Диагностический материал по развитию речи
тест по развитию речи

Баканова Анна Николаевна

Материал содержит  вопросы для  диагностики детей младшего среднего  и старшего дошкольного возраста , а также результаты собственной диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx114.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Солнышко»

ДИАГНОСТИКА

речевого развития дошкольников

                 

             Подготовила и провела  

                  воспитатель Баканова А.Н.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

              Диагностическая методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

            Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 10 минут). Для проверки речевого развития детей младшего возраста необходимо использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Ответы ребенка заносятся в протокол (форма прилагается).

              Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам).

            3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1);

          2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2);

       1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

            В конце проверки производится подсчет баллов.

          Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень;

          если больше половины – 2 балла – это средний уровень;

          если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень.

 (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже- низкий уровень)

         При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности.

          Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

                       Задачи речевого обследования детей II младшей группы

Словарь. Выявить умения:

1.Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы Кто это? Что это?

2.Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным (пушистая, круглый, красный ,красивая) и отвечающие на вопросы Какой? Какая?

3.Называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы Что делает? Что можно с ним делать?

4.Употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);

5 Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять)

Грамматика. Выявить умения

1.Образовывать наименования животных и их детенышей в единственном и множественном числе, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (кот – кошка – котенок – котик – котята);

2.Согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка)

3 Составлять простые и сложные предложения по картинам совместно со взрослым.

Фонетика.

1.Уточнить произношение звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах;

2. Выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Связная речь

1.Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;

2.Выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;

3.Предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;

4.Выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте)

Материал для обследования

1.Кукла, которая может сидеть, стоять, поднять руку, идти.

2.Картинки:

-кошка с котятами;

-кукла, мяч, машина (игрушки);

-шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата (на одном листе формата А3)

                                                Ход обследования.

Задание 1. Кукла.

Воспитатель показывает ребенку куклу, задает вопросы в следующей последовательности.

1. Как зовут куклу? Придумай ей имя.

1) Ребенок называет имя в предложении (я хочу назвать ее Марина);

2) дает имя (одним словом);

3) не дает имя (повторяет слово кукла).

2.Скажи, какая Марина?

1)Называет два и более слова (красивая, нарядная);

2)называет одно слово (хорошая);

3) не называет качеств, признаков (повторяет слово кукла).

3.Что на ней (Марине) надето?

1) Самостоятельно называет более двух предметов одежды (в зеленом платье, белых носочках);

2) с помощью вопросов педагога: «Что это? Покажи…» (это носочки, это платье);

3) показывает предметы одежды, но не называет.

4.Как назвать одним словом? (педагог называет: «платье, носочки – это…»)

1)Ребенок называет обобщающее слово (одежда, вещи);

2)называет другие виды одежды (трусики, колготки, кофта);

3) повторяет слова, которые назвал педагог (платье, носочки).

5. Какая одежда надета на тебе?

1) Называет более двух слов (рубашка, майка, брюки);

2) называет два предмета одежды (сарафан, майка);

3) называет только одно слово (платье) или перечисляет обувь, аксессуары (туфли, бантики).

6. Что делает Марина? (педагог выполняет действия: кукла садится, встает, поднимает куку, машет ею.)

1) Ребенок называет все действия;

2) называет два действия (встала, подняла руку);

3) называет одно слово-действие (стоит или сидит).

7. Что можно делать с куклой?

1)Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);

2)называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);

3)называет одно действие (играть).

8. Саша, попроси куклу вежливо, чтобы она встала, села.

1)Использует прямую речь и вежливые формы (Марина, встань, пожалуйста);

2)называет два глагола в повелительной форме (встань, сядь);

3)называет действия не в требуемой форме (встать, сесть)\

9.Составление совместного рассказа по схеме: «это…(кукла). Она.. (красивая). Ее зовут…(Марина). У нее есть…(красное платье, белый бант). С куклой можно…(играть)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2)заканчивает два предложения;

3)называет одно слово (или говорит о другом, рассказывает про свою куклу).

Задание 2. Картина «Кошка с котятами».

1.Воспитательспрашивает: «Кто это? (кошка). Какая она?»

1) Ребенок самостоятельно отвечает (это кошка. У нее котята. Кошка черная.);

2) отвечает по вопросам педагога;

3)описывает своего кота (из опыта) (у меня есть кот Мартын, он очень толстый ).

2. Как назвать детеныша кошки?

1) Называет правильно (единственное число- котик, котенок);

2)вместо единственного числа называет множественное (котенки, котята);

3)не выполнил задание.

3. Когда детенышей много, как сказать?

1)Называет множественное число (котята, много котят);

2)вместо множественного числа называет единственное число (котеночек, котик);

3)не выполнил задание.

4. Педагог говорит: «Сравним кошку и котят. Кошка большая, а котята…(маленькие); у кошки хвост длинный, а у котенка…(короткий); кошка бегает быстро, а котята…(медленно); кошка мяукает громко, а котята…(тихо)».

1) Ответил на все задания;

2) выполнил 2 – 3 задания;

3)ответил на одно.

5. Совместное рассказывание. «Это…(кошка). Она…(большая). У кошки есть…(котята). Кошка любит …(своих котят; играть, лакать молоко)».

1) Ребенок заканчивает все предложения;

2)заканчивает два-три предложения;

3) называет одно слово.

Задание 3.

1.Как одним словом назвать куклу, мяч?

1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушка);

2) перечисляет названия (Марина, мяч);

3)говорит одно слово (кукла).

2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь.

1)Составляет рассказ из личного опыта (у меня дома есть машинки. Их много. Все машинки разные. Я ставлю их в гараж.);

2)перечисляет игрушки;

3) называет одну игрушку.

Задание 4.

Взрослый предлагает ребенку рассказать сказку: «Та знаешь сказку про курочку Рябу? Расскажи ее».

1)Ребенок пересказывает сказку самостоятельно;

2)рассказывает по вопросам воспитателя;

3)называет отдельные слова.

Задание 5.

Ребенку показывают картинки, он их называет (шар, шуба, жук, заяц, рыба, трамвай, лампа, лопата). Взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит.

Примечание: полное обследование по ЗКР проводится по отдельной методике.

Сводная таблица данных  испытуемых по  всем заданиям

имя ребенка

№1

№2

№3

№4

№5

1.Лиза Н.

1 2 2 222323

2332

22

3

1

2.Игорь К.

223321222

2332

21

3

3

3.Полина М.

333233233

2333

33

3

3

4.Вика М.

232322323

2333

33

3

3

5.Рита П.

111222222

2322

21

2

1

6.Егор П.

222121112

2211

11

1

1

7.Тимофей М.

221312112

2221

22

2

2

8. Алеша Р.

011111121

1211

12

2

2

9.Лера С.

222232322

2322

22

2

3

10. Таня К.

233222222

3322

22

      2

3

11. Максим Ш.

112122121

2322

22

2

2

12. Ваня Д.

323232232

2322

32

2

1

13. Витя К.

122221222

1211

22

1

2

14.Настя Б

112122222

2322

22

2

2

15.Иракли Т.

101221111

1211

11

1

1

16. Миша С.

122322221

2222

22

2

2

17.Чикова В.

332323223

2333

23

3

3

В результате анализа полученных данных, был подсчитан  средний балл . Результаты представлены в таблице ниже

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей второй младшей  группы

Оценка результатов

Группа   17 человек

Высокий уровень развития

3 чел.

Средний уровень развития

11 чел.

Низкий уровень развития

3 чел.

Диагностика речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Связная речь

1) Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) выявить умение пользоваться разнообразными вежливы ми формами речи.

Детям среднего дошкольного возраста даются такие же задания, что и детям четвертого года жизни, однако они усложняются тем, что ребенку, помимо называния игрушек и домашних животных, выделения признаков и качеств предмета, предлагается определить значение слова, обозначающего предмет. 

Серия заданий (развитие связной речи).

 Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности.

Для этого ребенку сначала предлагается кукла.

 1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют. 

1) Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть;

2) рассказывает по вопросам педагога;

3) называет отдельные слова, не связывая их в предложение.

 2. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать? 

 1) Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют;

2) перечисляет признаки (красный, резиновый); 3) называет отдельные слова.

