Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников
консультация по развитию речи

Шарова Олеся Викторовна

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. В педагогической деятельности необходимо использовать такие методы, чтобы процесс обучения был для детей  интересным, занимательным, развивающим. Для этого я необходимо применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод "мнемотехника"

 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование технологии мнемотехника   в образовательном процессе ДОУ»



                                                                                                                               Учите ребёнка каким-нибудь          неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.

К.Д. Ушинский

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией (компьютер, телевидение), а живого человеческого общения получают недостаточно. Развитие речи затормаживается. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. В речи детей существуют множество проблем:

1. Несформированность грамматического строя речи.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Бедная диалогическая речь.

4. Неспособность построить монолог.

5. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6. Плохая дикция.

Важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей является хорошая речь. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Как сформировать речь ребенка, наполнить её палитрой слов, красивыми фразами, благозвучными словосочетаниями?

В своей педагогической деятельности необходимо используют такие методы, чтобы процесс обучения был для детей  интересным, занимательным, развивающим. Для этого я необходимо применять нетрадиционные, а главное эффективные приемы работы с детьми, такие как метод мнемотехники.

Взяв в основу мнение великих педагогов выявлено, что мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большакова – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа.

Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемосхема (мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехника включает в себя: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, признаков и явлений природы, персонажей сказки, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Желательно в своей педагогической практике систематически использовать мнемотаблицы при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, проводить разные игры на развитии речи детей.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений и разгадывании загадок. Суть в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, всё стихотворение или загадка зарисовывается схематически.

Опираясь на опыт педагогов – новаторов на занятиях использую варианты игр с мнемотаблицами:

1. Восстановить последовательность картинок по памяти.

2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

3. Определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы).

7. Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. С помощью мнемотаблиц ребёнок концентрирует своё внимание на правильном построении предложений.

При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов можно также широко использую мнемотаблицы. Вместе с детьми беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.

Разрабатывая мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Для систематизирования знаний детей существуют модельные схемы, предложенные Т.М. Бондаренко, В.К. Воробьевой, Т.А. Ткаченко и др. Но не всегда готовые модельные схемы устраивают по содержанию, поэтому мы вместе с детьми дополняем и уточняем схемы.

Можно проводить работу с родителями по знакомству с мнемотехникой и мнемотаблицами с целью использования в семье.

Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Использование мнемотехники в работе педагогов:

- заметно облегчают дошкольникам овладение родным языком;

- сокращают время обучения;

- развивают память, внимание, образное мышление.

Использование метода мнемотехники способствует значительному повышению уровня развития связной речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов. Это позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе, постепенно осуществляя переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым.

Также педагогами были разработаны конспекты занятий для дальнейшего использования в образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема : «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе.

       «Использование технологии мнемотехника в образовательном процессе » "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасн...

Самообразование Тема: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста» на 2023 - 2024 учебный год

Существуем множество проблем в развитии речи детей. На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем....

Самообразование на 2023 - 2024 уч. год тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"

Самообразование на 2023 - 2024 уч.год. Тема: "Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста"...

Презентация: «Использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для развития речи детей дошкольного возраста»

Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций.Мнемотехника – это систе...