Статья на тему: Петербурговеденье
статья по развитию речи (старшая группа)

Красивова Светлана Александровна

Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburgovedenie.docx22.36 КБ

Предварительный просмотр:

В статье описывается личный опыт работы по Нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Петербурговедение Воспитание у детей дошкольного возраста чувство любви к родному городу

Красивова Светлана Александровна,

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 90

 Красногвардейского района

Петербург – город с удивительной судьбой, хранитель замечательных исторических и культурных традиций. Его духовное возрождение немыслимо без воспитания в каждом юном петербуржце чувства любви к родному городу, интереса к его истории, бережного отношения к его памятникам. Эту работу призваны вести педагоги уже в дошкольном детстве, в детских садах, накапливая первоначальные знания о городе, знакомя с достопримечательностями Санкт-Петербурга, его каналами, природой, с пригородными ансамблями города.

Почему нужно начинать изучение Санкт-Петербурга в дошкольном возрасте? Дети дошкольники любознательны, впечатлительны. У них хорошо развиты фантазия и воображение, а главное – у них прекрасно развита эмоциональная память. Поэтому основная задача педагога при изучении СПб – это опора на эмоциональную память ребенка, формирование у ребенка эмоционально окрашенного понятия, первичных знаний, умений и навыков.

Как известно, детскому возрасту присуща сильная способность фантазировать. Фантазия – необходимая составляющая творчества. Дети до шести лет иногда не отличают фантазию от реальности. Однако, используя эту психологическую особенность детей в работе нужно помнить, что фантазия ребят в этом возрасте направлена только на самое близкое. Ребенок не может осмыслить во временной последовательности исторические события.

При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой город, любить его. А еще с малых лет должны чувствовать себя петербуржцами - воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние малолетние его жители должны стать достойными их преемниками. Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга - бескрайнее море, где каждая волна – новое открытие, приобретение для души и сердца ребенка. Для этого наших детей нужно подготовить.

При работе с детьми по изучению СПб нужно так же помнить, что географические понятия для ребят не приемлемы. Изучение истории города влияет на разностороннее воспитание личности:

Город и человек тесно взаимосвязаны. Природа во многом определяет условия жизни горожан, их менталитет, Внешний облик города. Рожденный трудом людей, город становится помощником, защитником горожан.

Поэтому воспитание подлинного петербуржца, с любовью относящегося к городу, в котором он живет, знающего и поддерживающего его исторические и культурные традиции, прилагающего силы к его развитию и процветанию – важная задача, стоящая перед педагогами.

В основе воспитания маленького петербуржца может быть положен взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры, художественное целое, социально- пространственную систему, несущую в себе могучий воспитательный потенциал. Ведущая идея при этом: восприятие, сохранение и развитие духовной культуры Петербурга – Ленинграда как величайшей ценности, имеющей общечеловеческое значение.

Цель воспитание маленького Петербуржца заключается в знакомстве детей с историей возникновения и развития города формировать у детей нравственные черты (доброту, отзывчивость, сопереживание)

При этом объяснять детям, что город создавался как защита русских земель, подчеркивать нравственную сторону (почему строили, зачем, как строили). Подчеркнуть, что люди строили город с любовью.  Воспитывать у ребенка ответственность, желание изменить к лучшему, любовь к родному городу, формирование интереса к общественной жизни. (Посещение театров, выставок, библиотек и т. д.).

Свою работу по изучению истории и жизни нашего города я начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками и любовь к родному городу.  Через игровую деятельность детей нужно организовать игры, чтобы обеспечить взаимодействие ребят с городом, которое бы стало определяющим в формировании у ребенка представления об окружающем мире. Как мы научим ребенка воспринимать Санкт-Петербург, так он будет воспринимать окружающий мир. Важно вызвать у ребят эмоционально – целостные ориентиры (эмоциональный настрой на СПб) через восприятие и осмысление истории СПб. В этом большими помощниками являются развивающие дидактические игры. Наиболее существенно в дидактических играх – это развитие психических и познавательных процессов (сенсорное развитие, анализ, синтез, классификация, часть и целое, сравнение, улучшение звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха, волевых качеств (выполнение правил). С помощью игр мы приучаем ребят к самоорганизованности, произвольному поведению.

Хочется верить, что проводимая работа по воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения ПЕТЕРБУРЖЦЕВ, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее Своего родного города.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ГОРОД-ГЕРОЙ — ЛЕНИНГРАД» (для детей старший дошкольный возраст)

ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ

1.Познакомить детей с подвигом защитников Ленинграда.

2.Развивать внимание.

3.Воспитывать чувство гордости за героизм нашего народа.

