Рассматривание картины В. Васнецова "Богатыри".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данная НОД рекомендована детям старшей группы. В процессе расматривания картины дети дети знакомятся с историческим прошлым и великими подвигами  русского народа.

У детей закрепляются знания о русских богатырях, они размышляют над вопросами. рассуждают о подвигах богатырей.  С большим интересом дети рассматривали на слайдах оружие и доспехи богатырей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kartina_bogatyri.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.

Подготовила и провела воспитатель Коновалова Н.И.

Тема: «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель :Знакомство с историческим прошлым и с великими подвигами русского народа.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                         -  Формировать умение рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по основным её фрагментам, описывать внешность человека, пейзаж, рассуждать о характерах героев и их настроении. Обогащать словарь за счёт слов: смельчак, рыцарь, святорусские, казак. Использовать в речи синонимы и сравнения, разные виды предложений. Уточнить смысл пословиц и поговорок о героизме, смелости.

Развивающие:                                                                                                           -  Развивать двигательную активность.

Воспитательные:                                                                                                          -  Воспитывать чувство патриотизма, уважение к героям нашей Родины.

Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок о защитниках.

Методы и приёмы:

Практические: физминутка, раскрашивание.

Наглядные: рассматривание картины, слайдов.

Словесные: вопросы, уточнения, художественное слово, составление рассказов, подбор синонимов.

Материал и оборудование: картина «Богатыри», раскраски «Богатыри», цветные карандаши, восковые мелки. Аудиозапись песни «Бравые солдаты». Слайды по теме «Оружие и доспехи богатырей». Флажок.

Формы организации совместной деятельности:

Детская деятельность

Формы организации совместной  деятельности

Коммуникативная

Беседы, вопросы, словесные игры, составление рассказов, подбор синонимов, рассматривание  слайдов.

Двигательная

Физминутка.

Восприятие художественной литературы

Чтение пословиц,  слушание отрывка из былины.

Изобразительная

Раскрашивание изображений богатырей.

Музыкальная

Слушание песни «Бравые солдаты»                        ( аудиозапись).

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

Предлагает игру «Подбери нужные слова».

Богатырь-

Смелый-

Смельчак-

Написал-

Предлагает игру «Подбери сравнения».

Смелый, как…

Храбрый, как…

Могучий, как…

Сильный, как…

Чёрный, как…

Подбирают синонимы:

Силач, воин, борец.

Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный.

Храбрец, герой, рыцарь.

Сочинил, придумал, нарисовал.

Подбирают сравнения.

Воин, солдат…

Герой, защитник…

Армия, богатырь…

Силач, борец…

Ворон, сажа…

Умеют подбирать синонимы.

Умеют подбирать слова – сравнения.

2.

Показывает картину           В. Васнецова «Богатыри».

Читает отрывок из былины: «Тут все богатыри святорусские. Садились они на добрых коней, и поехали раздольицем, чистым поле. А со той горы, да со высокой усмотрел старый казак да Илья Муромец – а то едут ведь богатыри чистым полем, а то едут ведь на добрых конях. И спустился он с горы высокой, и подъехал он  к богатырям святорусским. Рядом с ними стол…».

Вопросы по содержанию картины.

- Кто изображён на картине?

- Кто назовёт их по имени?

- Какими изображены богатыри?

- Какие у них лица? Одежда? Оружие?

- Какие кони под ними?

- Чем они украшены?

- Какие отношения между богатырями?

- Какая природа окружает богатырей?

- Что делают в поле богатыри?

- Какой богатырь вам больше нравится? Чем?        - Чем понравилась картина?

 

Рассматривают картину.

Слушают.

Отвечают на вопросы.

Богатыри русские.

Алёша Попович.

 Илья Муромец. Добрыня Никитич.

Сильными, смелыми, красивыми…

Строгие, красивые…

Сильные, ухоженные.

Сбруя, уздечка…

Добрые, деловые…

Степь, небо всё в тучах…

Стоят на защите своей Родины…

Рассказывают.

Умеют внимательно рассматривать, понимать содержание картины.

Закрепляют знания о русских богатырях.

Размышляют над вопросами, правильно отвечают.

Умеют рассуждать, составлять небольшие рассказы.

3.

Физминутка «Мы – богатыри».

Умеют согласовывать движения с текстом.

4.

Рассказ по картине.

На заставе три богатыря стоят на страже своей Родины.  В центре, на вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Если он двинется, то, кажется, загудит земля. Далее рассказ сопровождает показом слайдов «Оружие и доспехи богатырей».  Богатырь хорошо вооружён: в правой руке -  булатная палица, за спиной -  колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове  шлем.

Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Муромца – Добрыня Никитич, не менее любимый народом. Добрыня искусен в бою, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Конь под ним белый, длинногривый. Третий богатырь – Алёша Попович, тоже храбрый и смелый. Хотя он не так силён, как Илья и Добрыня, но берёт ловкостью и  настойчивостью. Хитёр Алёша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук у него наготове. Рыжий конь Алёши Поповича под стать ему: низко опустив голову, щиплет траву, но уши навострил.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже своей Родины. Над ними низкое небо, покрытое тяжёлыми, свинцовыми тучами. За холмами и степью – раздольная Русь, которая вырастила и снарядила богатырей на свою защиту.

Слушают рассказ.

Рассматривают на слайдах оружие и доспехи.

Умеют внимательно слушать.

Различают на слайдах оружие и доспехи.

5.

Игра с передачей флажка «Назови пословицу о защитниках Родины».

Называют пословицы.

- Бой отвагу любит.

- Бей до победы, как били деды.

- Кто хорошо бьётся, тому победа даётся.

- Бей русским боем – будешь героем.

- Богатырь умрёт – слава его воюет.

Знают пословицы.

6.

Рефлексия.

Предлагает раскрасить картинки с изображением богатырей. Включает аудиозапись песни «Бравые солдаты».

Выбирают раскраски и раскрашивают их. Слушают песню.

Умеют красиво раскрасить, подбирая нужные цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).

Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели:  Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...

Конспект НОД по работе с картинами с детьми 2-3 лет Рассматривание картины «Собака со щенятами»

Задача: закрепить знание детей имени и значения признака «рельеф» и умение определять значение этого признака с помощью анализатора - рука; ввести в словарь детей слова «т...

Картотека рассматривания картин в младшей и средней группах с приложением сюжетных картин.

В картотеке даны примеры организаций занятий по рассматриванию картин с детьми младшего и среднего возраста с приложением сюжетных картинок....

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.

Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД  Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...