Главные вкладки

    Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в старшей разновозрастной группе.
    картотека по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Бусыгина Людмила Геннадьевна

    Картотека игр по развитию речи

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ ДЕТСКИЙ САД С. ШЕРЕМЕТЬЕВКА «№1 КОЛОКОЛЬЧИК» НМР РТ

    Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в старшей разновозрастной  группе.

    Для старшей группы

    Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

    Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

      Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

     Дидактическая игра «Что изменилось?»

    Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

     Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

    Дидактическая игра «Эхо»

    Цель: развивать слуховое внимание, закреплять  произношение звуков  в словах и слогах.

       Все жители скотного двора собрались послушать удивительную историю, которая произошла с козой. Послушаем и мы ее.

    "Весь день коза гуляла по лугу. А к вечеру пошла домой. Идет коза, поет песню. А эхо ей подпевает. Вот так: «Идет козочка-коза» - поет коза. «За-за-за-за-за, идет козочка-коза» - подпевает эхо. Ребята, давайте я буду петь за козу, а вы за эхо. «Очень любят все козу, Есть друзья у козы. В гости ходят все к козе. Растут цветы у козы». И так далее.

    Дидактическое упражнение «Играем в слова»

    Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

    Ход игры:

    В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

    Про что можно сказать:

    «Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

    «старый»… (дом, пень, человек, ботинок);

    «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);

    «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);

    «свежее»… (молоко, мясо, варенье);

    «старое»…(кресло, сиденье, окно).

    Дидактическое упражнение «Когда это бывает?»

    Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

    Ход игры. Играющие встают в крут. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

    Варианты вопросов: «Зима. А что за нею?» — «Весна. А что за нею?» «Сколько месяцев в году?» «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

    Дидактическое упражнение «Что из чего получается»

    Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

    Ход игры:

    Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

    друг — дружок,

    пирог — пирожок,

    сапог — сапожок,

    снег — снежок,

    рог — рожок,

    луг — лужок,

    творог — творожок,

    флаг — флажок.

    Дидактическая игра «Чья вещь?»

    Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

    Материал: Мешочек с детскими вещами и игрушками.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям мешочек с детскими вещами и игрушками и говорит.

    - Это сорока – воровка насобирала разных вещей в нашей группе, которые плохо лежали. Смеётся над вами: «Чьё, чьё всё? Моё! Давайте рассмотрим что чьё?

    Это что? (Туфля). Чья туфля? И т.д. (чья, чьё, чьи, чей).

    Хозяин получает вещь и убирает на место.

    Для подготовительной к школе группе.

    «Эхо»

    Вариант 1

    Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры:

    Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

    [А], [У]-... [У],[А],[ Ы]-...

    [И], [О] - УА, ЫИ-...

    [И], [О], [Э] -... ЭИ, АО

    Вариант 2

    Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

    Ход игры:

    Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.

    СА—СО—СУ— ...

    СУ—СА—СЫ—...

    АС—ИС—УС —...

    СЫ—СА—СО—СУ — ...

    СУ—СО—СЫ—СА — ...

    ЭС—АС—УС—ИС —...

    СА—ИС—СО —...

    ОС—УС—СЫ —...

    СО—АС—СУ— ...

    САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...

    СОМ—НОС—УСЫ — ...

    ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...

    СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

    Вариант 3

    Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

    Ход игры:

    ЛА—РА — ...

    АЛ—АР—АЛ — ...

    РЫ—ЛЫ — ...

    ИЛ—УР—ОЛ — ...

    РА—ЛА—РА — ...

    ИЛ—АР—ЛУ — ...

    ЛЫ—РЫ—ЛО — ...

    РА—ИЛ—РЫ — ...

    АЛ—АР — …

    ОР—УЛ — ...

    РЫБА—ЛУЖА — ...

    ЛОДКА—РАМА — ...

    РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...

    ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...

    КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...

    АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...

    РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...

    РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...

    Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

    «Достань приз»

    Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

    Материал: Коробка с предметом.

    Ход игры:

    В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).

    Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».

    «Весёлые художники»

    Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

    Ход игры:

    Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

    «Угадай предмет»

    Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

    Ход игры:

    Отгадай предмет по названию его частей.

    Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

    Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

    Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

    Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

    Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

    Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

    Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

    Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

    Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

    Пол, стены, потолок (комната).

    Подоконник, рама, стекло (окно).

    «Я вам – вы мне»

    Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

    Материал: Мяч.

    Вариант 1.

    Ход игры:

    Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы. 

    Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь. 

    Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос. 

    Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика. 

    Взрослый: деревья; 

    Дети: береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь и т.д.

    Вариант 2.

    Ход игры:

    Взрослый называет видовые понятия, а ребенок - обобщающие слова. 

    Взрослый: огурец, помидор, репа.

    Ребенок: овощи.

    Для средней группы.

     «Кто как разговаривает?»

     Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

    Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

    «Кто где живёт?»

    Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

     Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь. Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

    «Подскажи словечко»

     Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

     Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

    «Кто как передвигается?»

    Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.

    Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)

    «Горячий – холодный»

    Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением. педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

    «Что происходит в природе?»

     Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

     Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.

     

    «Кто может совершать эти действия?»

    Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

    «Из чего сделано?»

     Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные

    «Разложи по полочкам»

    Цель: ориентировка в пространстве.

    Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

    «Кто кем был?»

     Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

     Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь – жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд – жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня – семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым Бабочка – гусеницей  Взрослый – ребёнком

    «Какой овощ?»

     Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

     Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

    «Что звучит?»

    Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

    Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

    «Что бывает осенью?»

     Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

     Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их.

    «Чего не стало?»

    Цель: развитие внимания и наблюдательности.

    Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.

    «Лови да бросай – цвета называй»

    Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

     Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

    «Чья голова?»

     Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда – верблюжья

    «Четвёртый лишний»

    Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

     Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

    «Один – много»

    Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

     Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята

    «Подбери признаки»

     Цель: активизация глагольного словаря.

    Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

    «Животные и их детёныши»

     Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

     Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

    «Что бывает круглым?»

     Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

    Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

    «Подбери словечко»

    Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

    «Обобщающие понятия»

    Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

    Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети: Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

    . Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова. педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

    «Хорошо – плохо»

    Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

    Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

    «Близко-далеко»

     Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

     Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая)

    «Назови ласково»

    Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

    Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

    «Весёлый счет»

    Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

    Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять банок.

    «Угадай, кто позвал?»

    Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

    Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

    Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

    Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.

    Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....

    картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет

    Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...

    Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.

    Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи....

    Картотека дидактических игр и упражнений для развития речи

    Этот материал для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...

    Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи

    Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста...

    Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»

    Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...