Конспект образовательная область «речевое развитие» Тема: пересказ сказки «Заяц- хвастун» Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Светлана Александровна Сергеева

Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.

Активизировать и обогащать словарный запас детей ( новые слова: гумно, сноп, Хваста).

Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.

Развивающие:

Развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: гумно, сноп, Хваста.

Средства и способы: чтение произведения, беседа, пересказ, рассматривание сюжетных картин, сюрпризный момент, словарная работа.

Предварительная работа:

1.     Чтение русской- народной сказки «Заяц- Хваста».

2.     Рассматривание иллюстраций к сказке.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование: предметные картинки (гумно, сноп).

Ход:

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом.

Воспитатель:

¾    Ребята, вы любите слушать сказки?

¾   Чтобы оказаться в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

¾   Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадку:

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом - серый он,

И по бегу – чемпион!»

(заяц)

¾   Мы про него сегодня сказку будем рассказывать.

¾   А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)

¾    Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?

¾   А сейчас давайте поиграем. Превратимся все в зайцев.

Воспитатель:

¾   Раньше, когда вы были в средней группе, вы не пересказывали сказки, потому что пересказ – дело серьезное. Надо ничего не пропустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать.

¾    Сейчас я напомню вам сказку „Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать.

Педагог читает сказку.

Словарная работа.

¾    Ребята, а вы догадались, что означает слово «гумно»? (помещение, сарай для сжатого хлеба).Воспитатель показывает картинку.

¾    А что значит «сноп»? (пучок срезанных колосьев и перевязаннных). Воспитатель показывает картинку.

¾   А Хваста? (хвалить самого себя)

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

¾   Почему зайца звали хваста?

¾   Как хвастался заяц?

¾   Где жил заяц?

¾   Как ему жилось?

¾   Куда зимой ходил заяц?

¾   Перед кем хвастался заяц?

¾   Кому рассказали зайцы о хвастунишке?

¾   Как ворона назвала зайца?

¾   Что случилось потом с вороной?

¾   Кто помог ей?

¾   Что сказала ворона зайцу?

Физкультминутка:

 

Встали зайцы на пенечки,

Приподнялись на носочки.

Спины чуть прогнули,

Лапочки сомкнули.

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят.

Лапки в стороны подняли

И наклоны делать стали.

Зайцы волка увидали

И с лужайки убежали.

(Руки на пояс, подняться на носки.

Прогнуться, сомкнув лопатки.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Руки в стороны, наклоны вперёд.

Руку – козырьком, посмотреть слева направо.)

 

 

 

 

Пересказ сказки по плану.

Воспитатель:

¾   О чем следует рассказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.)

¾   А потом? (О том, как заяц хвастался.)

¾   А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.)

¾   И тетка ворона? (Не велела хвастаться.)

¾   Чем сказка закончилась? (Заяц ворону от собак спас.)

¾   Знаете, что мы с вами сейчас сделали? – интересуется педагог.

¾    Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче.

¾   Попробуем?

¾   Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался?

¾   Кто продолжит рассказ?

Педагог вызывает четверых детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своевременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель:

¾   Понравилось ли вам рассказывать по плану?

 Вызывает еще четверых рассказчиков (хотя лучше, если дети будут отвечать с мест). Каждый раз начиная пересказ, педагог называет сказку: «Русская народная сказка „Заяц-хвастун“».

Рефлексия.

¾    Дети, какую сказку мы пересказывали? (Сегодня мы пересказывали  сказку «Заяц-хваста»).

¾    Каким характером обладал главный герой сказки? (Ответы детей)

¾    А вам хотелось быть такими же, как этот заяц? (Ответы детей)

¾   Почему? (Ответы детей).

¾    Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались, и я надеюсь, что сказку про зайца-хвастуна вы хорошо запомните.

 

 

Литература.

1. В.В.Гербова "Развитие речи в детском саду. Старшая группа"- М.:Мозаика-Синтез,2014

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А и др. "От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования". Издательство: Мозаика-Синтез,2013

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereskaz.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                "Детский сад № 132"

Конспект

 образовательная область «речевое развитие»

 Тема: пересказ сказки «Заяц- хвастун»

Старшая группа

Выполнила воспитатель Сергеева Светлана Александровна

г. Дзержинск

2018 г.

Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки; формировать умение пересказывать сказку, придерживаясь плана.

Задачи:

Образовательные: 

Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.

Активизировать и обогащать словарный запас детей ( новые слова: гумно, сноп, Хваста).

Продолжать формировать умение пересказывать сказку близко к тексту.

Развивающие: 

Развивать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Воспитательные: 

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Словарная работа: гумно, сноп, Хваста.

Средства и способы: чтение произведения, беседа, пересказ, рассматривание сюжетных картин, сюрпризный момент, словарная работа.

Предварительная работа:

  1. Чтение русской- народной сказки «Заяц- Хваста».
  2. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно- эстетическое развитие.

Оборудование: предметные картинки (гумно, сноп).

Ход:

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом.

Воспитатель:

  •  Ребята, вы любите слушать сказки?
  • Чтобы оказаться в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»
  • Отгадайте, какая сказка сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадку:

«Длинноухий, хвост короткий.

