Картотека игр на развитие речи для детей старшего возраста
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Болдырева Юлия Алексеевна

Картотека игр на развитие речи для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_rechi.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие речи для детей старшего возраста

Подготовил воспитатель: Болдырева Ю. А.

Пояснительная записка

Хорошая речь- важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.                                                         Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Во избежание повышенной утомляемости детей, воспитатели проводят занятия в игровой форме, т.е. играя - обучают. Во все занятия и режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи. Очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.                 Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Цель: обеспечить развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с возрастными особенностями; обеспечить условия для обогащения их словаря в соответствии с возрастными особенностями; создать условия для овладения детьми грамматическим строем речи; развивать связную речь с учётом их возрастных особенностей; уделить специальное внимание развитию у детей понимания речи (упражняя в выполнении словесных инструкций).

Задачи: Способствовать развитию речевой активности детей дошкольного возраста, расширению активизации словаря детей. Упражнять в диалогической речи, готовить их к обучению рассказыванию. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.

КАРТОЧКА № 1

Игра «Поймай звук»

Выделенные в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).

Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А

КАРТОЧКА № 2

Игра «Звуковые шапочки»

В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа». 

КАРТОЧКА № 3

Игра «Закончи слово»

Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

КАРТОЧКА № 4

Игра «Подбери признак»

Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает. Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя… Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…  Шарф (какой?) – пушистый, вязанный… Перчатки (какие?) – кожаные, белые... Шляпа (какая?) – черная, большая…Туфли (какие?) – осенние, красивые… Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое… Рубашка (какая?) -  белая, праздничная…. Шуба (какая?) -  меховая, теплая…  

КАРТОЧКА № 5

Игра «Где начало рассказа»

Ребенку предлагается составить рассказ опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.  

КАРТОЧКА № 6

Игра «Два- две»

Посмотри на себя и скажи, что у нас по два? Два глаза, два уха, два локтя, два плеча, два колена. А что у нас по две? Две руки, две ноги, две пятки, две щеки, две ноздри. Молодец, а теперь продолжи»: огурец – два.. огурца, ваза – две…вазы, стул – два ..стула, вишня – две…вишни, слива – две…сливы кот - два …кота, кошка – две…кошки, чашка – две…чашки окно – два…окна, машина – две…машины дерево – два…дерева, тюльпан – два …тюльпана, роза – две…розы помидор – два…помидора, кастрюля – две…кастрюли, майка – две…майки.  

КАРТОЧКА № 7

Игра «Образуй слова»

У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая). У синицы желтая грудь, поэтому ее называют … (желтогрудая). У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…). У дятла красная голова, поэтому его называют … (…). У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…). У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).  

КАРТОЧКА № 8

Игра «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

КАРТОЧКА № 9

Игра «Дополни предложение»

Водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:                                                         светило солнце; ярко светило солнце;                                                                 на небе ярко светило солнце; на небе ярко светило весеннее солнце; на небе ярко светило и играло весеннее солнце; на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце; на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце; на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце…

КАРТОЧКА № 10

Игра «Кто кем будет»

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечка, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, слабый?» и т. д.                                                                                                             При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

КАРТОЧКА № 11

Игра «Угадай, что я загадал»

Перед группой детей выкладывается несколько карточек с изображением разных предметов. Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии. Чтобы дети лучше поняли правила игры, попробовать несколько раз самим отгадать, что задала команда детей. Сначала надо специально «затянуть» игру и задать детям как можно больше вопросов о свойствах, назначении, деталях, цвете, форме изображенных предметов.

КАРТОЧКА № 12

Игра «Десять вопросов»

Участники делятся на две команды. Ведущий кладет в коробку какой-нибудь предмет так, чтобы никто не видел, после чего спрашивает игроков, что за предмет. Команды должны отгадать, что лежит в коробке, задавая такие вопросы, на которые можно отвечать «да» или «нет». Например: Круглое? Съедобное? Железное? Побеждают участники, которые после десяти вопросов называют предмет.

КАРТОЧКА № 13

Игра «Фантазеры»

Взрослый предлагает тему, дети должны коллективно придумать рассказ на заданную тему. Дети по очереди говорят предложения. Содержание каждой фразы вытекает из предыдущей. Рассказ получается интереснее, если дети пользуются прямой речью, а героями рассказа являются знакомые сказочные персонажи.

КАРТОЧКА № 14

Игра «Где что лежит?»

Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:

- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).

- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)

- Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)

КАРТОЧКА № 15

Игра «Животные и их детёныши»

Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.                                                                                                 У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.                                            У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.                         У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

КАРТОЧКА № 16

Игра «Кто где живет?»

Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.                                                               Взрослый – Дети                                                                                                         Кто живёт в дупле? – Белка.                                                                  Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.                                              Кто живёт в гнезде? –Птицы: ласточки, кукушки, сойки.                Кто живёт в будке? – Собака.                                                                Кто живёт в улье? – Пчёлы.                                                                  Кто живёт в норе? – Лиса.                                                                     Кто живёт в логове? – Волк.                                                               Кто живёт в берлоге?- Медведь.

КАРТОЧКА № 17

Игра «Найди ошибку»

Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

КАРТОЧКА № 18

Игра «Бывает — не бывает» (с мячом)

Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.                                                                                Снег зимой … (бывает)                                                                               Мороз летом … (не бывает)                                                                                   Иней летом … (не бывает)                                                                            Капель летом … (не бывает)

КАРТОЧКА № 19

Игра «Когда это бывает?»

Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

КАРТОЧКА № 20

Игра «Что где растет?»

Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают только те, что растут у нас. Если растут дети хлопают в ладоши или прыгают на одном месте (движение можно выбирать любое, если нет — молчат.                                                               Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин. Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее: слива, осина, каштан, кофе. Рябина, платан. Дуб, кипарис. Алыча, тополь, сосна. В конце игры подводится итог, кто больше всех знает деревьев.

КАРТОЧКА № 21

Игра «Кому что нужно»

Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

КАРТОЧКА № 22

Игра «Сашины помощники»

Воспитатель говорит детям, что сейчас к ним придет кукла Саша с помощниками, а задача ребят – отгадать, как они называются. Педагог «ведет» куклу, а затем показывает на ее ноги, спрашивая у детей, как называется эта часть тела и что она может делать (ноги – бегать, ходить, танцевать). Когда ребята отвечают, воспитатель начинает показывать на другие части тела и спрашивать то же самое (глаза – смотрят, моргают, рот — говорит, жует пищу, зевает и т.п).

КАРТОЧКА № 23

Игра «Эхо»

Педагог должен громко произносить отрабатываемый звук, а ребенок – тихо повторить за ним. Например, преподаватель говорит «ООО», а малыш эхоподобно отвечает «ооо». Можно таким же образом отрабатывать сочетания гласных.

КАРТОЧКА № 24

Игра «Три слова»

Для выполнения задания группу детей нужно выстроить в шеренгу. Каждому преподаватель задает простой вопрос. Малыш должен сделать три шага вперед. Делая каждый шаг, он проговаривает ответ на вопрос (то есть, всего должно быть три ответа). Например, на вопрос воспитателя «чем можно рисовать» малыш может ответить «красками, карандашами, фломастерами».

КАРТОЧКА № 25

Игра «Мир животных»

Назови как можно больше животных, у которых есть указанные части тела:

Рога есть у….

Копыта есть у….

Перья есть у….

Клыки есть у….

Лапы есть у….

Грива есть у…..

КАРТОЧКА № 26

Игра «У меня…»

У меня мячи…, а у меня нет мячей.                                                                        У меня машинка, а у меня нет машинки.                                                       У меня кукла, а у меня нет кукол.                                                               У меня яблоко, а у меня нет яблок.                                                          У меня … и так далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего возраста

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей старшего возраста...

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

картотека игр для детей по развитию речи : старшая группа...

картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

игры на формирование грамматического строя речи: Кто кого обгонит, Мама потерялась, День рождения Мишутки, Чей хвост, Дом - домик - домишко - домище, Посчитай -ка. Сложные слова...

«Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста»

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста...

картотека игр и упражнений по развитию речи для детей старшего возраста

Картотека по развитию речи для детей старшего дошкольного вораста...

Картотека игр по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Без игры нет и не может быть  полноценного умственного развития.  Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка  вливается живительный поток предста...