграть..


Литература

1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1995. - 95 с.

2. Игры в логопедической работе с детьми. /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Просвещение, 1987. - 144с.

3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. / Сост. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. - М. : 1989. - 280с.

4. Крылова Л. Н., Корц М. А., Кузевич Л. М. Работа воспитателя по развитию речи детей в повседневной жизни // Дефектология. № 5. 1978. - С. 65-71.

5. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М. : 1998. - 470с.

6. Максаков А. Н. Развитие правильной речи ребенка в семье. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 98 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.            В дошкольном учреждении о...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Становление и развитие речи на первоначальном этапе овладения родным языком рассматривается в современной дошкольной педагогике, психологии и психолингвистике во взаимосвязи с общим психическим развит...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Овладение родным языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Консультация для учителей-логопедов и воспитателей. Знакомство с приемами формирования грамматического строя у детей дошкольников....

Консультация «Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста».

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...

Современный подход к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышле...