Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: " Весна-красна".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бединская Наталья Алекандровна

Интересное и очень познавательное занятие с участием Лесовичка. Ребята выполняя различные задания помогают сказочному герою прогнать Зиму и пригласить Весну-красну. Это занятие не оставит равнодушным ни одного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Формировать представления  детей о весне, активизировать словарь детей по данной теме.

Коррекционно-образовательные задачи:

- упражнять  в подборе прилагательных к существительным;

-  упражнять детей в образовании существительных множественного числа родительного падежа;

- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

- -упражнять детей подбирать слова противоположные по значению;

- продолжать учить  отвечать на вопросы полным предложением.

Коррекционно-развивающие задачи:

- совершенствовать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать мелкую и общую моторику, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной;

- воспитывать умение слушать друг друга.

Ребята, сейчас я вам прочитаю текст, а вы его внимательно послушайте и скажите о каком

 времени года идет речь.

Воспитатель читает текст.

Побежали по дорогам веселые, говорливые ручейки. Лед на речке почернел. Надулись на деревьях пахучие почки. Уже прилетели из теплых краев грачи.. Поставили ребята на деревьях скворечники. Спешат они из детского сада, чтобы посмотреть, нет ли веселых гостей скворцов. Широко разлилась наша река. Затопила луга, залила по берегам кусты.

Итак, ребята, о каком времени года идет речь. Правильно, о весне.

 Восп: - А как вы догадались, что в тексте говорится о весне? Назовите признаки.

Давайте посмотрим на экран и узнаем ,правильно ли мы ответили. Там должна появиться картинка с изображением весны.

Появляется картинка с изображением зимы.

Восп.  Что же это такое, почему на экране зима, ведь мы правильно угадали время года. Ничего не понимаю.

Слышится стук в дверь. Входит Лесовичок. Видно, что он очень огорчен.

Лесов: Здравствуйте ребята! Я знаю, что произошло и почему на картинке зима.

Воспит: Расскажи нам, пожалуйста!

Лесов: Злая зима ребята заколдовала наш лес и хочет остаться в нем навсегда. Нужно как то помочь Весне вступить в свои права, но я совершенно не знаю как. Хорошо, что скворцы, которые летели в наш лес мимо детского сада подсказали, что можно обратиться к вам ребята и вы мне поможете.

Ребята, поможем  Лесовичку разбудить лес? Нужно вспомнить все, что мы знаем  о Весне и тогда она непременно сможет побороть Зиму.

Л: Назовите весенние месяцы.

Д: Март, апрель, май.

Л: Какая бывает весна?

Д: Ранняя и поздняя.

Л: Март – это ранняя весна. Май – поздняя весна.

 «Без чего не бывает весны».

Еще раз повторим, без чего не бывает весны. Например, без солнца.

(Без ручья, без почек, без птиц, без листьев, без подснежников .Без капели, без проталин, без ветра, без дождя, без сосулек и т.д.).

Дети самое главное весной - это конечно же солнышко. Чтобы оно засветило и растопило снег нужно выполнить задание

У вас на столе лежат лучики. Представьте, что это лучики от солнышка. Каждый называет свое слово о солнышке и прикрепляет «лучик».

 Солнышко весной, какое? Оно яркое, желтое, горячее, теплое, веселое. Круглое, ясное, лучистое, красивое, нежное, замечательное, любимое, ласковое и т.д.

В: Солнышко вас благодарит за лучики и за красивые слова.

Д: На дорогах тает снег, бегут ручьи, появляются большие лужи. На речках и озерах лёд, трескается, тает. Реки и озера выходят из берегов.

Как называется явление природы, когда сосульки начинают капать, тять?

Д: - Капель.

Л: Чтобы наши сосульки закапали, нужно выполнить следующие задание

«Скажи наоборот» (слова противоположные по значению)

Небо зимой пасмурное, а весной (ясное) .

Зимой воздух холодный, а весной… (тёплый) .

Небо зимой низкое, а весной (высокое) .

Зимой дни короткие, а весной (длинные) .

Зимой снег чистый, а весной (грязный).

Зимой медведь спит, а весной (просыпается).

Зимой снег падает, а весной (тает).

Зимой заяц белый, а весной (серый).

Л: Ребята, сосульки наши растаяли.

Воспит: И мы с вами вспоминаем  дальше. Посмотрите перед нами озеро. На нём уже треснул лёд, и плывут льдины. Как называется это явление природы?

Д: - Ледоход.

