Рассматривание картины В. Васнецова "Богатыри".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Данная НОД рекомендована детям старшей группы. В процессе расматривания картины дети дети знакомятся с историческим прошлым и великими подвигами русского народа.
У детей закрепляются знания о русских богатырях, они размышляют над вопросами. рассуждают о подвигах богатырей. С большим интересом дети рассматривали на слайдах оружие и доспехи богатырей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kartina_bogatyri.docx | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.
Подготовила и провела воспитатель Коновалова Н.И.
Тема: «Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель :Знакомство с историческим прошлым и с великими подвигами русского народа.
Задачи:
Образовательные: - Формировать умение рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по основным её фрагментам, описывать внешность человека, пейзаж, рассуждать о характерах героев и их настроении. Обогащать словарь за счёт слов: смельчак, рыцарь, святорусские, казак. Использовать в речи синонимы и сравнения, разные виды предложений. Уточнить смысл пословиц и поговорок о героизме, смелости.
Развивающие: - Развивать двигательную активность.
Воспитательные: - Воспитывать чувство патриотизма, уважение к героям нашей Родины.
Предварительная работа: разучивание пословиц, поговорок о защитниках.
Методы и приёмы:
Практические: физминутка, раскрашивание.
Наглядные: рассматривание картины, слайдов.
Словесные: вопросы, уточнения, художественное слово, составление рассказов, подбор синонимов.
Материал и оборудование: картина «Богатыри», раскраски «Богатыри», цветные карандаши, восковые мелки. Аудиозапись песни «Бравые солдаты». Слайды по теме «Оружие и доспехи богатырей». Флажок.
Формы организации совместной деятельности:
Детская деятельность | Формы организации совместной деятельности |
Коммуникативная | Беседы, вопросы, словесные игры, составление рассказов, подбор синонимов, рассматривание слайдов. |
Двигательная | Физминутка. |
Восприятие художественной литературы | Чтение пословиц, слушание отрывка из былины. |
Изобразительная | Раскрашивание изображений богатырей. |
Музыкальная | Слушание песни «Бравые солдаты» ( аудиозапись). |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
1. | Предлагает игру «Подбери нужные слова». Богатырь- Смелый- Смельчак- Написал- Предлагает игру «Подбери сравнения». Смелый, как… Храбрый, как… Могучий, как… Сильный, как… Чёрный, как… | Подбирают синонимы: Силач, воин, борец. Храбрый, отважный, мужественный, бесстрашный. Храбрец, герой, рыцарь. Сочинил, придумал, нарисовал. Подбирают сравнения. Воин, солдат… Герой, защитник… Армия, богатырь… Силач, борец… Ворон, сажа… | Умеют подбирать синонимы. Умеют подбирать слова – сравнения. |
2. | Показывает картину В. Васнецова «Богатыри». Читает отрывок из былины: «Тут все богатыри святорусские. Садились они на добрых коней, и поехали раздольицем, чистым поле. А со той горы, да со высокой усмотрел старый казак да Илья Муромец – а то едут ведь богатыри чистым полем, а то едут ведь на добрых конях. И спустился он с горы высокой, и подъехал он к богатырям святорусским. Рядом с ними стол…». Вопросы по содержанию картины. - Кто изображён на картине? - Кто назовёт их по имени? - Какими изображены богатыри? - Какие у них лица? Одежда? Оружие? - Какие кони под ними? - Чем они украшены? - Какие отношения между богатырями? - Какая природа окружает богатырей? - Что делают в поле богатыри? - Какой богатырь вам больше нравится? Чем? - Чем понравилась картина?
| Рассматривают картину. Слушают. Отвечают на вопросы. Богатыри русские. Алёша Попович. Илья Муромец. Добрыня Никитич. Сильными, смелыми, красивыми… Строгие, красивые… Сильные, ухоженные. Сбруя, уздечка… Добрые, деловые… Степь, небо всё в тучах… Стоят на защите своей Родины… Рассказывают. | Умеют внимательно рассматривать, понимать содержание картины. Закрепляют знания о русских богатырях. Размышляют над вопросами, правильно отвечают. Умеют рассуждать, составлять небольшие рассказы. |
3. | Физминутка «Мы – богатыри». | Умеют согласовывать движения с текстом. | |
4. | Рассказ по картине. На заставе три богатыря стоят на страже своей Родины. В центре, на вороном коне сидит Илья Муромец, крестьянский сын, славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются в его облике. У него благородное лицо, широкая борода с проседью. Конь его спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. Если он двинется, то, кажется, загудит земля. Далее рассказ сопровождает показом слайдов «Оружие и доспехи богатырей». Богатырь хорошо вооружён: в правой руке - булатная палица, за спиной - колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей. По правую руку от Муромца – Добрыня Никитич, не менее любимый народом. Добрыня искусен в бою, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Конь под ним белый, длинногривый. Третий богатырь – Алёша Попович, тоже храбрый и смелый. Хотя он не так силён, как Илья и Добрыня, но берёт ловкостью и настойчивостью. Хитёр Алёша! Не смотрит он в сторону врага, а лишь глаза косит, да тугой лук у него наготове. Рыжий конь Алёши Поповича под стать ему: низко опустив голову, щиплет траву, но уши навострил. У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже своей Родины. Над ними низкое небо, покрытое тяжёлыми, свинцовыми тучами. За холмами и степью – раздольная Русь, которая вырастила и снарядила богатырей на свою защиту. | Слушают рассказ. Рассматривают на слайдах оружие и доспехи. | Умеют внимательно слушать. Различают на слайдах оружие и доспехи. |
5. | Игра с передачей флажка «Назови пословицу о защитниках Родины». | Называют пословицы. - Бой отвагу любит. - Бей до победы, как били деды. - Кто хорошо бьётся, тому победа даётся. - Бей русским боем – будешь героем. - Богатырь умрёт – слава его воюет. | Знают пословицы. |
6. | Рефлексия. Предлагает раскрасить картинки с изображением богатырей. Включает аудиозапись песни «Бравые солдаты». | Выбирают раскраски и раскрашивают их. Слушают песню. | Умеют красиво раскрасить, подбирая нужные цвета. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Рассматривание картины и составление рассказов по сюжетной картине «Счастливого плаванья», с использованием элементов ТРИЗ». Приоритетная область: коммуникация
Программное содержаниеОбразовательная задача:Продолжать учить детей с помощью системного анализа рассматривать картину и понимать ее содержание....
Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".
Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...
Формирование целостной картины мира. Рассматривание картины "Кошка с котятами" (2 мл. группа).
Тема: Рассматривание картины "Кошка с котятами".Цели: Учить рассматривать картину, называть персонажей, их действия, понимать причинно-следственно связи.Уточнить знание названий детены...
Конспект НОД по работе с картинами с детьми 2-3 лет Рассматривание картины «Собака со щенятами»
Задача: закрепить знание детей имени и значения признака «рельеф» и умение определять значение этого признака с помощью анализатора - рука; ввести в словарь детей слова «т...
Картотека рассматривания картин в младшей и средней группах с приложением сюжетных картин.
В картотеке даны примеры организаций занятий по рассматриванию картин с детьми младшего и среднего возраста с приложением сюжетных картинок....
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» НОД Формирование целостной картины мира тема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами» во второй младшей группе.
Конспект ООД по образовательной области«Познавательное развитие»НОД Формирование целостной картины миратема: «Рассматривание картины «Кошка с котятами»во второй мла...
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)
Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...