Тайна осеннего леса
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_pobulikatsii.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  « Тайны осеннего леса»

Образовательная область:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Задачи:

- закреплять представления детей  о характерных признаках осени и осенних       явлениях;            -расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают;

-учить устанавливать причинно-следственные связи.

-развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание,  связную речь, словарь( кромка, хлорофилл);

- закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения , делать выводы(рассуждать, доказывать, выстраивать суждения, устанавливать причинно-следственные связи);

- продолжать развивать память, внимание,  мышление через игру и игровые упражнения;

-исследовать природное явление листопад, сделать вывод о наличие зеленого вещества в листьях через опыт;

-в ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы;

- воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Методы и приёмы:

Практические –эксперименты «Почему листья меняют свой цвет осенью?», «Как опадают листья», «Откуда берется дождь?»,работа с перфокартами.

Наглядные – «Секретное письмо»

Словесные – «Признаки осени»

Материалы и оборудование: Презентация, гелевый шарик, йодовая вода, кисть, листок дерева на каждого ребенка, деревянный кубик на каждого ребенка, белая ткань 10*10 на каждого ребенка, листья разных деревьев и разного размера (маленькие, большие), перфокарты на каждого ребенка, 3-х литровая банка с крышкой, лед.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность        Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная        Пальчиковая гимнастика «Осень»

Коммуникативная        «Назови признаки осени»

Познавательно-исследовательская        Решение проблемной ситуации:

«Секретное письмо», эксперименты «Почему листья меняют свой цвет осенью?», «Как опадают листья», «Откуда берется дождь?»

Логика образовательной деятельности

№        Деятельность воспитателя        Деятельность воспитанников

1        Воспитатель обращает внимание детей на гостей и спрашивает почему они к нам пришли? (один из гостей сообщает, что в нашей группе должно произойти волшебство)

Воспитатель произносит «волшебные слова»:

 «Закроем глазки раз, раз , два, три.

 Волшебство скорей  прийди».

Появляется шарик на котором привязано письмо, написанное лимонным соком.

Воспитатель  ловит шарик и удивляется

 –Что это?

Обращает внимание детей на то, что лист чистый, на нем ничего не видно.

Спрашивает у детей что это может быть?

Воспитатель спрашивает у детей, а бывают ли тайные письма?                                

Педагог  спрашивает как же быть? Как узнать что написано?

Сообщает детям, что есть волшебная водичка (развести йод в воде)  надо слегка смочить при помощи кисточки письмо.

 Воспитатель подводит детей  к выводу, что осень нас приглашает в лес рассказать и показать свои тайны.

Спрашивает согласны ли дети отправимся в гости к осени в лес ?  

Дети здороваются с гостями.

Дети закрывают глазки.

Дети предлагают варианты, выясняют, что это тайное письмо.

Предполагают, что такие письма могут быть написаны секретными чернилами.

Дети рассуждают.

Ребенок смачивает письмо йодовой водичкой появляется надпись «ОСЕНЬ», «ЛЕС»)

Дети соглашаются

2         Но прежде чем отправиться, воспитатель предлагает вспомнить и назвать признаки осени.

На слайде схема Ткаченко

Воспитатель хвалит детей.

Педагог произносит слова:

«По тропинке в лес пойдем, много интересного найдем».

        Дети называют признаки осени:

  - день короче ,а ночь длиннее;

  -небо серое, хмурое;

  -часто идет дождь;

  -перелетные птицы улетают на юг;

  - на деревьях и кустарниках желтеют листья, они опадают, начинается листопад;

  - дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, а некоторые  ложатся в  

   спячку.

 - люди одели теплую одежду;

  - собирают урожай

3        На слайде:  осенний лес

Воспитатель уточняет у детей что такое лес?

Какого цвета листья на деревьях (красные, желтые, оранжевые …)

Спрашивает у детей хотят ли они узнать почему листья меняют осенью свой цвет?  