Посчитай до 5» (согласование существительные с числительными)

( Дети берут льдинку, переворачивают и считают изображённый предмет до 5)

- Проталина, почка, сосулька, ручей, облако, подснежник, скворец.

Мы с вами устали, и я предлагаю вместе с Лесовичком выполнить гимнастику.

Шаловливые сосульки

Шаловливые сосульки (Руки на пояс, высоко подпрыгивать на месте.)

Сели на карниз.     (Присесть.)

Шаловливые сосульки     (Покрутить руками.)

Посмотрели вниз. (Посмотреть вниз из-под руки.)

Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами.)

Стали каплями кидаться.   (Руками соответствующие движения.)

Две сосульки вниз смотрели

И на солнышке звенели:

Кап-кап, дзинь-дзинь,     (В такт наклонять голову вправо – влево.)

Кап-кап, дзинь – дзинь.

Ребята, как мы уже говорили, перелетные птицы возвращаются к нам с юга весной. Назовите их.(картинки на экране). Чтобы птицы быстрее вернулись домой, нужно назвать их ласково.

Игра «Назови ласково» (с птицами) .

Скворец – скворушка

Соловей – соловушка

Журавль - журавушка

Лебедь – лебедушка

Утка – уточка

Кукушка – кукушечка

Трясогузка – трясогузочка

- Какие изменения в жизни животных происходят весной? ( Медведица выходит из берлоги, у зайчихи появляются зайчата).

Лесовичок: Я вот сегодня когда шел к вам в детский сад то по дороге насобирал много разных хвостов, ушей, шубок и даже не знаю чьи, поможете мне разобраться? Проводится игра «Чей хвост? Чьи Уши?» - называют притяжательные прилагательные(лисий, медвежий).

Молодцы! А теперь давайте соберем всех животных в лесу в семьи. У нас на доске домики. Мы будем  расселять животных  по домикам, при этом называя их. Например, ( папа-волк, мама-волчица, детеныш- волчонок).

Ребята, весна наступила, солнышко пригрело, и на полянках появляются первые весенние цветы.  Их называют первоцветы. А почему их так называют?  А кто мне может сказать, как они называются? Подснежники, мимоза, мать -и- мачеха, одуванчики.

Игра « Один – много» (первоцветы)

Весна прекрасное время года, когда природа просыпается от зимнего сна.

- Все рады весне, ведь мы ждали ее с нетерпением. Раньше люди звали весну в гости и говорили такие слова, их еще называют заклички:

Весна -красна! В гости просим. Приди скорей.

Принеси теплое солнышко, певчих птичек, травки зеленой, цветов ярких».  Давайте покличем и мы с вами Весну, чтобы она, наконец, пришла.

Дети зовут Весну. На экране картинка меняется с  зимней на весеннюю. Лесовичок радуется.

А сейчас я предлагаю попросить у Весны все чего бы мы от нее хотели.  Дети встают в круг и передавая ленточку просят у весны ( яркого солнышка, зеленой листвы, ясных деньков, первых цветов, и т. д).

Восп. Посмотрите, ребята, у нас получилось желтое весеннее солнышко - дружбы.

Лесов: Спасибо вам ребятки, вы большие молодцы, помогли прогнать зиму и вернуть Весну в лес. Ну, а мне пора возвращаться , ведь с приходом Весны у меня появилось много работы.

Прощается и уходит.

Воспит: Ну что же ребята, я очень рада, что  вы так много всего знаете о весне и смогли помочь Лесовичку. Когда он уходил, то передал мне для вас небольшой подарок. Это маленькие капельки, которые чудесным образом превратились в конфетки. Раздать гостинцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе "Весна - красна"

Комплексное занятие по развитию речи в старшей группе "Весна - красна"...

Конспект НОД по развитии речи в средней группе:" Весна -красна пришла"

Цель: закрепить представление детей о весне,ее признакахзадачи: уточнить обобщить представления детей о характерных признаках весны,расширять знания детей о весне,расширять иактивизировать словарь по ...

Конспект О.Д.по развитию речи в старшей группе "Весна - красна!"

Образовательная деятельность  развивает  связную речь детей . Учит подбирать слова – определение, использовать в речи средства выразительности речи (голос, мимика,); отвечать на в...

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе "Весна-красна"

В занятии можно проследить элементы лимерика, инсценировки и синквейна....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Весна – красна»

Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Снегирева Татьяна Ивановна...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "Весна-красна пришла".

Конспект НОД по развитию речи в средней группе....

Конспект по развитию речи в старшей группе "весна-красна"

Конспект по развитию речи в старшей группе " Весна-красна"....