Конспект по развитию речи по теме "Зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ОД на тему "Зимушка-зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimushka_zima.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 3 с.Таремское

Конспект занятия

по развитию речи по теме: «Зимушка – зима».

Участники: дети старшей группы

Ответственный:

воспитатель Костерина О.В.

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

Задачи:

Образовательная:

 - формировать умение подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по смыслу; обогащать лексику родственными словами.

Развивающая:

- упражнять в образовании прилагательных; подбирать слова действия к слову, активизировать словарь по теме «Зима»; развивать навыки звукового анализа слова, развивать связанную речь  через разучивания стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники

Воспитательная:

- воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Приоритетная область: речевое развитие.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентация, музыкальное сопровождение.

Оборудование для детей: схемы слова, цветные карточки(фишки) 

Ход занятия

Воспитатель:  Ребята, сегодня прекрасный зимний день, на улице много снега, деревья стоят красивые, а как весело сверкает зимнее солнышко. И я предлагаю вам провести время в сказочном зимнем лесу. Согласны отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Но прежде чем мы с вами отправимся в зимний лес, скажите мне, пожалуйста, какое пальто мы наденем?

Дети: Зимнее.

Воспитатель: А шапку, варежки, обувь?

Дети: Зимнюю шапку, зимние варежки, зимнюю обувь.

Воспитатель: А в зимнем лесу будем дышать, каким воздухом?

Дети: Зимним.

Воспитатель: Ну что ж, тогда в добрый путь.

Звучит музыка « Снег кружиться»

Воспитатель: Вот мы и очутились в зимнем лесу.  Присаживайтесь на пенечки. Здесь царит волшебница зима. А что такое зима?

Дети: Это холодное время года. Это снег, это мороз, это лыжи и коньки.

Воспитатель: Вы, наверное, любите зиму? За что?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а есть что-то, что вам не нравиться в зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а мне нравится, когда снег пушистый. Скажите, а еще снег, какой бывает?

Дети: мягкий, липкий, холодный, скрипучий, сверкающий.

Воспитатель: Подберите слово определение к слову зима. Какая зима?

Дети: холодная, морозная, ветряная, радостная, снежная, волшебная.

Воспитатель: А сейчас подберите слова действия к слову зима. Зима что делает?

Дети: приходит, уходит, удивляет, радует.

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас давайте посмотрим на экран и поговорим о зимних явлениях.

Слайд  с изображением вьюги.

Воспитатель: Вьюга что это такое?

Дети:  Это еще одна помощница зимы, это снегопад с сильным ветром. Ветер завывает и закручивает снег высоко над землей и слышно везде у-у-у-у-у.

Воспитатель обращает внимание детей на следующий слайд, где изображен снегопад и спрашивает: Что это?

Дети: Снегопад- это когда с неба спускается большое количество снежинок.

Воспитатель обращает внимание детей на слайд с изображением гололеда и спрашивает: Что такое гололед?

Дети: Гололед - представляет собой слой из плотного льда, образующийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах. Гололед образуется при выпадении дождя при отрицательной температуре воздуха.

Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы поиграем в игру « Чья мордочка, чей хвост?» Посмотрите на экран. Кто это?

Дети: Лиса.

Воспитатель: Значит, чья мордочка?

Дети: лисья.

Воспитатель: Чей хвост?

Дети: лисий.

Воспитатель задает такие же вопросы с изображением волка, зайца, белки.

Дети отвечают.

Воспитатель предлагает детям немного погулять по лесу. Дети встают  и расходятся по залу.

Воспитатель подходит к елочке и зовет детей.

Воспитатель: Дети, чьи это следы? Дети рассматривают и называют: волчьи, заячьи, лисьи, беличьи.

Воспитатель: Молодцы ребята! А давайте возле елочки оставим нашей белочке угощение. Вот она обрадуется.

Воспитатель: Давайте немного отдохнем и присядем на пенечки. Посмотрите, на экране появились снежинки. Эти снежинки не простые , а волшебные. На каждой снежинке буква. Из этих букв составлено слово.

Какое слово?

Дети: зима.

Воспитатель: Давайте назовем первый звук, второй, третий и четвертый

Какие гласные? Какие согласные.

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я вас попрошу пройти за столики и с помощью схемы сделать звуковой анализ слова.

Дети проходят за столы берут схему слово и цветные карточки.

Воспитатель просит одного из детей рассказать звуковой анализ слова по схеме слова, а затем другого ребенка рассказать по памяти.

Воспитатель: Я придумала предложения, а сильный ветер подул и они разлетелись. Помогите, пожалуйста, мне их снова составить? Упражнение «Составь предложение»

1.Снежная зима нравится мне

2.Нас у дворе во горка

3.Нас у снежики волшебные

Воспитатель: Спасибо ребята.

Давайте представим, что мы тоже снежинки.

Кружатся снежинки   (дети кружатся на носочках)
В воздухе морозном    (медленно приседают, руками показывая плавное движение снежинок)
Падают на землю         (встают, ловят воображаемую снежинку на ладошку)
Кружевные звёзды
Вот одна упала 
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка,  (бережно прикрывают снежинку) 
Подожди немножко.    ( на ладони другой ладошкой)

Воспитатель: А хотите еще слепить снеговика?

Дети: Да.

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок

(дети идут по кругу)

Он превратится в снежный ком

И станет ком снеговиком.

(кругообразные движения руками)

Его улыбка так светла

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Воспитатель: Какого красивого снеговика слепили, посмотрите ( слайд с изображением снеговика). Хотите оживить?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда закройте глазки, а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три снеговик оживи»

Снеговик входит в зал.

Снеговик: Ой, спасибо, что вы меня оживили. Я в лесу нашел вот какую то картинку, помогите мне разобраться. Я думаю , что тут что-то перепутано.

Ответы детей.

Снеговик: спасибо за помощь, пойду я к лесным жителям и им расскажу.

Воспитатель: Подожди снеговичок, мы с ребятами приглашаем тебя послушать стишок.

Воспитатель читает стихотворение

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос.

Уходи скорей домой ,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём  

И на улицу пойдем.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю рассказать этот стишок с помощью картинок (см. слайд 14)

Снеговик: Вот спасибо вам ребята. Пойду и лесным жителям все расскажу.

Снеговик уходит.

Воспитатель: Ребята, наша прогулка в зимнем лесу подошла к концу. Пора нам возвращаться. Звучит музыка «Снег кружится».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась наша прогулка?

Ответы детей.

Воспитатель:  Что вам запомнилось больше всего? 

Ответы детей.

Воспитатель: А наше занятие подошло к концу. Спасибо вам, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод "Развитие речи" "Звуковая культура речи: звук "и"

Конспект нод "Развитие речи" во второй младшей группе "Звуковая культура речи, звук "и"...

Конспект по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель:Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси- лебеди».Задачи:1. Содействовать приобщению к истокам русской нар...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект НОД (развитие речи) по развитию речи в старшей группе "Путешествие по сказкам"

Данный конспект поможет уточнить и обогатить знания старших дошкольников о русских народных сказках, поможет в развитие речи посредствам художественной литературы....

Конспект по развитию речи "Развитие всех компонентов устной речи через русские народные сказки"

Отправляемся в удивительный мир русских народных сказок. Вспомним названия русских народных сказок и их  героев. К конспекту идет презентация...

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам"

Конспект по развитию речи в старшей группе : "НОД Развитие речи. Путешествие по русским народным сказкам".Сценарий квеста для детей 5-6 лет.  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: lt...