Предлагает пройти за столы и провести эксперимент. (на столах белая ткань, листок и кубик)

Воспитатель дает инструкцию: «Возьмите листочек положите его на одну половину белой ткани, а второй половиной накройте. Теперь кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань.»  

Воспитатель спрашивает, что дети обнаружили в ходе эксперимента?

Воспитатель сообщает, что это зеленое вещество и есть хлорофилл, оно и окрашивает лист в зеленый цвет. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, дни становятся короче, ночи длиннее. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

Осенний лес богат своими красками.

Ответы детей.                                                                          Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые.

Дети проходят за столы.

Дети берут листок, кладут его на одну половину белой ткани, другой половиной накрывают, сильно стучат по листочку сквозь ткань.

Ткань стала зеленой.

4Эксперимент «Как листья опадают».

Воспитатель напоминает детям, что на прогулках они замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Предлагает провести  еще один эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого надо взять в руку лист  и поднять ее вверх, затем выпустить листик из пальцев. Пока лист летит, воспитатель предлагает внимательно следите за его полетом и запомнить: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Воспитатель подводит детей к выводу: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Дети берут в руки листья с разных деревьев и поднимают их вверх, затем отпускают их и следят за их полетом.

Дети рассуждают

5        Пальчиковая гимнастика «Осень»

Осень, осень,

(Трем ладошки друг о друга)

Приходи!

(Зажимаем кулаки по очереди)

Осень, осень,

(Трем ладошки друг о друга)

Погляди!

(Ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,

(Плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.

(Ладонями поглаживаем колени)

Солнце нас уже не греет,

(Сжимаем и разжимаем кулаки по очереди)

Ветер дует все сильнее,

(Синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы,

(«Птица» из двух скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.

(Барабанить пальцами тo по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем

(Имитируем по тексту)

И ботинки обуваем

(Топаем ногами)

Знаем месяцы:

(Ладонями стучать по коленям)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.

(Кулак, ребро, ладонь)

        

Дети выполняют действия за педагогом.

6        Педагог выясняет кроме того, что листья меняют свою окраску и опадают, что еще происходит в лесу?       (Работа с перфокартами)                                           На первой перфокарте картинки: белка, лиса, волк, заяц, медведь.                                 Задание: определить животных, которые меняют на зиму цвет меха.(белка, заяц).                                                  На второй перфокарте картинки: белка, еж, медведь, барсук,  волк, лиса.                                                                     Задание: определить животных, которые впадают  в спячку.(еж, медведь, барсук.)        Дети отвечают на вопрос .

Животные меняют свои шубки и делают запасы на зиму.

Дети выполняют работу в перфокартах.

7        Воспитатель  предлагает детям провести еще один эксперимент.  Уточняет хотят ли они  узнать откуда на небе берется вода для дождя?                             Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Воспитатель убирает лед с и поднимает крышку, с нее падают капли воды.

Педагог сообщает, что капельки возвратят их в детский сад.

Педагог произносит слова:

«Дождик, дождик

Раз, два, три, в детский садик нас верни».

        Дети проходят к столу, на котором стоит 3-х литровая банка, на дне которой налита горячая вода, на крышке лежит форма со льдом.

Дети закрывают глаза ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексное итоговое НОД "тайны осеннего леса"

Цель НОД:Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитатель -образовательного процесса....

Презентация – экскурсия по мини-музею «Тайны осеннего леса»

Презентация – экскурсия по мини-музею «Тайны осеннего леса»   (в рамках социально-значимого проекта взаимодействия ДОУ, социума и семьи «Хочу все знать» с детьми подготовительной группы)...

Игра путешествие «Тайны осеннего леса»

Игра путешествие «Тайны осеннего леса»...

Занятие "Тайны осеннего леса"

Занятие "Тайны осеннего леса" Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие. Занятие разработано для детей старшего дошкольного возраста....

Конкурс "Тайны осеннего леса"

В нашем  детском саду прошла  ежегодный   Выставка-конкурс: "Тайны леса"-2015.Проводить такие выставки  стало традицией у нас в  детском саду .  Это всегда праз...