Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр».
картотека по развитию речи (младшая группа)

Грошева  Юлия Владимировна

С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности.

Нарушение речи может спровоцировать развитие у ребенка чувства неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые пальчиковые игры.  Такие игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx935.26 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер-класс для педагогов: «Развитие речи посредством нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель:

  • Знакомство с видами нетрадиционных пальчиковых игр и их использование.

Задачи:

  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  • Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
  • Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр детей раннего возраста.

Материал:

Бумажные платочки, прищепки, пластмассовые крышечки, счетные палочки, бигуди, зубные щетки, карандаши, картотека пальчиковых игр (приложение 1).

Содержание:

С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Это уже становится проблемой, так как в современном мире овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности.

Нарушение речи может спровоцировать развитие у ребенка чувства неполноценности, неуверенности в себе. И здесь встает вопрос: а как можно помочь малышам справиться с этой проблемой? Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Поэтому, для того, чтобы ребёнок хорошо говорил, необходимо развивать его ручки. И здесь на помощь приходят простые и веселые пальчиковые игры.  Такие игры развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Учитывая возрастные особенности детей, педагогам необходимо активно использовать в своей работе игровую мотивацию, которая значительно повышает интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих мероприятий. Также можно утверждать, что использование разнообразных пальчиковых игр в педагогическом процессе дошкольного учреждения может рассматриваться как один из путей повышения качества работы по речевому развитию детей в дошкольном учреждении.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковые игры с мячиками:

Для этого  используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).

Игры с зубными щетками:

Дети берут в руку зубную щетку

Плывет зубная щетка,

Как по морю лодку.

Как по речке пароход,

По пальчикам она идет.

Игры с прищепками:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Игры с платочками:

Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Предлагаем тоже самое сделать ребёнку поочерёдно.

Я проглот - бегемот

У меня большой живот

Мой платок он скушал-вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

Игры с пластмассовыми крышечками:

 «Башмачки»:

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала

( Смена рук)

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула.

Игры с бигудями:

Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой.

Поезд мчится, поезд мчит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Сердце радостно стучит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Поезд, поезд торопись,

Ветер обогнав, промчись!

Игры со счетными палочками:

«Дрова»

Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество счетных палочек

На дворе дрова

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве дрова.

(Повторить упражнение второй рукой.)

Игры с карандашами:

Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони:

У ходиков песня такая:

Тик. Тик. Тик.

У птички-синички такая:

Пик. Пик. Пик.

У поросенка такая:

Хрю. Хрю. Хрю.

У ежика песня такая:

Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:

Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая? (Подносят указательный палец ко рту - « ротик на замочек»)

        

Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр, дает свои результаты: дети становятся более активными в общении, ясно и последовательно выражают свои мысли; используют в речи образность, точность языка; умеют выражать свое отношение к окружающему.

Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони:

У ходиков песня такая:C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\3397851.png

Тик. Тик. Тик.

У птички-синички такая:

Пик. Пик. Пик.

У поросенка такая:

Хрю. Хрю. Хрю.

У ежика песня такая:

Плюх. Плюх. Плюх.

У кисоньки песня такая:

Мяу. Мяу. Мяу.

А у рыбешки какая?

(Подносят указательный палец

                                              ко рту –

« ротик на замочек» )

  Дети сгибают кисть руки под углом, изобразив «горку». Катают карандаш по «горке»:

http://www.playcast.ru/uploads/2015/11/11/15829683.gif

На ледянке быстро с горки

Покатил малыш Егорка.

Дети вращают карандаш по поверхности стола по часовой стрелке:

http://www.playing-field.ru/img/2015/052108/0710809

                               

По столу круги катаю

Карандаш не выпускаю

Дети берут  карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватывают его большим и средним пальцами, большим и безымянным:

                                                                           

http://centr-divo.ru/wp-content/uploads/2016/02/unnamed.png

Пальчики не отдыхают,

Карандаш перебирают,

Как на дудочке играют.

Дети берут в руку зубную щетку и поочередно гладят подушечки пальцев другой руки:

C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\109176243_13.png

Плывет зубная щетка,

Как по морю лодка.

Как по речке пароход,

По пальчикам она идет.


Дети катают бигуди ладонями взад-вперед, руки перед собой:

        C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\fmp_43391415638786.jpg

Поезд мчится, поезд мчит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Сердце радостно стучит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Поезд, поезд торопись,

Ветер обогнав, промчись!


Берём небольшой носовой платок за уголок и показываем ребёнку, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает:

        C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\67811543_03.png

Я проглот –бегемот

У меня большой живот

Мой платок он скушал-вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо как у бегемота!

Жабу мы нашли на кочкеhttp://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/98/861/98861926_frog__18_.png

(пальцы сжаты в кулак)

Принесли домой в платочке

(кулак накрыть платочком)

Развернули мы платок –

(снять носовой платок)

Жаба прыг под потолок!

(выпрямить пальцы и

оттолкнуться ими от стола)

Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\article79.jpg

Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

(Смена рук)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»


Дети бельевой прищепкой поочередно «кусают» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

http://www.playing-field.ru/img/2015/051903/3529973

        

Вот проснулся, встал гусенок

Пальцы щиплет он спросонок.

Дай, хозяйка корма мне

Раньше, чем моей родне!

Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и средние пальцы. «Идут» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:

http://sinyavka-shckol.ucoz.ru/s01946232.jpg

На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.

(Смена рук)
И с хорошей тренировкой -
Каждый станет сильным, ловким.

Дети надевают как обувь пластмассовые крышки на указательные и средние пальцы. «Идут» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук:

C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\37236_a9c06196985cc3e775fea535545a662c.jpg.jpg

Катя туфли потеряла,

Долго плакала, искала

( Смена рук)

В крышки пальчики обула

Смело в них вперёд шагнула

Дети  собирают одной рукой как можно большее количество счетных палочек, другая рука не помогает:

C:\Users\Murzik\Desktop\ЮЛЯ\МАСТЕР-КЛАСС\ScreenShot087.jpg

                            На дворе дрова

На траве дрова.

Не руби дрова

На траве дрова.

(Повторить упражнение второй рукой.)

Складываем палочки  в форме колодца:

                          А из нашего колодца

                          Никогда вода не льется.http://ikolodec.ru/images/well_101.jpg

Нет ни кранов и ни труб –

Мы кладем из палок сруб!

        


Закреплять прищепки по нижнему краю муляжа облачка.

Тучки

А вот и облачко – смотри

Прищепки вниз цепляем мы.

Это дождь идёт грибной: 
Весёлый, тёплый озорной.

Закреплять прищепки как лучик на муляж солнышка.

Солнце


Вышло из-за тучки солнце

И глядит в моё оконце.
От него лучей так много,
Что просохли все дороги.

Дети катают ладонями шишку вперед назад, затем перебрасывают из руки в руку.

http://joymylife.org.ua/drawing/img/belka4.jpg

Заскочила на пенек
Белка – маленький зверек, 
а потом, нарвавши шишек, 
Побросала в ребятишек.

Насыпать в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает:

http://us.123rf.com/450wm/yusakp/yusakp1411/yusakp141100015/33705080-%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0.jpg

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей ДОУ. " Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр".

Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в ре...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показать ва...

Мастер-класс для родителей. Тема "Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр"

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребёнка находится на кончике его пальцев", а философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека", "Готовить глаз к в...

Мастер-класс для родителей. Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми.Задачи: показа...

Мастер-класс для родителей Тема: «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр».

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр»....

Мастер-класс для педагогов «Развитие речи посредством использования пальчиковых игр»

Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию пальчиковой гимнастики...