Конспект по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рейтер Ольга Сергеевна

Цель: формирование представлений о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской.

Задачи:

- обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы;

- развивать художественный вкус, восприятие музыкальных произведений и репродукций картин великих художников;

- воспитывать чувство гордости, патриотизма за защитников Родины, чувство ответственности за свою страну.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной деятельности в старшей – подготовительной к школе группе

по теме «БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Авторы конспекта непрерывной образовательной деятельности

Рейтер Ольга Сергеевна воспитатель 1-й квалификационной категории и Коротких Наталья Витальевна музыкальный руководитель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 322 комбинированного вида» города Новосибирска

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция с другими образовательными областями: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Целевые ориентиры в соответствии с ФГОС ДО: формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве.

Программное содержание:  Цель: формирование представлений о героическом прошлом русского народа, русских богатырях – защитниках Земли Русской.

Обучающие задачи:  - познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей Разбойник»;

- обогатить словарь детей существительными: богатырь, былина, сказитель, кольчуга, шлем, плащ, копье, булава, меч, щит, лук, стрелы;

Развивающие задачи: - развивать художественный вкус, восприятие музыкальных произведений и репродукций картин великих художников;

- развивать познавательный интерес;

- развивать речь, память, мышление, внимание, воображение;

Воспитательные задачи: - воспитывать чувство гордости, патриотизма за защитников Родины, чувство ответственности за свою страну.

Средства обучения: музыкальное сопровождение с помощью аппаратуры, поддерживающей CD формат, проектор для воспроизведения картин, дидактическая игра «Богатырские доспехи», декорации (дуб, скамейки, платки, русские-народные костюмы).

Предварительная работа: - чтение сказок и былин: « Илья Муромец и Соловей разбойник»,

« Добрыня и Змей» (пересказ Н. Колпаковой);

-  слушание былин « Вольга  и Микула», « Никита Кожемяка»;

- слушание фрагментов произведений:  А. Бородин «Богатырская симфония, М.П. Мусоргский « Богатырские ворота», звучание праздничных колоколов;

- рассматривание картин: К. Васильев «Настасья Микулишна», « Битва на Калиновом мосту»;  В.М. Васнецов « Баян», « Витязь на распутье», "БОГАТЫРИ";  И.Я. Билибин « Илья Муромец и Соловей разбойник»;

- разучивание пословиц и поговорок;

- знакомство  с инструментом струнной щипковой группы - гуслями.

Ход занятия (НОД, образовательной ситуации)

Этап занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемые результаты решения задач

Вводная часть (мотивационный этап)

Баян:  Здравствуйте, ребятушки, как в лукошке ягодки!  

Рассаживайтесь поудобнее!

Здравствуйте, гости дорогие! Всем ли слышно? Всем ли видно?

Я пришел вас величать,

И былину рассказать!

А знаете ли вы, что такое  Былина?

Сегодня я вам поведаю былину  "О  СЛАВНОМ ХРАБРОМ БОГАТЫРЕ  ИЛЬЕ  МУРОМЦЕ  И  СОЛОВЬЕ - РАЗБОЙНИКЕ".

Дети в народных костюмах, взявшись за руки, заходят в группу под пение.

На инструментальный проигрыш рассаживаются на скамеечки.

Их встречает Баян-сказитель.

Ответы детей: былина  –  героическая песня о богатырях.  Её исполняли нараспев, под музыкальный инструмент, который назывался гусли.

Мотивация детей на предстоящую деятельность

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Звучит муз. А.П. Бородин (симфония №2, ч.3) – диск, трек №2

(репродукция В.М. Васнецова "БАЯН")

Баян (под музыку): В славном городе МУРОМЕ, в селе КАРАЧАРОВЕ,  жил крестьянин Иван Тимофеевич. У него было любимое детище Илья Муромец; сидел он сиднем тридцать лет, и как минуло тридцать лет, то он стал ходить на ногах крепко, и ощутил в себе силу великую, и решил сделать себе сбрую ратную, копьё булатное и оседлать коня.

