Картотека "Скороговорки"
картотека по развитию речи (средняя, старшая группа)

Коновалова Елена Борисовна

Цель картотеки - совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка, отрабатывать дикцию, интонационную выразительность речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorovorki.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад «Лесная сказка» Ямало-ненецкого автономного округа Надымского района

Картотека «Скороговорки»

                       Выполнила:

                       воспитатель

            Коновалова Елена Борисовна

п. Лонгъюган 2020 г.

Цель: совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка; отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями; совершенствовать фонематический слух; отрабатывать интонационную выразительность речи.

Звук К

У Катюшки - канарейка,

У Кирюшки – батарейки.

Река Ока отражает облака.

Канат -  у Натки,

Нитки – у Никитки.

Круглый гладкий колобок

Покатился, как клубок.

Звук Х

Неохота Егорке на охоте охотиться.

Хвост намок у петуха,

Кудахчут куры: «Ха-ха-ха!»

Хлеб в хлеву Хавронья ела,

А халву не захотела.

Звук Й

Пой, мой соловей, заливистей и веселей.

Доставай каравай да гостей угощай.

Тимофей и Матвей поймали окуней.

Звук С

Клест на сосне веселиться по весне.

Рассказывал сказочник сказку

Про Снегурочку и Синеглазку.

Острая осока выросла высокой.

У насоса длинный нос,

Он свистит, как пылесос.

Сам свалил песок на вал

Высоченный самосвал.

А у нас, а у нас –

Сочный, сладкий ананас.

Ох! Вкусна, сладка капуста,

Съели всю, и в миске пусто.

Космонавтом стать хочу,

С мамой в космос улечу.

Высокие сосны стоят у реки,

У сосен стволы до небес высоки. Мороз за нос кусает до слез.

Степан свистит на свирели,

Но без свирели свистят свиристели.

Звуки С-Сь

Словили семь сельдей

Сема, Слава и Евсей.

Сеня едет на покос

Сено запасти для коз.

Люся с Асей,

Олеся с Васей,

И Сима с Сеней сидят на сене.

Евсей в овсе,

Овес в росе.

Звук З

За забором зона

Для зубробизона.

Зайчиха зайчонку зонтик купила,

Сухо зайчонку под зонтиком было.

Глаз зеленый у козы,

А еще -  у стрекозы.

Звонко, задорно звенит звонок,

Звонко созывает ребят на урок.

На зимнем небе в морозы

Загораются яркие звезды.

Затоптали утки за будкой назабудки.

Звуки С-З

Роса легла на розы,

Роса блестит, как слезы.

Судак в садке, сом на песке,

Сазаны в тазу – всех домой отвезу.

Глаза у Лизоньке, как у лисоньки.

Звук Ц

Из колодца две девицы

Носят ведрами водицу.

Во дворе у царя и царицы

Красуются жар-птицы.

Звуки С-Ц

Сестрица-ученица

Не лениться учиться,

Учиться сестрица

Большая мастерица.

Птица-синица в певицы не годится.

На сцене лисица собак не боится.

Не построена еще лестница,

Чтоб дотянуться до месяца.

Спелая пшеница на солнце колосится.

Звук Ш

Наш шалаш из камыша –

Для мышонка-малыша.

Паша Маше шапкой машет.

Шашки – у Пашки,

Шишки – у Мишки.

Поймали на мормышку

Не ершика, а мышку.

Звук Ж

Съежился ежик –

Не видно ножек.

Женя и Вика жуют ежевику.

Замороженное не пирожное –

Замороженное мороженое.

Важно каждому жуку

Прожужжать:

«Ж-ж-живу, ж-ж-живу!»

Звуки С-Ш

Сашок-пастушок

Спешит под стожок.

Сушки, сушки для несушки!

Шесть несушек склевали шесть сушек.

Простоквашу Саша не доела –

Простокваша Саше надоела.

Шампура для шашлыка

Сашка сделал неспеша.

«Вот носки на ножки

Для нашего Федоски!»

Шапка – у Степана на ушах,

Сметана – у Степана на усах.

У Машки – маски,

У Мишки – миски,

У Сашки – шашки,

У Пашки – сказки.

Шины у машины на шоссе свистят,

 А по лесной дорожке – весело шуршат.

Сушит мишка косолапый

Шерсть свою косматой лапой.

Звук Щ

Лещ плещется – хвощ хлещется.

Щуки и лещи не для щей, а для ухи.

У наших щеночков – щетинка на щечках.

Щавель я в роще поищу,

Щи из щавеля сварю.

Звук Ч

На крочке – червячок,

Ловись, плотвичка и судачок.

У зайчихи – зайчата,

У крольчихи – крольчата.

Горячи калачи доставай из печи.

Звуки Ч-С

В чистом поле чибисам раздолье.

Часы стучали и стучали,

Час за часом отбивали.

В городе Сочи – темные ночи,

А Черное море синее очень.

Течет ручеек через лесочек под мосточек.

Сверчок с паучком – в уголке,

Светлячок с жучком – в сундучке.

Звук Л-Ль

У Лады убежало молоко,

У Лолы убежало толокно.

Фекла ела свеклу,

Свеклу ела Фекла.

Лайка с болонкой лаяли звонко.

Иволга долго пела над Волгой.

Платок в палатке, на платке заплатки.

У Бэлы была балалайка

И белая-белая лайка.

Лёля и Юлька – в люльке.

Леня с Валей в валенках

Уселись на завалинке.

Поднялись колокольчики в поле

По колено Полине и Оле.

У львенка Левы – хвост лиловый.

Летит над Полиной пух тополиный.

Самолет идет на взлет, улетит сейчас в полет.

Оля и Коля пели, плясали,

Оля и Коля очень устали.

Медведи съели всю малину.

Клесты склевали всю калину.

Галдели, галдели галчата на ели.

На ели галчата галдели, галдели.

Клим, не лови налима на мели,

А налима на глубине вдали.

Поля в поле лук полола,

Палец больно уколола.

Звуки Р-Рь, Р-Л

Один рой комаров – за горой,

А второй рой – под горой.

Шустрая норка юркнула в норку.

Роет крот у ворот

Свой подземный переход.

Дали карапузу кукурузу,

А карапуз просит арбуз.

У барана – ножки,

У барана – рожки,

Ножки быстры,

Рожки остры.

Рома Маше нарвал ромашек.

Под деревом дремлет Ерема,

И на Матрену напала дрема.

В сиреневой сирене резвятся свиристели.

В деревне деревья древнее деревни.

Ирина, Карина, Марина

Пьют сок из мандарина.

Три кормана у Романа,

Там три марки для Тамарки.

В море росли водоросли.

Ведра повисли на коромысле,

А коромысло на плече повисло.

Траву скосили,

Переворошили,

В копны сложили,

От дождя укрыли.

Макароны ел Макар –

В рот влетел ему комар.

У Ларисы – кролики,

У Бориса – ролики.

Сыр колбасный просто классный!

В море плывут корабли,

В небе летят журавли.

Мармелад – для Влада,

Карамель – для Лады.

Список литературы

  1. Соловьева О.Н. Говори правильно. М., 2000.
  2. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. М., 2001