Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста-выступление на педагогическом совете
статья по развитию речи

Напреенкова Ольга Александровна

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИРЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным. Цель обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа обучения - развитие творческого познания.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. - блоками-квадратами, Болыпева Т.В. - коллажем, Ефименкова Л.Н - схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.

Так, на первом этапе использования приемов мнемотехники вводятся отдельные условные обозначения; далее – мнемодорожки, мнемотаблицы и др.

Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, -всего, что можно изобразить условными знаками, но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дня детей младшего и среднего дошкольного возраста используют цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Также вводятся условные изображения в виде геометрической формы, пропорциональной величины.

Например: лиса — состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Медведь - большой коричневый круг и т.д. Однако, каждое условное изображение необходимо сохранять на протяжении длительного времени. Если обозначили, например, волка - изображением зубов, то такое изображение необходимо использовать во всех сказках. С переходом в другую группу можно усложнить этот условный знак или заменить другой графической заставкой.

Эти обучающие пособия несут в себе разные задачи. Это и развитие фотографической памяти, расширение словарного запаса, образного восприятия и т.д. Они могут использоваться на всех видах занятий. Ребенок учится связывать все картинки, составляет сюжеты (рис. 1).

 C:\Users\Пользователь\Desktop\Новая папка\IMG_20201105_075100.jpg

Рис. 1. Пример мнемотаблицы

Таким образом, при обучении связной речи детей, вполне обосновано использование приемов мнемотехники, эффективность которых очевидна. Они облегчают запоминание у детей содержание текстов, увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов, условных обозначений. Мнемотехника значительно облегчает детям запоминание слов, служат своеобразным планом пересказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, с...

«Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» ( выступление на родительском собрании)

 “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету”К. Д. Ушин...