Илья Муромец: Здравствуйте, ребятушки! Собрался я идти в Киев-град, поклониться князю киевскому. Но мне нужна ваша помощь, помогите собраться в путь-дороженьку.

(проводится дидактическая игра «Богатырские доспехи»)

(благодарит детей за помощь)

Илья Муромец: Пойду-ка я к матери и попрошу ее благословения.

Государыня моя, матушка! Отпустите меня в славный город Киев, князю киевскому поклониться.

Матушка: Поезжай ты прямо на Киев-град, через Чернигов-град, и на пути своём не делай никакой обиды, не проливай напрасно крови людской.

Илья Муромец: Ребята, а пойдемте и вы со мной в Киев-град.

Баян (под музыку): Оседлал Илья Муромец коня доброго, богатырского и поехал к граду Киеву прямо дорогою, которую заложил Соловей - разбойник ровно тридцать лет, не пропущал ни конного, ни пешего, а убивал не оружием, а своим свистом разбойничьим. Выехал Илья Муромец в чисто поле и приехал на те леса Брянские, на те грязи топучие, на те мосты калиновы  и к той  реке Смородинке. А на берегу дуб могучий стоит.

РЕПРОДУКЦИЯ Врубеля "БОГАТЫРЬ"

Илья Муромец: Вот и дуб на пути, его никак не обойти. Давайте-ка, ребятушки, наберёмся силушки богатырской, чтобы продолжить путь-дороженьку к Киеву-граду.

Игра « Дубок»

У нас рос дубок .

Вот таков!

Корень да его –

Вот так  глубок!

Ветки да его –

Вот так высоки!

Листья да его –

Вот так широки,

Ах ты, дубок – дубок, ты могуч              

На ветру ты, дубок, скрипуч

Дай мне силы, отваги, добра

Чтобы землю родную

Защитить от врага!

Илья Муромец:  Вот и молодцы! Почувствовали удаль богатырскую?

(раздается свист)

Баян (под музыку): Соловей - разбойник послышал себе кончину и бессчастие великое и не допуска Илью Муромца за двадцать верст. Засвистал своим свистом разбойническим крепко: но богатырское сердце не устрашилось.

(показ  репродукции картины И.Я. Билибина 

"Илья Муромец и Соловей разбойник")

Баян (под музыку): Илья  Муромец снимает с себя тугой лук, накладывает калёную стрелу и пускает на то гнездо Соловьиное.

Дыхательная гимнастика «Помоги стреле попасть в цель»

Баян (под музыку): Соловей - разбойник свалился с гнезда, что овсяной сноп. Илья Муромец берёт Соловья - разбойника; привязал его крепко к стремени булатному и направился к славному граду Киеву.

Илья Муромец: А чтоб в пути-дороге было веселей, песню молодецкую запевай скорей.

СЛАЙД-ШОУ

«Пороху бери, да шашку бери» (р.н. солдатская песня)

Баян (под музыку): И как приехал Илья Муромец в Киев-град, въезжает прямо на княжеский  двор и входит  в палаты белокаменные и князю кланяется. КНЯЗЬ КИЕВСКИЙ  спрашивает: - Скажи, добрый молодец, как тебя зовут и из которого города ты  уроженец?

Илья Муромец: Меня, государь, зовут-величают Ильёй, а по батюшке - Иванович, уроженец города Мурома, села Карачарова.

Баян (под музыку):  КНЯЗЬ спрашивает: - Которую дорогою ехал ты из Мурома?

Илья Муромец:  Через Чернигов-град и взял соловья - разбойника, и привёл его с собою в Киев у стремени булатного.

Баян (под музыку):  Князь, осердясь, сказал: - Что ты обманываешь! Как услышали это богатыри Алёша Попович и Добрыня Никитич, они бросились смотреть и, увидев князя, уверили, что справедливо так. И за это князь Илью Муромца почтил великими похвалами и причел в сильные, могучие богатыри.

Звучание праздничных колоколов – диск, трек №6

Илья Муромец: Давайте-ка, ребята, мы с вами покажем, какой он – богатырь?

Физкультминутка «Богатырь»

Богатырь - вот он каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал.

Подрастём мы, и смотри,

Станем, как богатыри!

показ репродукции  картины  В.М. Васнецова "БОГАТЫРИ"

ЗВУЧИТ А.П. БОРОДИН " СИМФОНИЯ № 2  БОГАТЫРСКАЯ. Ч.4 – диск, трек №7

Баян (под музыку):  Илья Муромец назвался с Добрынею Никитичем и Алешей Поповичем братьями. И оседлали они своих добрых коней, и поехали в чистые поля гулять, и ездили ровно три месяца, не нашли себе супротивника.

Ребёнок:

Гремели славой в сказках и былинах

Три друга, три товарища старинных.

Плечом к плечу с врагами бились три богатыря:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Прошло веков немало. Но доныне

Мы знаем эти лица по картине…

И память вечную хранит о вас родимая земля:

Алеша, и Добрыня, и Илья.

Илья Муромец: 

Вот мы с вами и прошли дорогой богатырской, и я хочу, чтобы вы любили и защищали свою Родину. Были сильными, храбрыми, мужественными, отважными, как в пословицах и поговорках, которые сложены и пронесены через века нашим народом.

Илья Муромец: Ребята давайте расскажем пословицы и поговорки о Земле Русской, храбрости.

1.Береги землю родимую, как мать любимую.

2.Где смелость – там и победа.

3.Сам погибай, а товарища выручай.

Слушают былину.

Дети из предложенных картинок выбирают доспехи богатыря.

Дети следуют за богатырем.

Дети, стоя в кругу, выполняют движения, согласно тексту.

Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.

Наклоняются вниз, показывая корень.

Поднимают руки вверх.

Дети разводят руки в стороны.

Медленно поднимают сцепленные руки вверх.

Покачивают руками.

Правая рука на сердце.

Разводят руки перед собой.

Скрещивают руки перед собой.

Ответы детей.

Дети поют песню.

Продолжают слушать былину.

Дети слушают звон. 

Показывают силача.

Имитируют движения.

Поднимаем руки высоко вверх.

Читает стихотворение.

Дети рассказывают пословицы и поговорки о богатырях, о Земле Русской.

Развитие познавательного интереса.

Закрепление знаний о богатырских доспехах.

Обогащение словаря детей существительными.

Развитие речи и внимания.

Знакомство детей с былиной об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике.

Развитие восприятия музыкальных произведений.

Снятие эмоционального напряжения.

Развитие внимания.

Развитие памяти и речи.

Развитие речи.

Воспитание чувства гордости, патриотизма.

Заключительная часть (рефлексивный этап)

М. Р.:  Ребята, обратите внимание на иллюстрацию картины В. Васнецова «Богатыри». Посмотрите и скажите, кто на ней изображён?

М. Р.:  Дети, давайте вспомним их имена. – Кем они были? - Какими были богатыри?

М. Р.:  Дети, человек, который любит и защищает свою землю, называется «патриот» (дети повторяют новое для них слово) Ребята, а в наше время есть богатыри, если есть кто они?

М.Р.: Когда вы вырастете, я думаю, что вы тоже станете истинными патриотами своей Родины и будете готовы защищать её.

Танец «Защитники Отечества» – диск, трек №8

Ответы детей. 

Дети называют имена.

Дети отвечают: Защитниками. Они сильные, мужественные, храбрые.

Отвечают: Да, есть, но их сейчас так не называют. Это сильные люди: спортсмены, спасатели, военные. Они защищают нашу Родину, людей, они патриоты.

Развитие связной речи, умение высказывать свою мысль.

Умение вести беседу, слушать друг друга не перебивать.

Развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...