ПОДГОТОВКА

1. Педагог читает ребятам рассказы о жизни детей в блокадном Ленинграде — «В осажденном городе» С. Колина, «Автомат пионерки Чарухчан» Н.Карасева, «Хлебные карточки» М. Лопыревой (см. сб. «Всегда готов!», сост. А.Л. Мойжес. Л., 1969); «Хлебные крошки» В. Карасевой (см. сб. «Мы любим армию свою» сост. Н.В. Петишкина. Киев, 1978).

2. Подбираются фонограммы песен «Моя землячка Савичева Таня» в исполнении Э. Пьехи, «Слушай, Ленинград» В. Соловьева-Седого, «Смуглянка» А. Новикова.

3. Готовятся слайды — фотографии военных лет на тему «Блокада Ленинграда»; фотография Тани Савичевой; тряпичные мячики, бочка, мел; шумовые инструменты — ложки, бубны, румбы, трещотки; четыре кегли, скамейка, дуга — два комплекта; десять кеглей, две машины на веревочках; гирлянды из цветов — для девочек, галстучные флаги — для мальчиков (по два каждому).

Ведущий

Сегодня праздник — День Победы!

Счастливый, светлый День Весны,

В цветы все улицы одеты,

И песни звонкие слышны!

М. Познанская

Песня «Великий день» Е. Тиличеевой

Ведущий.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Гитлеровская Германия напала на нашу страну. В начале войны враги захватывали город за городом, стремились прорваться к столице нашей Родины — Москве, хотели заполучить город Ленинград (сейчас он называется Санкт-Петербург). Осенью грозного 1941 года фашистские полчища стояли и у стен Ленинграда. Все взрослые встали на защиту родного города. Тогда же в газете «Смена» было опубликовано обращение к детям Ленинграда. Послушайте, о чем в нем говорилось. (Зачитывает.) «Школьник! Твои родные — дед, отец, сестры и братья ушли на фронт, чтобы защищать нашу честь, свободу и счастье. С оружием в руках, не щадя своей крови, не жалея своей жизни, они защищают наши земли, наши фабрики, заводы, наши дома. Школьник, помни, твоя первейшая, самая святая обязанность — всем, чем можешь, помочь своему народу в уничтожении ненавистных фашистских варваров».

Далее рассказ сопровождается показом слайдов — фотографий военного времени.

Дети ответили делами на этот призыв. Вы уже знакомы с героическими делами ленинградских школьников. Расскажите, ребята, как дети помогали защищать свой родной город. (Дети рассказывают.) Дети собирали по всему городу металлолом, чтобы на заводе из него сделали снаряды, патроны, гранаты для фронта. Наравне со взрослыми они рыли траншеи вокруг города, чтобы в них могли укрываться наши бойцы. Многие школьники, оставив учебу, заменили у станков своих отцов, ушедших на фронт, изготавливали на заводах снаряды и оружие. Несмотря на яростное сопротивление наших солдат, фашисты наступали. И город оказался окружен. Начались артиллерийские обстрелы и бомбежки. В городе все окна были заклеены бумагой крест накрест, чтобы не вылетали стекла во время воздушных налетов врага. Ежедневно вечером и ночью, почти в одно и то же время, из репродукторов разносились пронзительные звуки сирены: «Воздушная тревога! К городу прорвались вражеские бомбардировщики». Люди прятались в бомбоубежищах. Но на каждой крыше, на каждом чердаке стояли рабочие, домохозяйки, артисты. Они не покидали своего поста до самого отбоя и, если на крышу падали зажигательные бомбы, быстро и ловко гасили их в бочках с водой или закидывали песком. Среди отважных людей, которых называли «часовыми Ленинградских крыш», были и пионеры-школьники. Коля Андреев с друзьями обезвредил 43 «зажигалки»-бомбы. Сейчас мы попробуем «погасить зажигательные бомбы».

Игра «Часовые ленинградских крыш»

На полу очерчивается круг («крыша»), в центре которого стоит бочка. В круг встают трое участников часовых. Несколько детей бросают в круг тряпичные мячики, пока звучит музыка. Часовые должны их поднять и бросить в бочку. С окончанием музыки в кругу не должно остаться ни одного мячика.

Ведущий.

Пособники фашистов — диверсанты - стреляли осветительными ракетами, чтобы показывать вражеским летчикам, куда нужно сбрасывать бомбы. Толя Волков, Юра Денисов, Лева Виноградов выследили и помогли задержать немецких сигнальщиков. Дети ходили по домам, собирали посуду и белье для раненых. Ведь больниц не хватало, и многие школы были переоборудованы в госпитали. Часто после школы пионеры приходили в больницы, ухаживали за ранеными, устраивали для них концерты, чтобы поднять боевой дух. Инструменты для выступлений были самые незатейливые: гармонь, ложки, солдатские котелки. Зато юные музыканты очень старались.

«Смуглянка» А. Новикова

Дети играют в шумовом оркестре.

Ведущий.

