Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 5-6 лет
картотека по развитию речи (средняя группа)

Попова Галина Викторовна

Дидактические игры языкового содержания - важнейшее средство стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере лексики и грамматики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Дай определение словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры:

Педагог: Я начну, а ты закончи:

Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая…

Праздник (какой?) – веселый, долгожданный… и т.д.

«Дай действия словам»

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры:

Педагог: Я начну говорить, а ты закончи:

Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

Праздник (сто делает?) – наступает, приходит, радует…и т.д.

«Скажи наоборот»

Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова

Ход игры:

Педагог; Я начну, а вы продолжите:

Веселый праздник – грустный

Большой подарок – маленький

Светлое небо – …

Чистое платье – …

Хорошее настроение – …

Теплая погода - …и т.д.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: 

Педагог: Послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:

 - тарелка, стакан, корова, чашка

- чашка, стакан, тарелка, кружка и т.д.

«С мишкой»

Цель: учить использовать глагол ЛЕЖАТЬ в повелительном наклонении

Наглядный материал: медвежонок, кровать

Ход игры:

Педагог: этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо попросить его об этом.

Дети просят мишку, употребляя форму глагола «ЛЯГ».

Усложняя задание, воспитатель создает новую игровую ситуацию с любой другой игрушкой.

«Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

«Кто у кого?»

Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом «а».

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами

Ход игры: 

Сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок».

Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок»

«Назови одним словом»

Цель: учить обобщать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры:  

Сгруппируйте эти предметы.

Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение.

«Узнай по описанию»

Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию

Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде

Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь, показывать его.

Усложнение:

  1. дети объясняют свой выбор;
  2. роль водящего выполняет ребенок.

«Отгадай-ка!»

Цель: упражнять детей в составлении описательных рассказов.

Ход игры: 

Водящий описывает какой-либо предмет, не называя его. Остальные играющие должны по описанию узнать предмет. Назвавший его правильно становится водящим.

Педагог: ребята, я напомню вам план, который поможет вам при описании предмета:

из какого материала он сделан,

какой он формы,

из каких частей состоит,

для чего можно использовать.

«Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, связной речи, умение описывать предмет.

Ход игры: на столе расположены предметы в определенной последовательности.

Педагог: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне, что изменилось?

Усложнение:

  1. Описать предмет, которого не стало.
  2. Рассказать о месте, где он стоял.
  3. На какой звук начиналось название этого предмета.

«Измени предложение»

Цель: учить согласовывать существительные, прилагательные и глаголы

Ход игры: послушай первое предложение и закончи аналогично второе.

- Лена поливает цветы, Лена и Коля …

«Ласковые слова»

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок

И т.д.

«Что из чего сделано?»

Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

Ход игры:

Стакан из стекла – стеклянный

Нож из железа – железный

Чашка из фарфора – фарфоровая

Ваза из хрусталя – хрустальная

Ложка из дерева - …

Сковорода из чугуна - …

«Угадай дерево по листу»

Материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры: воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Дает образец ответа:

- Этот лист березы

- Этот лист клена

«Кто с кем?»

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детеныши

Ход игры: по мере выставления картинок воспитатель предлагает ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на поляну?» (лиса с лисенком, зайчиха с зайчонком)

«Доскажи словечко»

Цель: внимательно слушая текст, угадать, договорить, добавить нужное по звучанию и по смыслу слово.

Ход игры:

Всех он любит неизменно,                                                                                                              Кто б к нему ни приходил.                                                                                          Догадались. Это Гена,                                                                                                                         Это Гена... (Крокодил)

Всех на свете он добрей,                                                                                                                  Лечит он больных зверей.                                                                                                                     И однажды бегемота                                                                                                                     Вытащил он из болота.                                                                                                                          Он известен, знаменит                                                                                                                     - Это доктор... (Айболит)

У отца был мальчик странный,                                                                                              Необычный - деревянный,                                                                                                                    На земле и под водой                                                                                                                       Искал ключик золотой.                                                                                                                        Его девочка Мальвина                                                                                                             Называла... (Буратино)

Он и весел, и незлобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин - мальчик Робин,

И приятель - Пятачок.

Для него прогулка - праздник,                                                                                                                  И на мед - особый нюх.                                                                                                                     Этот плюшевый проказник                                                                                                Медвежонок... (Винни-Пух)

 Сам он круглый, а не мяч,                                                                                                                     Рта не видно, а кусач,                                                                                                                        Голой ручкой не возьмешь,                                                                                                                  А зовется это... (Еж)

И в лесу мы, и в болоте,                                                                                                                             Нас везде всегда найдете.                                                                                                                       На поляне, на опушке.                                                                                                                               Мы зеленые... (Лягушки)

Пышный хвост торчит с верхушки.                                                                                                       Что за странная зверушка.                                                                                                                  Щелкает орешки мелко.                                                                                                               Ну, конечно, это... (Белка)

Птица черная кружится,

"Кар! Кар! Кар!» - кричит и злится

Всем известная персона.

А зовут ее... (Ворона)

Он всю зиму в шубе спал,                                                                                                                    Лапу бурую сосал,                                                                                                                                     А проснувшись, стал реветь,                                                                                                                 Это зверь лесной... (Медведь)

 

«Разбуди кота»

Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

Материал. Элементы костюма животных

Ход игры:

Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

«Кто больше действий назовёт»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Ход игры:

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

Например:

- Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

- Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

- Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

И т.д.