У него характер кроткий,

Очень шустрый, трусоватый,

В шубке беленькой, как вата,

Ну а летом - серый он,

И по бегу – чемпион!»

(заяц)

  • Мы про него сегодня сказку будем рассказывать.
  • А в каких сказках живёт зайка? («Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»)
  •  Кто сочинил эти сказки? Почему они называются русскими народными?
  • А сейчас давайте поиграем. Превратимся все в зайцев.

Воспитатель:

  • Раньше, когда вы были в средней группе, вы не пересказывали сказки, потому что пересказ – дело серьезное. Надо ничего не пропустить и не перепутать. И пересказывать следует так, чтобы вас было приятно и не утомительно слушать.
  •  Сейчас я напомню вам сказку „Заяц-хвастун”, а вы попробуете ее пересказать.

Педагог читает сказку.

Словарная работа.

  •  Ребята, а вы догадались, что означает слово «гумно»? (помещение, сарай для сжатого хлеба).Воспитатель показывает картинку.
  •  А что значит «сноп»? (пучок срезанных колосьев и перевязаннных). Воспитатель показывает картинку.
  • А Хваста? (хвалить самого себя)

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель:

  • Почему зайца звали хваста?
  • Как хвастался заяц?
  • Где жил заяц?
  • Как ему жилось?
  • Куда зимой ходил заяц?
  • Перед кем хвастался заяц?
  • Кому рассказали зайцы о хвастунишке?
  • Как ворона назвала зайца?
  • Что случилось потом с вороной?
  • Кто помог ей?
  • Что сказала ворона зайцу?

Физкультминутка:

Встали зайцы на пенечки,

Приподнялись на носочки.

Спины чуть прогнули,

Лапочки сомкнули.

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят.

Лапки в стороны подняли

И наклоны делать стали.

Зайцы волка увидали

И с лужайки убежали.

(Руки на пояс, подняться на носки.

Прогнуться, сомкнув лопатки.

Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.

Руки в стороны, наклоны вперёд.

Руку – козырьком, посмотреть слева направо.)

Пересказ сказки по плану.

Воспитатель:

  • О чем следует рассказать сначала? (О том, что заяц пришел снопы воровать.)
  • А потом? (О том, как заяц хвастался.)
  • А дальше? (Зайцы рассказали о хвастуне тетке вороне.)
  • И тетка ворона? (Не велела хвастаться.)
  • Чем сказка закончилась? (Заяц ворону от собак спас.)
  • Знаете, что мы с вами сейчас сделали? – интересуется педагог.
  •  Составили план пересказа. Мы кратко озаглавили каждую самостоятельную часть сказки. Так всегда делают взрослые, умеющие пересказывать. Придерживаясь плана, пересказывать легче.
  • Попробуем?
  • Я расскажу о том, что заяц пришел снопы воровать, а кто будет рассказывать, как заяц хвастался?
  • Кто продолжит рассказ?

Педагог вызывает четверых детей. Воспитатель начинает рассказывать сказку, помогает детям своевременно «принять эстафету», при необходимости подсказывает нужное (более точное) слово.

Воспитатель: 

  • Понравилось ли вам рассказывать по плану?

 Вызывает еще четверых рассказчиков (хотя лучше, если дети будут отвечать с мест). Каждый раз начиная пересказ, педагог называет сказку: «Русская народная сказка „Заяц-хвастун“».

Рефлексия.

  •  Дети, какую сказку мы пересказывали? (Сегодня мы пересказывали  сказку «Заяц-хваста»).
  •  Каким характером обладал главный герой сказки? (Ответы детей)
  •  А вам хотелось быть такими же, как этот заяц? (Ответы детей)
  • Почему? (Ответы детей).
  •  Вы просто молодцы! Вы хорошо постарались, и я надеюсь, что сказку про зайца-хвастуна вы хорошо запомните.

Литература.

1. В.В.Гербова "Развитие речи в детском саду. Старшая группа"- М.:Мозаика-Синтез,2014

3. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А и др. "От рождения до школы. Главная общеобразовательная программа дошкольного образования". Издательство: Мозаика-Синтез,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»

Конспект занятия в подготовительной группе в образовательной области «Речевое развитие»Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»Разработала и провела:Новикова Татьяна Витальевна,воспитатель  ...

Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологий Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!» Старшая группа

Конспект образовательной деятельностис использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область «Физическое развитие»Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!»Старшая группа...

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского» Старшая группа

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтап...

Самоанализ непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского»

В самоанализе НОД  "Путешествие по сказкам К.Чуковского" сделан разбор занятия: из скольки этапов состояло занятие, что проводилось на каждом этапе, какие приемы и методы использовались...

Конспект НОД с использованием ТРИЗ - технологии Образовательная область: Речевое развитие Тема: «Рассматривание картины «Собака со щенятами». Старшая группа

Цель: Развитие речевых навыков детей, мыслительных действий, творческого воображения.Программные задачи:Образовательные: -продолжать закреплять у детей умение составлять рассказы по мотивам содер...