 3. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.

1) Ребенок составляет описание (рассказ);

 2) перечисляет качества и действия;

 3) называет 2-3 слова.

4. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».

1) Составляет рассказ самостоятельно;

 2) рассказывает с помощью взрослого;

3) отвечает на вопросы односложно.

5. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду) и предлагает пересказать.

1) Ребенок пересказывает самостоятельно

 2) пересказывает с подсказыванием слов взрослых;

3) говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом.

Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 - 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла - это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла - это  средний уровень.

Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу - это низкий   уровень.

Сводная таблица данных  испытуемых по  всем заданиям

имя ребенка

№1

№2

№3

№4

№5

уровень

1.Лиза Н.

3

3

3

2

3

высокий

2.Игорь К.

2

3

3

3

3

высокий

3.Полина М.

3

3

3

2

3

высокий

4.Вика М.

3

3

3

3

3

высокий

5.Рита П.

2

2

2

1

2

средний

6.Егор П.

2

2

2

2

2

средний

7.Тимофей М.

2

2

2

2

2

средний

8. Алеша Р.

1

2

2

1

2

средний

9.Лера С.

3

3

3

3

3

высокий

10. Таня К.

3

3

3

        3

3

высокий

11. Максим Ш.

2

3

3

2

2

средний

12. Ваня Д.

3

3

3

2

3

высокий

13. Витя К.

2

2

2

2

2

средний

14.Настя Б

2

3

2

2

2

средний

15.Иракли Т.

2

2

2

2

2

средний

16. Миша С.

3

2

3

2

2

средний

17.Чикова В.

3

3

3

3

3

высокий

В результате анализа полученных данных, был подсчитан  средний балл . Результаты представлены в таблице ниже .

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей средней  группы

Оценка результатов

Группа   17 человек

Высокий уровень развития

8 чел.

Средний уровень развития

9  чел.

         Низкий уровень развития

--

Диагностика речевого развития детей старшего  дошкольного  возраста

Связная речь

 1) В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;

2) составлять описание, повествование или рассуждение;

 3) развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

 Серия заданий (связная речь)

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке)

 1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах;

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает серию картинок объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

3) не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему).

Напомним эти показатели:

1 .Содержательность (в повествовании - умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании - раскрытие микротем, признаков и действий).

Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла;

если сюжет заимствован - 2 балла;

 если идет перечисление признаков - 1 балл.

  1. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца),

выстраивание сюжета в логической последовательности - 3 балла;

наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла;

 отсутствие начала и конца - 1 балл.

  1. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях - 3 балла; использование только простых предложений -2 балла;

однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл,

4.Разнообразные способы связей между предложениями -3 балла; использование способов формально-сочинительной связи( через союзы а, и, наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1 балл.

5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) -3 балла; прерывистое изложение, 66 незначительные заминки и паузы -2 балла; монотонное, невыразительное изложение -1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Сводная таблица данных  испытуемых по  всем заданиям

имя ребенка

№1

№2

№3

уровень

1.Лиза Н.

2

3

2    3     2     2    3      3  

средний

2.Игорь К.

3

2

3 3     2   3    3 3

высокий

3.Полина М.

3

3

3 3 3 2 3 3

высокий

4.Вика М.

3

3

2 3 3 3 3 2

высокий

5.Рита П.

2

3

2  1  2  2 2 2

средний

6.Егор П.

3

3

2  3 3 2 2 2

средний

7.Тимофей М.

3

2

2 3 3 3 3 2

высокий

8. Алеша Р.

2

2

3 3 2 3 2 2

средний

9.Лера С.

3

3

2 3 3 3 3 3

высокий

10. Таня К.

3

3

3 3 2 3 3 3

высокий

11. Максим Ш.

2

2

1 3 2 2 2  2

средний

12. Ваня Д.

3

3

3 3 3 3 3 3

высокий

13. Витя К.

3

2

2 3 2 2 2 2

средний

14.Настя Б

3

3

3 3 3 3 2 3

высокий

15.Иракли Т.

2

2

2 2 3 2 2 2

средний

16. Миша С.

3

3

3 3 3 3 3 3

высокий

17.Чикова В.

3

3

3 3 3 3 3 3

высокий

В результате анализа полученных данных, был подсчитан  средний балл . Результаты представлены в таблице ниже .

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей старшей  группы

Оценка результатов

Группа   17 человек

Высокий уровень развития

10чел.

Средний уровень развития

7  чел.

         Низкий уровень развития

--

Диагностика речевого развития детей в подготовительной группе

   При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста я  опиралась на следующие положения:

  • Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение
  • Умение общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

-- умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.;

-- умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

-- владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);

-- овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

-- уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; -- соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».

Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

                           Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… .

3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) - отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) - на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) - на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий

Фамилия, имя ребенка

Звуковая культура речи

Понимание речи, активный словарь

Художественная литература

1.Лиза Н.

9 б.

10 б.

9 б.

2.Игорь К.

9 б.

10 б.

9 б.

3.Полина М.

10 б.

10б.

9 б.

4.Вика М.

10 б.

10 б.

9 б.

5.Рита П.

8 б.

9 б.

8 б.

6.Егор П.

7 б.

9 б.

7 б.

7.Тимофей М.

6 б.

7 б.

6 б.

8. Алеша Р.

7 б.

7 б.

4 б.

9.Лера С.

9 б.

9 б.

8 б.

10. Таня К.

10 б.

10 б.

9 б.

11. Максим Ш.

9 б.

9 б.

9 б.

12. Ваня Д.

10 б.

10 б.

10 б.

13. Витя К.

8 б.

8 б.

7 б.

14.Настя Б

8 б.

8 б.

7 б.

15.Иракли Т.

6 б.

7 б.

6 б.

16. Миша С.

8 б.

9 б.

9.б

17.Чикова В.

10 б.

10 б.

10 б.

     В результате анализа полученных данных, был получен средний балл, результаты, представлены в таблице ниже  и в виде диаграммы .

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей подготовительной группы

Оценка результатов

Группа   17 человек

Высокий уровень развития

10 чел.

Средний уровень развития

7 чел.

Низкий уровень развития

-------

Полученные данные представлены в следующей диаграмме

      Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что у 10 детей из 17-  высокий уровень развития речи, у 7 детей - средний (удовлетворительный) уровень.

         Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием.

          Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплекса разнообразных занятий  по развитию речи с экологической направленностью, использования  занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно.

         Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий.

   При диагностике речевого развития у детей старшего дошкольного возраста я  опиралась на следующие положения:

  • Коммуникативно-риторические умения в подготовительной группе связаны с умением анализировать и оценивать общение
  • Умение общаться, когда оценивается умение ориентироваться в ситуации.

При диагностике речевого развития речи детей подготовительной группы были использованы следующие показатели оценки:

-- умение ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая кто говорит, к кому обращается говорящий, с какой целью, что - о чем, как и др.;

-- умение анализировать и оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого, что сказал говорящий, что хотел сказать, что сказал ненамеренно и т.д.;

-- владение своим голосом, использование средств выразительности речи (умение пользоваться интонацией, выбрать оптимальный темп, громкость произношения, плавность речи);

-- овладение культурой слушания, внимательно слушать собеседника, адекватно реагировать на речь говорящего;

-- уместно использовать правила речевого этикета, вести этикетный диалог; -- соотносить вербальные и невербальные средства общения, владение невербальными средствами (мимикой, жестами, телодвижениями).

Для выявления уровня речевого развития у старших дошкольников применялась диагностика «Развитие речи по программе «Радуга».

Диагностика детей подготовительной группы по развитию речи проводилась по следующим направлениям.

1. Для диагностики звуковой культуры речи выяснялось, имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

                           Были предложены следующие задания:

а) Ребенка попросили назвать любые слова со звуком с.

«Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

б) Предлагалась игра. Даётся лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишка. Объясняются правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар. И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

2. Для обследования понимания речи и уровня активного словаря предлагалось следующее.

а) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

б) Детям предлагалось рассмотреть картинку. Задавался вопрос, что произошло с цыплятами. Предлагалось придумать название к рассказу.

Воспитатель обращается с просьбой повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят; описать её состояние. Она… .