«Прятки»

Цель: формирование морфологической стороны речи; подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

Материал. Мелкие игрушки.

Ход игры:

Игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей, сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом. (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»                  

«Магазин»

Цель: выделение в словах определённых звуков.

Ход игры:

Взрослый - продавец, а ребенок - покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы

выбрать себе что-то из товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок хочет купить ложку, то он должен сказать "Л-л".

"Кто кем был или что чем было"

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.

Ход игры:

Кем или чем раньше был:

цыплёнок (яйцом),

 лошадь (жеребёнком),

лягушка (головастиком),

бабочка (гусеницей),

ботинки (кожей),

рубашка (тканью),

рыба (икринкой),

шкаф (доской),

хлеб (мукой),

велосипед (железом),

свитер (шерстью) и т.д.?

«Где мы были, мы не скажем»

Цель игры: Активизировать глагольную лексику. Учить соотносить слово с действием.

Ход игры: Водящий отходит в сторону, играющие тем временем договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопрос водящего: "Где вы были? Что вы видели?" - отвечают: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем" - показывают различные движения (стирают белье, рисуют картину и т. д.). Задача водящего по движениям правильно определить выполняемое действие и назвать его в форме глагола второго лица множественного числа. Например: "Вы пилите дрова". Если ответ правилен, команда разбегается, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

«Назови части предмета»

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.

I вариант: дети по очереди называют части предметов.

II вариант: каждый ребёнок получает рисунок и сам называет все части.

· «Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчинённых предложений.

Ход игры:

Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу)

Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу)                                                                           Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу)

Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

Я не хочу спать, потому что... ( ещё рано)

Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки)

«Назови три слова»

Цель: активизация словаря.

Ход игры:

Дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задаётся вопрос. Нужно, делая три шага вперёд, давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать?

Что (кто) может скакать? И т. д.

«Какая, какой, какое?»

Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению.

Ход игры:

Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие называют, как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.                                           Пальто — теплое, зимнее, новое, старое …                                                                      Мама — добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…                                                            Дом — деревянный, каменный, новый, панельный …

«Закончи предложение» 

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры:

Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - …. (горький).

Дорога широкая, а тропинка (узкая).

«Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры:

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега).

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: 

Расскажите, что бывает:

зеленым — огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….                                          широким — река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Игра в загадки»

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

«Подбери слово»

Цель: учить детей уточнять смысл с помощью прилагательных, подбирать наиболее точные слова.

Ход игры: 

Воспитатель  рассказывает историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы  смысл стал более понятен.

 - Марина купила арбуз. Но он не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Она еле принесла его домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Марина нарезала его дольками и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Марина поняла, что арбуз был очень (вкусный).

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своей покупке.

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры: 

Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет.                                                                                                       Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Ход игры: 

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. 

Красный - мак, огонь, флаг.

Оранжевый - апельсин, морковь, заря.

Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа.

Зелёный - огурец, трава, лес.

Голубой - небо, лёд, незабудки.

Синий - колокольчик, море, небо.

Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры: 

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. 

Например:

Голубой, красный, зелёный, спелый.

Кабачок, огурец, тыква, лимон.

Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи  различных типов окончаний имён существительных.

Ход игры: 

Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Стол – столы, стул – стулья.

Гора – горы, лист – листья.

Дом – дома, носок – носки.

Глаз – глаза, кусок – куски.

День – дни, прыжок – прыжки.

Сон – сны, гусёнок – гусята.

Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры: 

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово –  шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.

Стол-столик, ключ-ключик.

Шапка-шапочка, белка-белочка.

Книга-книжечка, ложка-ложечка.

Голова-головка, картина - картинка.

Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце.

Кукла-куколка, свёкла-свёколка.

Коса-косичка, вода-водичка.

Жук-жучок, дуб-дубок.

Вишня-вишенка, башня-башенка.

Платье-платьице, кресло-креслице.

«Испорченный телефон»

Цель: развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Ход игры: 

Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает место последнего в ряду.

«Кто это, что это?»

Цель: формировать умение у детей правильно ставить вопрос к одушевленным и неодушевленным предметам живой и неживой природы..

Ход игры: 

Воспитатель показывает предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети – задают вопрос кто? если предмет неживой природы – что?

«Назови слово с заданным звуком»

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

«Подбери разные слова»

Цель: учить согласовывать названые слова с заданным родом и числом.

Ход игры:

Педагог побуждает детей подобрать как можно больше существительных к прилагательным. Во время игры воспитатель должен следить за тем, чтобы малыши правильно согласовывали названые слова с заданным родом и числом. 
Осенняя ... (Погода, прохлада, тучка, пора, дубрава, паутинка, куртка, позолота, роща)
Осеннее ... (Пальто, солнышко, поле, марево, утро)
Осенний ... (Ветер, листок, лес, парк, отдых, урожай, дождик, туман, вечер)
Осенние…(Дни, деревья, месяцы, дожди, мечты, снопы, лучики, облака)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 3-5 лет...

Картотека дидактических игр для развитие речи у детей

В картотеке подобраны игры, способствующие развитию речи у детей....

"Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста"

Ведущий вид деятельности дошкольников - игра. Дидактические игры не только способ развития ребёнка, но и одна из форм проведения коррекционной работы, что особенно важно для детей с речевыми нарушения...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей 4-5 лет.

Картотека дидактических игр по развитию речи...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего возраста...