Дидактический синквейн в развитии речи детей 5-6 лет
консультация по развитию речи (старшая группа)

Одно из приоритетных на­правлений работы с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразова­ния, развитие которого в психо­логическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Со­временная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в еже­дневной обстановке становит­ся деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — ис­кусство, которому нужно учить­ся не один год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_sikveyn.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический синквейн в развитии речи детей 5-6 лет

Одно из приоритетных направлений работы с дошкольниками — работа над развитием лексико-грамматического строя речи. Формирование лексики ребенка тесно связано с процессами словообразования, развитие которого в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах рассматривается в тесной связи с изучением словотворчества. Современная жизнь диктует свои законы: речь людей даже в ежедневной обстановке становится деловой, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом — искусство, которому нужно учиться не один год.

Педагогическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

  • расширение и активизация словаря;
  • формирование структуры значения слова;
  • развитие словообразования;
  • уточнение грамматического значения слова.

Создание необычного стихотворения, синквейна — один из действенных методов, позволяющий быстро получить результат. Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление — форма свободного творчества, требующая от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.

В настоящее время технология составления синквейна активно используется в психологии, педагогической деятельности учителей в школе, как средство, развивающее способность обобщать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейн.

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в педагогической  практике объясняется тем, что:

  • современная педагогическая практика характеризуется поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работупедагога;
  • использование синквейна способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, является диагностическим инструментом, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, комплексно воздействуя, не только развивает речь, но и способствует развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления).

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой предмет» и «неживой предмет», учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически. Графические схемы помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

В этой работе можно использовать различные картинки и предметы. Если ребенок дает одно название тому, что изображено на картинке (дядя), то педагог может спросить, как назвать его по-другому (папа, мужчина).

Педагогическое воздействие можно построить по определенному плану:

- предлагается называть те слова, которые обозначают живые предметы, затем — неживые, далее — предметы по порядку и к каждому ставить соответствующий вопрос;

- педагог добивается от детей названий нескольких действий, которые могут производить изображенные предметы (дерево растет, цветет, качается, засыхает, скрипит);

- дети называют то, что изображено на картинках («чайник кипит», «девочка прыгает»);

- педагог называет несколько признаков к одному предмету (овальный, зеленый, твердый, хрустящий), дети называют предмет (это огурец);

- дети подбирают слова, подходящие к графическим изображениям (костер, солнце — горит, светит, яркий, жаркий).

После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и его действиях (грамматическое значение слова), их подводят к понятию о предложении и начинают работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Знакомят со словами, обозначающими предмет и его действие, которые соединяются в простое нераспространенное предложение, фактически закладывается умение чувствовать грамматическую основу предложения. В первуб очередь дети учатся составлять по картинкам простое нераспространенное предложение разной структуры (подлежащее + сказуемое, сказуемое + подлежащее), а также простые нераспространенные предложения с однородными подлежащими и сказуемыми. Далее структура предложения распространяется путем введения в него определения, выраженного прилагательным, и дополнения, выраженного существительным в винительном, родительном, дательном и творительном падежах без предлога. Дается понятие о коротких словах (предлогах), их употреблении в речи и написании в предложениях.

Завершается работа формированием умений строить распространенные предложения разных структур, опираясь на сюжетные картинки, вопросы, схемы и т.д., а затем сокращать их до первоначально вида простого двусоставного нераспространенного предложения. Дети еще раз осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится.

Правила составления синквейна

  • Первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
  • Вторая строка — два слова,  прилагательные, описывающие основную мысль.
  • Третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия и рамках темы.
  • Четвертая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
  • Пятая строка—слова, связанные с первым, отражающие суть темы (ассоциативный ряд).

Примеры составления синквейна

Детям показывают предмет (картинку) и по следующему плану дети отвечают на вопросыпедпгога.

Кукла. (Что это?)

  1. Красивая, любимая. (Какая?)
  2. Стоит, сидит, улыбается. (Что делает?)
  3. Моя кукла самая красивая. (Предложение.)
  4. Игрушка. (Обобщение /ассоциация.)

Машина.

  1. Быстрая, мощная.
  2. Едет, обгоняет, тормозит.
  3. Я люблю кататься.
  4. Транспорт.

Дождь.

  1. Мокрый, холодный.
  2. Капает, стучит, льется.
  3. Я люблю дождь.
  4. Вода.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, необходимо:

  • иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • владеть анализом, обобщением;
  • понятиями: «слово — предмет», «живой — неживой», «слово — действие», «слово — признак»;
  • уметь подбирать синонимы;
  • научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  • согласовывать слова в предложении;
  • правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Синквейн можно составлять на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Целесообразно применять синквейн в образовательной деятельности для закрепления изученной лексической темы. Приведем примеры.

Береза.

  1. Тонкая, белоствольная.
  2. Растет, зеленеет, радует.
  3. Береза — символ России.
  4. Дерево.

Синквейн можно использовать и для составления связного рассказа. Приведем пример.

Заяц.

  1. Белый, пушистый, шустрый, быстрый.
  2. Прячется, боится, убегает.
  3. Я жалею зайца.
  4. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца грудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При умелом применении в образовательной деятельности синквейн воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Результативность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их

содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 станицы Ярославской

муниципального образования Мостовский район

Консультация для педагогов:

 

«Дидактический синквейн

в развитии речи детей 5-6 лет»

Подготовила:

учитель – логопед

Кряж Ольга Викторовна