3. Художественная литература.

а) Ребенка просят прочесть любимое стихотворение

б) Предлагают назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, можно подсказать название.

в) Ребенка просят вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам

Оценка выполнения заданий проводилась следующим образом:

9-10 баллов (высокий уровень) - отвечает на все задания правильно, без подсказки со стороны взрослых, отвечает быстро и охотно.

5-8 баллов (средний уровень) - на большую часть вопросов отвечает правильно, но пользуется подсказкой взрослого, отвечает медленно, но охотно.

1-4 баллов (низкий уровень) - на большую часть вопросов отвечает неправильно, даже с подсказкой взрослого, отвечает мало и неохотно.

Ниже приводится сводная таблица данных испытуемых по всем трем видам заданий

Фамилия, имя ребенка

Звуковая культура речи

Понимание речи, активный словарь

Художественная литература

1.Лиза Н.

9 б.

10 б.

9 б.

2.Игорь К.

9 б.

10 б.

9 б.

3.Полина М.

10 б.

10б.

9 б.

4.Вика М.

10 б.

10 б.

9 б.

5.Рита П.

8 б.

9 б.

8 б.

6.Егор П.

7 б.

9 б.

7 б.

7.Тимофей М.

6 б.

7 б.

6 б.

8. Алеша Р.

7 б.

7 б.

4 б.

9.Лера С.

9 б.

9 б.

8 б.

10. Таня К.

10 б.

10 б.

9 б.

11. Максим Ш.

9 б.

9 б.

9 б.

12. Ваня Д.

10 б.

10 б.

10 б.

13. Витя К.

8 б.

8 б.

7 б.

14.Настя Б

8 б.

8 б.

7 б.

15.Иракли Т.

6 б.

7 б.

6 б.

16. Миша С.

8 б.

9 б.

9.б

17.Чикова В.

10 б.

10 б.

10 б.

     В результате анализа полученных данных, был получен средний балл, результаты, представлены в таблице ниже  и в виде диаграммы .

Результаты диагностики по выявлению уровня речевого развития детей подготовительной группы

Оценка результатов

Группа   17 человек

Высокий уровень развития

10 чел.

Средний уровень развития

7 чел.

Низкий уровень развития

-------

Полученные данные представлены в следующей диаграмме

Таким образом, в процессе диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста было обнаружено, что у 10 детей из 17-  высокий уровень развития речи, у 7 детей - средний (удовлетворительный) уровень.

         Работа по определению особенностей развития речи у старших дошкольников показала, что дети данного возраста допускают немного ошибок в словоупотреблении, построении не только простого, но и сложного предложения; пользуются разнообразными способами связи предложений в тексте. Старшие дошкольники стараются не нарушать последовательность изложения мыслей, часто в их рассказах присутствуют элементы повествования и описания. Но иногда дети обращаются к помощи взрослого, так как не всегда могут справиться самостоятельно с заданием.

          Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведения комплекса разнообразных занятий  по развитию речи с экологической направленностью, использования  занятий на протяжении 3-4 лет, начиная со второй младшей группы и до подготовительной включительно.

         Это подтверждает необходимость проведения такого обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, развитию умений передачи знаний по художественной литературе, построения связного монологического высказывания в процессе проведения комплексных занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Диагностическое занятие по развитию речи "Волшебные цветы"

На занятии в игровой форме можно   выявить знания и умения детей по развитию речи: сформированность словаря, владение обобщающими понятиями, умение употреблять в активе различные части речи, ...

Диагностический материал для обследования речи дошкольников 5-6 лет. Речевая карта

Речевая карта О.И. Крупенчук представляет собой бланки, которые заполняет логопед, когда ребенок попадает в логопедическую группу детского сада комбинированного видаПодробнее: https://www.labiri...

Диагностический материал "Карта развития ребенка"

Карта развития ведется с 3 лет до выпуска из детского сада...

Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста

Диагностическая карта для обследования речи детей подготовительного возраста...

Диагностический материал по развитию речи

Диагностическое обследование ребенка с 3–4 лет по развитию речи...

Диагностический материал по развитию речи

Диагностический материал по развитию речи...