Мастер-класс "Использование приемов мнемотехники для постановки и автоматизации нарушенных звуков у дошкольников"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.  Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» - детский сад комбинированного вида «имени Н.К.Крупской»

Мастер-класс

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

 

Подготовила:

учитель-логопед

высшей кв. категории

Захарова Елена Анатольевна

2020 г.

Цель: передача накопленного опыта по развитию правильной речи дошкольников приемами мнемотехники.

Задачи:

- формировать умение использовать педагогами мнемотехнические приёмы в работе по развитию грамматически правильной речи дошкольников;

- повышать компетентность, активизацию исследовательской позиции участников мастер-класса;

- обобщать, распространять практические рекомендации по данной проблеме;

- развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;

- способствовать развитию творческих способностей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству педагогов.

Прогнозируемый результат:

- получение педагогами представления о методике работы по развитию речи, постановки и автоматизации звуков у детей приемами мнемотехники.

Материалы и оборудование: набор картинок, карточки с комплексом артикуляционных упражнений, мнемотаблицы, маркеры, листы А4, текст стихотворения, 5 лепестков-мнемодорожек для отгадывания пословиц, музыка (релаксация).

Ход мастер – класса

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Я рада нашей встрече!

Прошу ответить мне словами: да или нет.

Деток вы любите? (Да)

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…

Как быть нам друзья?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (Да)

Знаю, знаю наперед -

Вы смекалистый народ.

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс.

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым? Здесь на помощь приходят сюжетные картинки.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

А чтобы помочь детям овладеть красивой, правильной и связной речью и облегчить этот процесс, мною используется приемы мнемотехники.

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. А вот использование мнемотехники для развития речи это новое направление.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В.П. – блоками-квадратами, Большева Т.В. – коллажем, Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации

Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.

Изображение, которое нарисовано в  Мнемоквадрате,  обозначает либо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки, схемы-опоры или мнемотаблицы очень эффективно используют логопеды.

Мнемотаблицы:

- являются дидактическим материалом по развитию речи;

- их можно использовать для пополнения словарного запаса;

- применять при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть пословиц, стихотворений, а также при закреплении поставленных звуков в речи детей.

- Уважаемые коллеги! Сегодня во время проведения мастер-класса мы вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов мнемотехники при организации НОД. Представленный мною метод может эффективно использоваться в развитии связной речи дошкольников, а так же при постановке и автоматизации звуков в речи детей. Использование этого метода значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления и конечно развитие речи.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса

- Уважаемые участники, я предлагаю вам разделиться на 2 команды по 2 человека. Затем каждой команде будет предложено свое задание.

Мнемотехника многофункциональна. На основе таблиц можно создать разнообразные дидактические игры, развивать мелкую моторику рук при частичном или полном графическом воспроизведении, составлять рассказы и описательные загадки.

Мы немножечко устали

Отдохнем сначала с вами.

И продолжим не таясь

Наш творческий мастер-класс!

ФИЗМИНУТКА

- раз – подняться, потянуться,

- два – нагнуться, разогнуться,

- три – в ладоши, три хлопка,

           Головою три кивка.

- на четыре – руки шире,

- пять – руками помахать,

- шесть – на место тихо сесть.

1 творческая группа.

        Собрать мнемодорожку из картинок для постановки звука (Л). Придумать сказку.

Вывод:  Мнемотехника помогает сделать процесс постановки нарушенного звука в нашем случае более простым, интересным, творческим. Мы не только развиваем артикуляционный аппарат ребенка, но и основные психические процессы – память, внимание, образное мышление.

2 творческая группа.

        Составить мнемотаблицы для запоминания стихов на автоматизацию звука (Ш).

        У мышки – мышата, у кошки – котята.

        У ерша – ершата, у лягушки – лягушата.

Шел я, шел, мешок нашел,

А в мешке том шишки,

Вам привет от мишки.

Вывод: Использование мнемотаблицы в процессе автоматизации звука (Ш)

позволяет решать одновременно несколько задач:

- формировать навык правильного произношения звука в словах;

- развивать навык установления ассоциативных связей;

- развивать память;

- обогащать словарь детей.

Работа с залом.

  1.  Предлагаю поиграть в игру «Волшебный лепесток». На лепестках цветка зашифрованы пословицы. Их необходимо расшифровать:

«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,   «Под лежачий камень вода не течёт»,   «Любишь кататься, люби и саночки возить»,   «Яблоко от яблони недалеко падает»,   «Кто не работает, тот не ест».

  1.  А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Ёлочка» Н.Нищевой.

Перед нами ёлочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

Подведение итогов:

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов, частому повтору артикуляционных упражнений;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как красивая, грамотная, связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам игру

Сотвори в себе солнце

В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы  направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем. Представьте себе, что это наши дети.

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.

А сейчас откройте глаза и давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

А мне остаётся только поблагодарить зал за внимание, а участников за работу.

  «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

 

 

7

 

 

 

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_26.png

1

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_27.jpeg

 

  «Под лежачий камень вода не течёт»

 

Под

 

 

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_28.jpeg

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_29.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_30.jpeg

  

  «Любишь кататься, люби и саночки возить»

 

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_31.jpeg

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_32.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_33.jpeg

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_34.jpeg

  «Яблоко от яблони недалеко падает»

 

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_35.jpeg

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_36.jpeg

 https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_37.png

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_38.jpeg

 

 

  «Кто не работает, тот не ест»

 

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_39.jpeg

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_40.jpeg

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_39.jpeg

 

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/03/16/k_58cab690ddedd/400941_42.jpeg

Литература:

1. Большева Т. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2001.

2. Белоусова Л. Весёлые встречи. - СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС»,2003.

3. Венгер Л. Угадай, как нас зовут. – М.: «Просвещение»,1994.

4. Житникова Л. Учите детей запоминать. – М.: «Просвещение»,1985.

5. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР//         «Воспитание и обучение».-2004.-№6.

6. Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.

7. Ткаченко Т. «Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание».-1990.-№10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ "С", "З", "Ш", "Ж", "Л", "Р"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «С»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «С»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «З»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «З»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ш»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ш»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ж»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ж»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Р»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Р»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Л»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ  И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Л»...