Пионеры-тимуровцы для инвалидов и семей фронтовиков возили воду из Невы, разносили продукты, заготавливали дрова. Школьники помогали почтальонам доставлять письма, хотя у молодых помощников от голода не было сил подниматься по лестницам. Тогда пионеры горном оповещали жителей дома, что принесли почту. Ребята собирали зимнюю одежду и сами шили теплые вещи для бойцов. Немало учеников встало на боевую вахту. Сашу Ковалева зачислили юнгой на боевой корабль. За подвиги в морских сражениях он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. В одном из боев катер загорелся. Спасая его, Саша Получил тяжелые ранения и умер на боевом посту.

Песня «Моряки» Б. Кравченко

Пионер Глеб Яковлев стал связистом при штабе. Под артиллеристским обстрелом и бомбежками он мчался по улицам на своем стареньком велосипеде— развозил приказы, собирал донесения.

Эстафета «Доставь донесение»

Участвуют команды по три человека. Каждый участник должен преодолеть препятствия: с пакетом и отползти под дугой, пройти по скамейке, «змейкой», обежать кегли, не уронив их, вернуться обратно бегом и передать пакет следующему игроку. Если кегля падает, играющий должен ее поставить на место. Побеждает команда, первой выполнившая задание.

Ведущий.

Кольцо блокады сжималось. В Ленинграде наступил голод. Город оказался отрезан фашистами от всей страны, и подвезти продовольствие не было возможности. Тогда были введены хлебные карточки. Посмотрите, какой маленький кусочек хлеба на день получал ребенок в блокадном Ленинграде. (Показывает кусочек хлеба весом в 125 граммов.) Разве таким кусочком можно наесться? Люди в морозную зиму 1942 года ели всё, что можно съесть, — кошек, собак, голубей, ворон. Очень много жителей Ленинграда погибло в эту зиму. (Показывает фотографию Тани Савичевой.) Сохранился дневник ленинградской девочки Савичевой Тани, в котором она пишет о том, как умирала от голода ее семья: «Сегодня умер папа... Умерла сестра... Сегодня умерла мама...» Этот дневник сейчас хранится в музее Санкт-Петербурга.

1-       й        ребенок

На берегу Невы, в музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

2-       й        ребенок

Пред ним стоят сельчане, горожане.

От старца — до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

Ведущий

Это — всем живущим в назиданье,

Чтобы каждый в суть явлений вник, —

Время возвышает образ

Тани И ее доподлинный дневник...

С. Смирнов

Таню, как и многих истощенных ленинградцев, вывезли на Большую землю, в тыл, но было уже поздно. Савичева Таня тоже умерла.

Дети слушают песню «Памяти Тани» («Моя землячка Савичева Таня») в исполнении Э. Пьехи

Ведущий.

Зимой по Ладожскому озеру на грузовиках вывозили из блокадного Ленинграда истощенных, больных людей. Этот путь назвали «Дорога жизни». Был он труден, не каждая машина могла добраться до Большой земли, потому что фашисты обстреливали «Дорогу жизни».

Потомок, знай! В суровые года

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы Ладожского льда

Отсюда мы вели Дорогу жизни,

Чтоб жизнь не умирала никогда.

Б. Кежун

Игра «Дорога жизни»

Участвуют двое детей. Каждый участник держит за верёвочку грузовую машину. Дети должны провезти свои машины между кеглями, не сбив их.

Ведущий

900 дней и ночей длилась героическая оборона Ленинграда. Горожане выстояли и победили в этой неравной схватке с ненавистным врагом. Город-герой Ленинград был награжден орденом Ленина за мужество, героизм, стойкость и дисциплину его жителей в борьбе с фашистскими захватчиками. Вечная слава героям, отдавшим жизнь за Родину!

Вы, живые, знайте,

Что с этой земли

Мы уйти не хотели

И не ушли,

Мы стояли насмерть

У темной Невы.

Мы погибли,

Чтоб жили вы.

Р. Рождественский

Танцевальная композиция с гирляндами цветов и флагами под песню «Слушай, Ленинград» В. Соловьева-Седого (пластинка «Поет хор им. А. В. Александрова...».

Список  литературы

1.        Авсеенко В. История города Санкт-Петербурга, а лицах и картинах. Исторический очерк. 1703-1903. СПб., 2003.

2.        Алифанова Г.Т. Первые шаги (воспитание петербуржца-дошкольника). СПб.,2000.

3.        Вежель Г.Взрослеем вместе с городом. СПб., 2009.

4.        Ермолаева Л. Прогулки по Петербургу. Спб.,2012.

5.        Махинько Л.Я –петербуржец. СПб.,2007.

6.        Помарнацкий В. Узнай и полюби Санкт-Петербург. СПб.,2007.

7.        Никонова Е. Мы-горожане. СПб.,2005.