Мастер - класс для педагогов «Сказочные истории и рассказы сторителлинга»
методическая разработка по развитию речи

Карпова Екатерина Яковлевна
Цель: способствовать формированию у педагогов представления о развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования технологии сторителлинг. Задачи: Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи у детей дошкольного возраста; Обучать педагогов приемам сторителлинга через практическую деятельность; Вызвать желание к сотрудничеству, применять на практике полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер - класс для педагогов

«Сказочные истории и рассказы сторителлинга»


Цель: способствовать формированию у педагогов представления о развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста  посредством  использования технологии сторителлинг.  

Задачи:

Активизировать знания педагогов о значимости развития связной речи  у детей дошкольного возраста;

Обучать педагогов  приемам сторителлинга через практическую деятельность;

Вызвать желание к сотрудничеству, применять на практике полученные знания.

Приемы работы

Содержание деятельности мастера

Установление контакта, приветствие участников

Продуктивная деятельность

Здравствуйте коллеги! Чтобы  узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам разгадать педагогические загадки:

Придуманная история с происходящими в ней событиями, которых не было на самом деле СКАЗКА

Повестовование о каком нибудь случае из жизни, о том, что произошло РАССКАЗ

Смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение между людьми СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

1 Слайд

Эти понятия легли в основу моего мастер класса

«Сказочные истории и рассказы» направленные на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.

Уникальность технологии сторителлинг состоит в том, что использовать ее можно начиная с детьми младшего возраста, постепенно усложняя и расширяя задания.

Техника «сторителлинга» многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Я, изучив эту технологию, которую можно использовать на протяжении всего дошкольного периода, адаптировала её для своих малышей, взяв за основу некоторые приемы: кубики историй, чудесный мешочек, конверт – доска, с которыми, я бы хотела познакомить и вас.

2 слайд

 «Кубики историй»

Техника «сторителлинга», которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащая фантазию, развивая логику.

Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала задачу можно упростить - сначала составлять истории можно по очереди. Например, первый кубик бросает ребёнок, а следующий - воспитатель, и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Дети довольно быстро учатся. Уже после 2-3 игр могут свободно составить рассказ, историю, понимая, как интерпретировать и связать картинки в сюжетную линию, как начинать и заканчивать повествование.

Мне нужны несколько педагогов, с которыми мы будем сочинять истории с помощью кубиков.

Итак, игра начинается! Сначала выбираем историю, учитывая интерес,  договариваемся, о ком будет история.

 Первый участник достаёт из волшебной шкатулки кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшей картинки начинает рассказывать увлекательную историю. Затем следующий  достаёт и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа.

-Давайте я начну. Жил – был на свете мальчик  Ваня. Он очень любил путешествовать. Однажды он отправился в далекое сказочное путешествие…….(предлагаю второму участнику достать кубик и продолжить историю, и так пока не закончатся кубики)

Но каждая история имеет конец и наш мальчик Ваня вернулся обратно домой из своего увлекательного путешествия.

-Легко вам было составлять историю?

       Можно придумать очень много игр с «Кубиками историй».

 А мы продолжаем знакомиться с технологией сторителлинга дальше

3 слайд

 «Волшебный мешочек»

Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Педагоги могут в соответствии с темой занятия подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "Времена года", «Профессии», «Транспорт»

Я предлагаю сегодня тему «Овощи» Кто из педагогов хотел бы попробовать?

Не забываем про правила игры:

Достаем 1 предмет и рассказываем свою историю.

Давайте я начну:

- Однажды бабушка послала в магазин за овощами  свою любимую внучку Катю. Когда девочка увидела, сколько овощей на прилавке, она растерялась. Давайте ей поможем

Катя купила в магазине морковку, потому что……..

Катя купила в магазине свеклу, потому что………

Катя купила в магазине картошку, потому что……… и так далее

Молодцы справились с заданием.

4 слайд

«Конверт – доска»

 Конверт-доска (от англ. сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему, можно использовать ватман и гуашь. Детям предлагается, как готовый фон, так его можно и изготовить вместе с детьми заранее и использовать как часть образовательной деятельности по развитию связной речи. Тематика конверт – доски может быть самой разнообразной: «Волшебный лес», «Сказочная страна», «Море волнуется», «Цветочная поляна». После беседы детям предлагается составить историю, используя разные персонажи, выполненные как правило в технике пластилинографии.

Итак, давайте, попробуем. Воспитатель вносит конверт-доску, на которой изображен морской пейзаж в технике пластилинографии.

Воспитатель: «Посмотрите, какой морской пейзаж выполнила я из пластилина! Вы, как художники, сможете дополнить мой пейзаж.»

- Правда, наше море пустынно, и кого-то здесь не хватает.

А давайте вместе с вами сочиним историю. Я начну, а вы продолжите.

«Однажды в Черное море заплыла черепаха из Средиземноморья. Одиноко и грустно было ей здесь.»

- А вот продолжение вы мне поможете придумать.

Первым к черепашке поспешил дельфин: «Добрый день, я – дельфин. Тебе нравится в нашем море?»

- Да нравится, здесь тепло и уютно.

Тихонько подполз краб: «Здравствуй черепашка, я маленький крабик.»

- Приятно познакомиться, а я - черепашка.

Оказалось, и ракушка на волнах подплыла к неожиданной гостье.

- Уважаемая черепашка, рада знакомству с вами.

- Спасибо. Мне тоже приятно.

Следом приплыл осьминог:

- «Что вы так шумите? Давайте лучше познакомим черепашку с нашим морем.»

Друзья всей компанией решили отправиться на экскурсию по черному морю. Теперь черепашка была не одна, а с новыми друзьями.

В заключении мне бы хотелось еще раз остановиться на преимуществах  технологии «сторителлинг»:

Повышение интереса к заданию и как следствие повышение концентрации внимания;

Расширение запаса знаний об окружающем мире;

Развитие всех речевых компонентов;

Развитие коммуникативных навыков детей.

-Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Я надеюсь, вы изучите эту технологию и будете использовать в работе с детьми.  

Предлагаю оценить вам работу нашего мастер – класса. Если тема его была для вас интересна, покажите, смайлика.

-Желаю вам творческих успехов во всех ваших начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным...

Мастер-класс Игровые приемы при обучении творческому рассказу по картине

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов, лог...

Мастер класс по экспериментированию "Мыльная история"

Мастер класс по изготовлению мыла......

Мастер–класс для педагогов «Сказочная птица»

Передача опыта изготовления поделки нетрадиционными техниками работы с бумагой своим коллегам....

Доклад с элементами мастер-класса для воспитателей на тему: «Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картинок»

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико.Во-первых, качество речи определяет готовность ребёнка к школьному обучению.Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущ...

Мастер - класс для педагогов и родителей "Составляем рассказы - легко!"

 Мастер - класс для родителей и педагогов «Составляем рассказы – легко!" "Мнемотехника для развития связной речи дошкольников"Целенаправленное формиров...