Как театрализованная деятельность помогает развить речь дошкольников
консультация по развитию речи (средняя группа)

Зеленина Елена Ивановна

Консультация для воспитателей детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как театрализованная деятельность помогает развить речь дошкольников
ранний и младший возраст- общение детей с помощью игр.
средний возраст- интонационная выразительность речи.
старший возраст- развитие связной речи, ее интонационной выразительности.
С детьми раннего возраста и в младшей подгруппе- знакомила детей со сказками-потешками. Учились имитации голосов животных, произносить слова с различной интонацией, развивали речевое дыхание. Очень нравятся детям чистоговорки с изменением силы голоса тихо, громче, громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно.
В средней подгруппе учила детей сочетать движение и речь (пальчиковые игры). Закрепляла умения детей произносить тексты с различной силой голоса и интонацией.
В старшей и подготовительной подгруппе уделяю большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности. Продолжаю развивать монологическую и диалогическую речь. Для выразительности речи использую скороговорки. Рассматриваем иллюстрации в детских книжках, подходящих к прочитанному произведению. Затем дети учатся мимикой, движениями передавать настроение и характер героев.
Организация театрализованной игры:
1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём вводятся персонажи (например лисичка, волк и т.д.), которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки.
2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.
3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.
Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность.
Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией, но в каждой возрастной подгруппе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
Дети раннего и младшего возраста знакомятся с кукольным, пальчиковым и перчаточным театром.
Задача- научить техники кукловедения и работа с пальчиковым театром, научиться управлять движениями собственных пальчиков. Кукол для пальчикового театра можно сделать самим или купить готовые.
Для среднего возраста: пальчиковый и перчаточный театр (этюды на ру¬ках); настольный театр (театр на палочках, конусный); игрушки- топотушки.
Задача -тренировать координацию, мелкую моторику.
Для старшего возраста: игрушки- топотушки, куклы бибабо, театр масок.
Задача -тренировать координацию, мелкую моторику, речь, творческие способности детей. Учить согласовывать движение и речь.
Для подготовительного возраста: куклы бибабо, театр масок, костюмированное представление. Костюмы и маски также могут быть использованы и при подготовки утренников.
Задача- совершенствовать пластики тела, координацию движения, гибкость.
Систематическое, целенаправленное использование различных форм театрализованной деятельности приводит к следующим результатам:
- дети приобретают уверенность в себе;
умеют:
- играть в коллективе и находить компромиссные решения,
- строить диалог,
- произносить одну, и туже скороговорку, фразу в разном темпе, с разными интонациями,
- использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движение),
- самостоятельно выбрать стихотворение, сказку, песню для постановки,
- распределять между собой обязанности,
- могут запомнить и описать любимого героя.
Хотелось бы по подробней рассказать об одном из моих любимых видов театра, который я часто использую в своей работе во время театрализованных игр, на занятиях по развитию речи и чтение художественной литературы.
В.Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Куклы-топотушки- это разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершенствующие «топающие» движение по горизонтальной поверхности( стол ). Способствует развитию мелкой моторики, стимулирует общее развитие ребенка, помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие, развивает способность ощущать, воспринимать, анализировать.


Такая игрушка может "ходить", "бегать" и "прыгать" на столе, при этом ножки топают, отбивая любой ритм. Интересно строить диалоги, отвечать на вопросы, выполнять команды. Дети учатся выполнять движения указательными и средними пальчиками.
Театр на палочке – способствует развитию мелкой моторики руки, благодаря которым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.


Такой театр можно легко и быстро сделать самим, можно привлечь для изготовления этих кукол детей: из иллюстраций старых книг с красочными картинками (из которых можно вырезать лица людей и мордочки животных); можно использовать раскраски; можно найти много красочных картинок в интернете и распечатать. Вырезаем, наклеиваем на картон для прочности, крепим палочку канцелярским степлером; в топотушек- вырезаем отверстия для пальчиков. Театр готов, можно разыграть любую сказку.
Хочу также акцентировать внимание на том, что главное преимущество данного театра - в хранении. При отсутствии желания играть – просто складываем в коробку всех актеров и накрываем крышкой! Ничего не теряется, не пылится и не портится.
Так как дети и на свежем воздухе во время дневных прогулок проводят не мало времени. Чтобы им было интересно и весело гулять и играть, мы и участок детского сада решили оформить игровыми, сказочными персонажами и героями «Сказка снова с нами».
Выводы: Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме: изучение, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...

Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)

Данный материал поможет в работе с детьми  над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....

Важность театрализованной деятельности в развитие речи дошкольников

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слуш...

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей...

«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность....

Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"

Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься.  Цель: Повысить компетентность  педагогов,  как  театральная игровая  деятельнос...

Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...