Главные вкладки

    Методическая работа. Консультация для воспитателей. Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
    консультация по развитию речи

    Алевтина Александровна Ермачкова

    Фольклор в детском саду

    Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание» : «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

    Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

    Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

    Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

    В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

    • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
    • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
    • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
    • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
    • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
    • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
    • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
    • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
    • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

    В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

    - в обучении правильному произношению;

    - в приобщении детей к русской национальной культуре;

    - в непосредственно образовательной деятельности;

    - в беседах;

    - в наблюдениях

    - в народных подвижных играх;

    - в играх на развитие мелкой моторики;

    - в театрализованной деятельности;

    - в инсценировках.

    Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

    Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая, роса гладкая,

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

    Первенчики, червенчики,

    Летели голубенчики

    По свежей росе,

    По чужой полосе,

    Там чашки, орешки,

    Медок, сахарок -

    Молчок!

    Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

    Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

    • Самомассаж.
    • Шевеление пальчиков.
    • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
    • Разведение пальцев и их сведение.
    • Хлопки.
    • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
    • Помахивание кистями - сверху вниз.
    • Помахивание кистями к себе и от себя.
    • Вращение кистей - «фонарики».

    Вместе с движениями произносим слова:

    У бабы Фроси пяток внучат,

    У бабы Фроси пяток внучат,

    (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

    Все каши просят,

    Все криком кричат:

    (Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

    Акулька - в люльке,

    Аленка - в пеленке,

    Аринка - на перинке,

    Степан - на печке,

    Иван - на крылечке.

    (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

    Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

    Я рыжая лисица

    Я бегать мастерица,

    я по лесу бежала,

    я зайку догоняла.

    И в ямку - бух!

    Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

    Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

    - Где ты, брат Иван?

    - В горнице.

    - А что делаешь?

    - Помогаю Петру.

    - А Петр что делает?

    - Да на печи лежит.

    Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

    Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

    Шли сорок мышей,

    Несли сорок грошей;

    Две мыши поплоше

    Несли по два гроша.

    Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

    Сидит кот у ворот,

    К себе кошечку ждет,

    На балалаечке поигрывает,

    Мышкам глупеньким подмигивает.

    На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

    Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

    Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

    Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

    А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая работа

    Консультация для воспитателей

    Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

    Фольклор в детском саду

    Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание» : «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

    Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

    Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

    Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

    В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

    • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
    • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
    • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
    • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
    • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
    • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
    • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
    • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
    • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

    В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

    - в обучении правильному произношению;

    - в приобщении детей к русской национальной культуре;

    - в непосредственно образовательной деятельности;

    - в беседах;

    - в наблюдениях

    - в народных подвижных играх;

    - в играх на развитие мелкой моторики;

    - в театрализованной деятельности;

    - в инсценировках.

    Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

    Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

    Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая, роса гладкая,

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре мы используем попевочку:

    Первенчики, червенчики,

    Летели голубенчики

    По свежей росе,

    По чужой полосе,

    Там чашки, орешки,

    Медок, сахарок -

    Молчок!

    Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

    Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

    • Самомассаж.
    • Шевеление пальчиков.
    • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
    • Разведение пальцев и их сведение.
    • Хлопки.
    • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
    • Помахивание кистями - сверху вниз.
    • Помахивание кистями к себе и от себя.
    • Вращение кистей - «фонарики».

    Вместе с движениями произносим слова:

    У бабы Фроси пяток внучат,

    У бабы Фроси пяток внучат,

    (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

    Все каши просят,

    Все криком кричат:

    (Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

    Акулька - в люльке,

    Аленка - в пеленке,

    Аринка - на перинке,

    Степан - на печке,

    Иван - на крылечке.

    (Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

    Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

    Я рыжая лисица

    Я бегать мастерица,

    я по лесу бежала,

    я зайку догоняла.

    И в ямку - бух!

    Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

    Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

    - Где ты, брат Иван?

    - В горнице.

    - А что делаешь?

    - Помогаю Петру.

    - А Петр что делает?

    - Да на печи лежит.

    Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

    Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

    Шли сорок мышей,

    Несли сорок грошей;

    Две мыши поплоше

    Несли по два гроша.

    Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

    Сидит кот у ворот,

    К себе кошечку ждет,

    На балалаечке поигрывает,

    Мышкам глупеньким подмигивает.

    На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

    Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

    Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

    Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

    А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

    Консультация для воспитателей «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» будет интересна воспитателям, старшим воспитателям....

    Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

    Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

    Консультация для воспитателей "Использование народного фольклора в работе с детьми"

    Знакомство человека с произведениями искусства, с лучшими образцами устного народного творчества должно начинаться в дошкольном возрасте, так как именно в этот период с поразительной быстротой переним...

    Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

    Когда – то полоролевое воспитание в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели св...

    Обмен опыта. Сообщение на тему: "Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста"

    Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста...